Замещение – это временный перевод сотрудника с одной должности на другую, обусловленный производственной необходимостью, в т.ч. для выполнения работы за временно отсутствующего работника. При этом заключается письменное соглашение между работником и работодателем. То есть во время замещения сотрудник будет выполнять обязанности, которые не предусмотрены его должностной инструкцией. От своих основных обязанностей он будет освобожден на все время замещения. Заработная плата в таком случае либо остается на прежнем уровне, либо повышается, но ниже среднего заработка по основной должности она быть не может.
В 2020 году в случае чрезвычайных обстоятельств (катастрофы, землетрясения и т.п.) работодатель может перевести сотрудника на работу по иной должности, не предусмотренной трудовым договором, без его согласия, например, когда необходимо заменить отсутствующего работника, но не более чем на 1 месяц. При этом для работы по более низкой квалификации требуется письменное согласие сотрудника (ст. 72.2 ТК РФ).
Для отслеживания текучки кадров и кадровых перестановок в организациях заполняют штатное замещение. Это необязательная, но в случае большого количества замещаемых должностей, крайне удобная форма. Она представляет собой расширенное и дополненное штатное расписание, в котором содержится информация о замещаемых на данный момент должностях и сотрудниках, которые их занимают.
Совмещение – это увеличение объема работы. Помимо своей основной работы сотрудник получает дополнительный объем обязанностей по той же или другой профессии (должности), который он выполняет в свое рабочее время в этой же организации за дополнительную плату (ст. 60.2 ТК РФ). То есть, один человек фактически занимает несколько вакансий и получает заработную плату за каждую из них.
Совмещение не требует заключения отдельного трудового договора, но сотрудника необходимо уведомить о совмещении и получить его письменное согласие. Новые обязанности нужно закрепить в дополнительном соглашении к трудовому договору.
Все изменения обязательно должны быть зафиксированы в штатном расписании организации.
Для того, чтобы понять все различия между замещением и совмещением, необходимо рассмотреть такие факторы как:
• объем работ;
• вознаграждение;
• сроки действия.
При совмещении объем работы увеличивается, при замещении работник просто выполняет другой вид деятельности. Поэтому сотрудник, совмещающий две или более должностей, испытывает большую нагрузку, чем замещающий. Но и заработную плату он, как правило, получает выше, чем при замещении.
По сроку совмещения никаких ограничений Трудовой кодекс не накладывает, а замещение возможно лишь в течение одного календарного года, а при замещении временно отсутствующего работника – до его выхода на работу (ст. 72.2 ТК РФ).
Конкурс на замещение вакантной должности в 2020 году
Грамотный подбор персонала — один из ключевых факторов успешной работы всего предприятия. Поэтому и подавляющее большинство бюджетных организаций, и коммерческие структуры отбирают претендентов на замещение определенных должностей на конкурсной основе. Закон рассматривает избрание по конкурсу как один из легитимных способов заключения трудового договора (ст. 16 ТК РФ).
Не путайте понятие «избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности» с обычным избранием на должность путем голосования — процедурой, применяемой в основном к руководящему составу акционерных обществ. В таком порядке может избираться на должность генеральный директор или член совета директоров ПАО, назначаемый по решению общего собрания акционеров (ст. 69 Федерального закона №208-ФЗ).
В коммерческих организациях в 2020 году к конкурсному отбору обычно прибегают при поиске наиболее подходящего кандидата на ответственную должность: руководителя отдела или филиала, главного бухгалтера, юриста и т.д. Отметим, что в силу ст. 18 ТК РФ трудовые договоры по результатам избрания по конкурсу заключаются с теми работниками, которые входят в соответствующий перечень должностей, указанный в уставе организации. При этом в уставе также должен быть прописан порядок проведения конкурса.
В то же время для целого ряда должностей в сфере образования, науки и государственной гражданской службы необходимость конкурсного отбора закреплена законодательно.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• государственные служащие (Федеральный закон № 79-ФЗ);
• научно-педагогические работники (Федеральный закон № 125-ФЗ);
• судьи (Закон РФ № 3132-1);
• работники таможенной службы (Федеральный закон № 114-ФЗ).
Кроме того, законодательством о принципах организации местного самоуправления предусмотрен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы (Федеральный закон № 131-ФЗ). Однако в Федеральном законе № 25-ФЗ, непосредственно регулирующем порядок поступления на муниципальную службу, указано, что заключению трудового договора не «должен», а «может предшествовать конкурс». Столь мягкая формулировка делает условие о конкурсном отборе возможным, но не обязательным. Поэтому на практике органы местного самоуправления уполномочены самостоятельно решать, как будет проходит оценка соискателей на вакантные должности муниципальной службы, и определять порядок их трудоустройства.
Организация, которая не попадает под действие нормативных актов с требованием о конкурсном отборе, может закрепить цели и порядок проведения конкурса локальным актом. Чтобы проводить конкурс для претендентов на отдельные должности, разработайте соответствующее положение и отразите в нем цели и условия отбора, сроки подачи заявлений и анкет, порядок, в котором фиксируются и оцениваются результаты конкурса на замещение вакантной должности. Отдельным разделом пропишите состав конкурсной комиссии и особенности ее работы.
Образцы конкурсной документации — объявлений о вакансиях, анкет и заявок на участие, уведомлений, резюме, протоколов — прикрепите к основному документу в виде приложений.
Конкурс может быть внутренним, когда к участию допускаются только сотрудники организации, внешним (только для соискателей со стороны) или смешанным.
Чтобы участвовать в конкурсном отборе на позицию государственного служащего, соискатель должен быть старше 18 лет, владеть русским языком и соответствовать законодательно закрепленным квалификационным требованиям (полученное образование, стаж работы по специальности, определенные знания и навыки).
Например, к конкурсам на замещение постов руководителя, помощника (советника) и специалиста допускаются только претенденты с высшим образованием, в то время как для участия в отборе на должности обеспечивающих специалистов достаточно среднего профессионального образования по выбранному направлению деятельности.
Требования к опыту работы на федеральном уровне устанавливаются президентскими указами, а на региональном — местными нормативными актами. Перечни необходимых знаний и навыков разрабатываются с учетом задач, стоящих перед конкретной организацией или ведомством, и закрепляются локальными актами.
Конкурс на замещение вакантных должностей государственной службы проходит в 4 этапа:
1. Подготовительный. Принимается решение о проведении конкурса, устанавливаются сроки, размещаются объявления о поиске претендентов. На официальном сайте ведомства выкладывается информация о предстоящем конкурсе: требования к соискателям, перечень необходимых документов, место и сроки их приема.
2. Аналитический. Рассматриваются все полученные от соискателей отклики и документы: анкеты, копии паспортов и трудовых книжек, медицинские справки. На этом этапе отсеиваются претенденты, документы которых не соответствуют заявленным работодателем требованиям.
3. Проведение конкурсных испытаний и оценка результатов. Основной этап, на котором претенденты проходят отбор, а комиссия оценивает и сравнивает результаты.
4. Выбор победителя и заключение служебного контракта. Претендента, показавшего в процессе отбора лучший результат, принимают на государственную службу. Если он становится чиновником впервые, ему в обязательном порядке установят испытательный срок продолжительностью от месяца до года, и только при успешном прохождении испытания присвоят классный чин.
Соискатели, которым отказали в трудоустройстве, могут обжаловать решение комиссии (ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ).
Закон позволяет не проводить конкурс при назначении на младшие должности гражданской службы, выборе претендентов из ранее сформированного кадрового резерва и в ряде других случаев. А в отдельных ситуациях, например, при заключении срочного служебного контракта или при назначении государственного служащего на руководящую должность по решению президента или правительства РФ, конкурсный отбор в принципе не нужен.
Не допускаются к участию в конкурсе на должность госслужащего:
• родители, супруги, дети и другие близкие родственники будущего начальника;
• лица, не имеющие гражданства РФ;
• недееспособные или ограниченно дееспособные граждане.
Существуют и другие основания для отказа в допуске, например, наличие заболеваний, препятствующих выполнению должностных обязанностей государственного служащего, наличие неснятой или непогашенной судимости или предоставление неверных сведений о себе. Поэтому все документы, поданные претендентами для участия в конкурсе, сначала внимательно изучаются.
При определении правового статуса должности необходимо различать учреждение должности и ее замещение. Учреждение должности означает закрепление в официальном правовом акте должностного наименования и целевого назначения должности, т. е. основы правового статуса должности. Следовательно, учреждение должности относится к вопросам организации государственно-служебного (военно-служебного) отношения.
Замещение должности в 2020 году состоит в приеме на данную должность конкретного физического лица посредством определенного установленного в нормативном акте организационно-правового способа замещения должностей (назначения, конкурса и т. д.), т. е. замещение должности связано с практическим осуществлением военной службы.
На протяжении веков было испробовано немало различных способов замещения должностей: передача по наследству, купля-продажа, по жребию, назначение, избрание, конкурс, дарение, были и проигрыши должности в азартных играх, «сажали» на должность и как принудительное отбывание повинности, было замещение должности в порядке очередности и др. Каждое общество и государство избирало в каждый данный период своей жизни такие из перечисленных способов замещения должностей, которые наиболее соответствовали его социальному устройству и политике правящих структур.
Многие из названных способов применялись и в истории России: известны избрание на престол, переход должности по наследованию, широко применялось назначение. В советский период истории нашего государства законодательно были закреплены такие способы, как зачисление, назначение, конкурс, избрание, которые сохранились и в Российской Федерации. Первые три из них применяются в настоящее время при замещении должностей военнослужащими.
Конкурс заключается в замещении должности в порядке соревнования, состязательности. Основное преимущество конкурса – возможность участия в нем неограниченного круга лиц (не менее двух, имеющих объявленные данные для занятия данной должности), открытость, гласность, голосование, равный доступ граждан к государственной службе. В отличие от выборов конкурс основан на волеизъявлении только участников. Итоги конкурса имеют юридическую силу после объявления результатов голосования, на основе чего заключается контракт.
Основным способом замещения должностей военнослужащими как по дореволюционному, так и по советскому законодательству было назначение их на должность на основании административных полномочий воинских должностных лиц.
По законодательству Российской Федерации замещение должностей также в основном производится назначением на них военнослужащих. Однако в целях минимизации субъективного фактора при принятии решения о назначении применяются предварительные процедуры согласования, аттестации военнослужащих, а при назначении на отдельные должности – проведение конкурса на замещение вакантных должностей.
Конкурсная система назначения на должности военнослужащих в настоящее время носит ограниченный характер. Согласно п. 3 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса на замещение таких вакантных воинских должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
К таким должностям, в частности, относятся: должности преподавательского и научного состава вузов, научно-исследовательских организаций и испытательных полигонов; должности адъюнктов, докторантов; должности курсантов, слушателей. Кроме назначения на указанные должности, законодательством Российской Федерации предусматривается также проведение конкурса при назначении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на вышестоящую или равную должность (п. 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы), тем самым подразумевается возможность расширения использования конкурсного способа замещения военнослужащими должностей.
Предпосылкой или условием проведения конкурса является свободное волеизъявление военнослужащего. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность (п. 3 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Другим условием конкурса является участие в нем не менее двух кандидатов. Для каждого конкурса установлены определенные требования к кандидатам. Военнослужащим запрещается одновременно участвовать в двух и более конкурсах на замещение вакантных должностей.
В отличие от аттестации положительный результат конкурса порождает обязанность должностного лица издать административный акт о назначении победившего в нем кандидата на должность, для замещения которой проводился конкурс. Решение конкурсной комиссии – юридическое основание для назначения на должность или отказа в таком назначении.
Конкурс на замещение вакантной должности нотариуса в 2020 году
Для того чтобы быть нотариусом, лицо должно участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности, на котором идет отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.
В 2020 году конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата.
В комиссии, которая назначается органом юстиции, должно быть не менее 5 человек.
Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель. Для обеспечения работы комиссии (регистрация и прием заявлений, формирование дел, ведение протокола конкурсной комиссии и др.) руководитель органа юстиции назначает секретаря комиссии из числа членов комиссии – сотрудников органа юстиции.
Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера.
При подаче заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, должно представить нотариально засвидетельствованные копии следующих документов:
– диплома о высшем юридическом образовании;
– трудовой книжки;
– лицензии на право нотариальной деятельности;
– а также листок по учету кадров установленной формы с фотографической карточкой кандидата.
При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность.
Конкурсант может представить другие документы или их нотариально засвидетельствованные копии, характеризующие его профессиональную юридическую подготовку.
Проверка представляемых документов осуществляется секретарем конкурсной комиссии. Подлинники документов возвращаются заявителю в день их представления, а копии указанных документов формируются в дело.
Конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.
Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе.
По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.
После оценки всех участников конкурса и подсчете набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.
При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя.
Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами конкурсной комиссии.
Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса.
Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.