Компетентностный подход обозначил переход от формально-знаниевого к личностно-деятельностному типу ориентации профессионального образования. В данных условиях использование старых образовательных технологий, нацеленных на освоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности, бесперспективно и не может обеспечить удовлетворительных результатов. Поэтому остаётся актуальной проблема поиска новых образовательных технологий, которые бы обеспечили овладение студентом будущей профессией не только на теоретическом, но и на деятельностном и рефлексивном уровнях.
Для повышения эффективности формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза нами была разработана технология, обеспечивающая последовательное формирование всех её компонентов в их тесной взаимосвязи.
Термин «технология» (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) в контексте его использования в образовательном процессе трактуется различными авторами по-разному. Центральное понятие – «педагогическая технология» – конкретизируется с учётом специфики педагогических задач в технологию обучения, технологию воспитания и образовательную технологию.
В научной литературе педагогическая технология определяется как разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.
В образовательной технологии акцент ставится на характере деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, а только потом на содержании, предмете или условиях.
Проектируя технологию формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза, мы ориентировались на то, что это должен быть наиболее рациональный способ организации и осуществления деятельности и взаимодействия преподавателя и студентов для достижения планируемого результата при оптимальных затратах.
Любая технология состоит из концептуальной основы, содержательной и процессуальной частей.
Концептуальную основу нашей технологии составляют методологические подходы, предполагающие максимальную самостоятельность в освоении новых знаний, высокую степень органичного усвоения знаний и практических умений, профессиональную направленность учебной деятельности, творческий характер решения учебных задач.
Содержательная часть нашей технологии состоит из содержания специального курса «Статистические методы прогнозирования в медицине», который обеспечивается мультимедийным электронным пособием. Основными задачами курса являются формирование у студентов медицинских специальностей понятий о прогнозе и прогнозировании в медицинской деятельности, знакомство с основными достижениями математики в медицинском прогнозировании, обучение студентов статистическим методам прогнозирования в медицине.
Процессуальную часть нашей технологии в соответствии с её концептуальной основой составляют активные методы обучения, побуждающие студентов к мыслительной и практической деятельности, мотивирующие их к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала.
В начале изучения курса «Статистические методы прогнозирования в медицине» мы проводим со студентами беседу о том, что такое прогноз, и какое значение он имеет в жизни человека. На данном этапе мы предлагаем задание «Я во времени», требующее описать себя в трёх ситуациях: «Я настоящее», «Я идеальное», «Я будущее», то есть составить прогноз.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Дома студенты выполняют задание «Прогноз в моей жизни», это небольшое эссе о ситуации, в которой им пришлось столкнуться с предвидением, затем авторы зачитывают свои сочинения, после чего происходит их обсуждение. Эти задания помогают студентам лучше понять, что такое прогноз, и убедится в том, что с прогнозированием человек сталкивается практически ежедневно.
Для формирования мотивации к изучению курса мы рассказываем студентам об использовании и роли прогнозирования в медицине, значении математических методов для составления медицинского прогноза. Это способствует развитию интереса и ценностного отношения к прогнозированию в медицинской деятельности.
Также для формирования положительной мотивации необходимо, чтобы учебная деятельность была определённой, целесообразной, актуальной и значимой для студентов. Этому способствуют используемые в процессе обучения прогнозированию активные методы, стимулирующие проявление деятельности, самостоятельности, творчества, заинтересованности в конечном результате.
Это методы проблемного и контекстного обучения.
Проблемное обучение – это включение в образовательный процесс противоречивой ситуации – проблемы, разрешить которую средствами наличного знания или опыта невозможно. Контекстное обучение – это включение в образовательный процесс проблем практического и профессионального содержания.
В начале каждого лекционного занятия перед озвучиванием темы мы представляем студентам проблемную ситуацию. Например, студенты, изучив на одном занятии линейные прогностические модели, на другом сталкиваются с нелинейными процессами, которые уже требуют нового описательного аппарата, но здесь возникает следующая проблема – нелинейное моделирование слишком сложно, и необходим поиск более простого, но столь же эффективного способа описания данных процессов. Тогда мы рассказываем студентам о методе линеаризации, то есть сведении нелинейных моделей к линейным.
Далее мы вместе со студентами формулируем тему лекции и обсуждаем план её изучения. Это способствует формированию умений рационально планировать свою деятельность, доказывать правильность сделанного выбора. Во время лекции также проводим обсуждения для поддержания активного отношения к лекции и уточнения понимания студентами излагаемого материала. Для фиксирования основных моментов используем метод конспектирования.
На каждом практическом занятии мы отрабатываем некоторый этап решения прогностической задачи профессионального содержания. Только пройдя весь курс, можно решить всю задачу от начала до конца со всеми нюансами. В курсе представлены задачи о прогнозировании эпидемий, распространении наркомании и ВИЧ-инфекции, прогнозировании численности населения, а также различных заболеваний.
Обычно решение имеет несколько подходов, под нашим руководством студенты выбирают тот или иной путь решения, а в некоторых случаях анализируют и сопоставляют несколько способов. Наиболее сильные студенты решают задачу самостоятельно. Обязательным средством обучения являются персональные компьютеры, так как необходимый вычислительный аппарат иногда бывает достаточно сложный.
Интересен опыт использования кейс-метода. Кейс представляет собой прогностическую задачу, разбитую на подзадачи, решение которых приближает студентов к решению исходной. Кейс-задания обычно используем на последних занятиях, когда практически весь материал освоен и прогностическую задачу можно решить полностью. Студентов делим на несколько групп и каждой группе предлагаем похожие или один и тот же кейс. Далее каждая группа представляет свои результаты, и проводится их обсуждение. В ходе дискуссии происходит актуализация знаний, их корректировка и уточнение, накапливается практический опыт студентов, развиваются способности высказывать свои мысли и выслушивать чужую точку зрения. Также метод полезен тем, что позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.