В современных условиях актуальной становится проблема выявления психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление субъектности, стимулирующих готовность к постоянному профессионально ориентированному саморазвитию и потребность в нем. В связи с этим, Н. К. Сергеев признает профессионально-личностное саморазвитие важнейшим элементом профессиональной деятельности, вне которого последняя неэффективна.
Мы рассматриваем профессионально-личностного саморазвитие будущего педагога как процесс качественного, целенаправленного сознательного изменения его личностной сферы, обеспечивающий саморазвитие личности ребенка и являющийся неотъемлемым условием становления субъектности.
Наш анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что саморазвитие педагога становится ведущим фактором формирования развивающей среды в образовательном учреждении, фактором развития воспитанника. Результат педагогической деятельности имеет двоякий эффект: успешное развитие воспитанника в направлении заданном педагогом, и изменения в личности самого педагога.
Сущность профессионально-личностного саморазвития будущего учителя наиболее полно раскрывается в ее функциях. Каждая функция отражает многообразие решения педагогических задач, и подчеркивает многоаспектность содержания педагогической деятельности, неотъемлемой частью которого является профессионально-личностное саморазвитие.
Функция целеобразования. Саморазвитие задает вектор развития личности и основных ее сущностных сил по отношению к поставленной цели, принятому идеалу, способность иметь цели и смыслы жизни, иметь гуманные ценности и идеалы, внутренние смысловые и мотивационные опоры. Это условие «самости», независимости, субъектности личности. Данная функция выступает основополагающей в структуре профессионаьно-личностного саморазвития. Функция целеобразования определяет специфику социального поведения, профессионально-педагогической и учебной деятельности будущего учителя. Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие обеспечивает выработку системы жизненных целей и смыслов.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В тоже время, чрезмерное развитие данной функции может привести к ситуации, когда студент не в состоянии соотнести цель с реальными возможностями, буквально «ломается» и становится совершенно безучастным ко всему происходящему. Поэтому своеобразным регулятивом выступает рефлексивная функция.
Рефлексивная функция. Саморазвитие побуждает будущего учителя к анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его способности к самоизучению, работе над собой и применению этой способности к сложным условиям и обстоятельствам профессионального бытия, поиску и личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта.
Функция активного взаимодействия. Саморазвитие, как внутреннее качественное изменение, в основе которого лежит противоречие между «Я» реальным и идеальным, обуславливает потребность в деятельности и активности будущего учителя. Данный процесс происходит лишь в активной управляемой предметно-профессиональной деятельности. Невозможно развить ребенка тогда, когда нет условий для саморазвития педагогов, а основу этих условий составляет активность личности учителя. Именно взаимодействие со значимым другим запускает механизмы саморазвития. Саморазвитие будущего учителя является условием саморазвития ученика.
Нормативная функция. Саморазвитие поддерживает равновесие в системе деятельности преподавателя, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в педагогической среде, предопределяет соблюдение правовых отношений. Но любое регулирование деятельности исходит из определенных требований, норм, которые устанавливаются между участниками педагогического процесса. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия между будущим учителем и преподавателем вуза, а также между будущим учителем и реальным учеником. Противоречия носят объективный и субъективный характер и их разрешение направлено на изменение объективных процессов и на регуляцию личностного поведения. Нормативная функция проявляется у студентов в соблюдении формализованных и неформализованных норм. Причем, проявляется более интенсивно у студентов с более высоким уровнем профессионально-личностного саморазвития. Наряду с определенной автономией, исследуемые функции предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Рефлексивная функция определяет так называемое «пространство саморазвития» будущего учителя, сферу бытия, в которой он получает эталонные нормы, представления для осуществления собственного сознательного самосовершенствования. Рефлексивная функция является качественным показателем профессионально-личностного саморазвития и наиболее ярко проявляется при переходах будущего учителя на очередную стадию профессионально-личностного саморазвития.
Профессионально-личностное саморазвитие представляет собой взаимосвязь следующих компонентов: самоосознания – самооценки – самоорганизации – самоуправления. Для самоосознания существенными характеристиками, по нашему мнению, являются: логичность рассуждений и следственность выводов на основе практического опыта; пополняемость знания о себе как будущем профессионале и идеальной модели профессиональной деятельности; представление личностью учебно-профессиональной значимости в отношении с собой и с окружающими; соотнесенность усвоенных знаний с действительным отношением личности к себе и к окружающим. Без глубокого понимания себя, своих устремлений, без адекватной оценки своих способностей невозможны ни ясность профессиональной цели, ни твердость и последовательность в ее достижении. Несформированность отношения к себе как к будущему учителю тормозит профессионально-личностное саморазвитие, поскольку именно благодаря самоосознанию студент понимает несоответствие своих качеств требованиям профессии, а также социально-нравственным требованиям, и тем самым внутренне побуждается к преодолению этих противоречий, формируя своими действиями и поступками собственную личность. Осознавая свою профессиональную позицию, студент пытается культивировать, развивать, укреплять ее, выступая, таким образом, субъектом своего профессионального становления. Самоосознание, направленное на формирование целостного представления о себе как о специалисте, будущем учителе, изучение способов профессиональной деятельности обеспечивает реализацию функции целеобразования.
Наиболее существенными признаками для самооценки являются: осознаваемость личных профессиональных качеств и этих качеств у других; сопоставляемость профессиональной оценки и оценки других. Самооценка означает не просто фиксацию уровня развития личности, а ценностное отношение к качествам личности, которое с необходимостью предполагает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и желание внести в них изменения к лучшему. Становление студента как субъекта профессиональной деятельности означает осознание личностной значимости и смысла своей деятельности. Самооценка, таким образом, рассматривается нами как один из компонентов профессионально-личностного саморазвития и обеспечивает реализацию рефлексивной функции.
Самоорганизация носит сознательный характер: внутренняя цель осознается и формируется непосредственно самой личностью, осуществляется взаимопонимание и саморегуляция между различными компонентами личности как системы, происходит осознание, учет и выработка отношения к внешним целям и воздействиям, в результате чего они могут приобрести, а могут и не приобрести внутреннюю значимость для личности, далее совершается выбор последующего поведения личностью, исходя из степени важности для нее внутренних и внешних целей, выбор степени активности и соответствующих практических действий для реализации этих целей. Самоорганизация проявляются в следующих признаках: соотнесенность усвоенных знаний с действительным отношением личности к себе и к окружающим, регуляции учебно-практической действий, целесообразности самопроявления в учебно-практической деятельности; оценке, контроле, корректировке будущего учителя как личности и субъекта деятельности.
Для самоуправления наиболее яркими проявлениями выступают: прогнозирование результатов собственной педагогической деятельности, рефлексия собственной профессиональной деятельности. Развитие данного компонента связано с умением будущего учителя осознать свои специфические особенности, правила организации собственных действий и собственного отношения, в которых зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен дать себе отчет, что ему самому нужно. Самоуправление – процесс творческий и включает в себя ряд последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценки качества, принятие решений к действию, контроль, коррекция. Самоуправление выполняет нормативную функцию, исходя из определенных норм и требований профессии. Самоорганизация обеспечивает реализацию функции активного взаимодействия.
Каждый из этих компонентов развивается неравномерно, но, тем не менее, изменение одного из них является условием развития любого другого. Опираясь на исследования студенчества, мы считаем этот возрастной промежуток наиболее приоритетным периодом становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя, так как именно в это время интенсивно развивается самооосознание, формируется самооценка, навыки самоорганизации и самоуправления.
Профессионально-личностное саморазвитие рассматривается нами не как сложившееся окончательно, а как проходящее становление в рамках высшего учебного заведения на младших курсах. Процесс становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя представляет собой процесс различных изменений его компонентов. Эти количественные изменения приводят к качественному скачку.
Проводя свое исследование в рамках целостного подхода к изучению педагогических явлений и фактов, мы выделили четыре стадии саморазвития личности будущего учителя: адаптации, дифференциации, индивидуализации, субъектности. Полученная теоретическая модель позволяет нам проводить дальнейшее исследование с целью выявления условий, стимулирующих процесс профессионально-личностного саморазвития будущего педагога.