К каждому объекту необходимо получить декларацию о пожарной безопасности, все это регламентировано законодательством. Некоторые не знают и даже не задумываются, что в современном мире существуют специальные формулы по расчету пожарного риска. Хотя в обществе уже не раз сталкивались с пожарами унесшими жизни многих людей, и все это было из-за несоблюдения мер противопожарной безопасности.
Для чего же проводится расчет пожарного риска на объектах? Во-первых, расчет проводят для получения объективной информации о существующем на объекте состоянии пожарной безопасности. Во-вторых, расчет пожарного риска проводится с целью выявления возможных вариантов развития и возникновения пожара. Это делается для того, что рассчитать, как это будет воздействовать, на людей, на имущество, на окружающую среду. В-третьих, расчет пожарных рисков помогает установить соответствие того или иного объекта всем требованиям пожарной безопасности, установленных российским законодательством.
Для каких объектов необходимо проводить расчет пожарных рисков? Расчет пожранных рисков необходимо проводить на объектах, на которые не распространяются стандартные правила, установленные в нормативно-правовых актах. А также тем объектам, которые не могут выполнять требования пожарной безопасности, примером можно привести, памятники культуры, которые нельзя перестраивать и построенные в прошлом веке, когда те нормы, которые действуют сейчас, еще не существовали. Кроме того на объекте можно провести аудит пожарной безопасности и рассчитать пожарные риски в целях выработки более экономически выгодного и рационального решения по обеспечению пожарной безопасности.
Все виды риска специалисты умеют рассчитывать по специальным формулам, которые показывают факторы и степень риска для каждого объекта. Поэтому для каждого объекта должны быть вычислены пожарные риски, это можно сделать самому, существуют специальные требования Технического регламента, Правила пожарной безопасности, которые есть в общем доступе. Обратите внимание, что при расчете пожарного риска необходимо использовать действующие нормативно-правовые акты, которые регламентируют требования пожарной безопасности для обследуемого объекта.
Либо можно обратиться к специалистам, которые быстро и профессионально проведут аудит пожарной безопасности, то есть независимую оценку пожарного риска. Аудит пожарной безопасности проводимый специалистами сэкономит Ваше время и деньги, ведь везде должны быть профессионалы. Профессионалы проведут все необходимые меры и расчеты, правильно рассчитают время эвакуации людей из помещений и зданий, разработают специальные противопожарные мероприятия. Основными клиентами являются магазины, школы, детские сады, торгово-развлекательные комплексы, кафе, рестораны, клубы, то есть те заведения с большой проходимостью народа, где больше всего необходимо соблюдать все меры противопожарной безопасности. Проведя расчет пожарного риска не забудьте зарегистрировать заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Зарегистрировать документы нужно в ГЭП МЧС России, в территориальном органе ГПН.
При расчете пожарных рисков необходимо провести пожарно-техническое обследование объекта. После чего разработать специальные противопожарные мероприятия, которые будут направлены на устранение нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении обследования объекта. Невыполнение норм пожарной безопасности на организации грозит штрафными санкциями.
Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей; допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий; индивидуальный пожарный риск - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара.
Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) - деятельность по оценке соответствия установленным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности и фактически представляет собой пожарно-техническое обследование объекта.
Расчет пожарного риска – оценка воздействия на людей поражающих факторов пожара и принятых мер по снижению частоты их возникновения и последствий.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона №123-ФЗ ("Условия соответствия объекта защиты требования пожарной безопасности") расчет риска производится при отступлении от требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Иными словами, если для объекта выполнены требования федеральных законов и сводов правил, то риски считать не надо. Если выполнены требования федеральных законов, но есть отступления от требований, например, сводов правил, то эти отступления можно обосновать расчетом рисков.
Что конкретно можно обосновать расчетом пожарного риска:
- площади пожарных отсеков и секций;
- объемно-планировочные решения эвакуационных путей и выходов;
- исполнение противопожарных преград;
- ширину и протяженность путей эвакуации;
- выбор средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара;
- тип систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;
- наличие либо отсутствие систем противодымной защиты;
- наличие либо отсутствие систем пожаротушения (здесь и выше - Приказ МЧС РФ №382;
- величину противопожарного разрыва между зданиями и сооружениями (Приказ МЧС РФ №404).
Риски пожарной безопасности
Одним из компонентов пожарной безопасности является расчет рисков. Понятие «пожарный риск» служит переходным от состояния безопасности к опасности и оценивает возможность развития ситуации в критическом направлении. Она может быть связана с потерями как человеческими, так и сугубо материальными. Оценка рисков требуется для того, чтоб представлять масштабы последствий возникновения пожара и принять меры к их уменьшению.
Управление пожарными рисками помогает снизить степень опасности до минимальной и сократить потери в случае возникновения экстремальной ситуации, связанной с воспламенением. Расчет пожарного риска производится по специальным методикам, в целом же, их можно классифицировать по нескольким признакам.
Наиболее часто прибегают к следующему делению:
• Риск индивидуальный. Оценивается возможность гибели человека на пожаре.
• Риск социальный. Здесь анализируется степень опасности, способная привести к гибели не одного человека, а группы.
• Риск допустимый. Он связан с материальными потерями и при социально-экономическом анализе признается возможным.
Данное деление прописано в ФЗ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и является основным при исследовании пожарных рисков.
Кроме этого риски могут подразделяться и по другим признакам, что позволяет рассматривать отдельные аспекты возникновения пожара и его последствия.
Так риск опасности человека измеряется в следующих степенях:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• 1-я (R1). Человек имеет возможность столкнуться с пожаром;
• 2-я (R2). Человек может пострадать при пожаре;
• 3-я (R3). Человек подергается опасности погибнуть на пожаре.
Подобным образом классифицируются риски и для имущества, где имеются варианты прямого материального ущерба или же полной утраты объекта в результате возгорания.
Кроме этого, можно рассматривать и моменты, касающиеся рисков и их происхождения. К ним относятся:
• Риски возникновения пожара в зависимости от причин. Здесь оцениваются следующие факторы: короткое замыкание, неисправности печного отопления, детские шалости, попадание молнии, поджог и другие.
• Риски возникновения пожара в зависимости от особенностей объекта. К значимым показателям могут быть отнесены этажность здания, его назначение, использованные при строительстве материалы, особенности проектирования и прочие детали.
• Риски получения травм. Здесь диапазон более, чем широк, оценивается как тяжесть ущерба здоровью, так и категории лиц, его получивших – гражданские или пожарные.
Этот список может быть дополнен, так как кроме вышеперечисленных, как на возникновение пожара, так и на тяжесть его последствий, может влиять еще множество факторов. Подробная многоступенчатая классификация и оценка пожарного риска разных видов представляет интерес для многих: компаний, занимающихся производством и установкой противопожарного оборудования, фирм, связанных с оформлением страховок, для тех, кто занимается проектированием и строительством задний и сооружений, а также разработкой специальных технических условий.
Для того чтоб снизить тяжесть последствий возникновения пожара и вероятность его возникновения, весь диапазон факторов влияющих на риски, следует изучить, только так возможно успешно противостоять опасности. Для каждого объекта определяется количественная вероятность возникновения пожара, а также возможная тяжесть его последствий, и оценка рисков имеет здесь первостепенное значение.
Величина пожарного риска
Независимая оценка пожарного риска (Аудит пожарной безопасности) – это осуществляемая соответствующими субъектами предпринимательская деятельность по оценке соответствия установленными требованиями систем обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты.
Проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения, в котором в случаях установленных ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» осуществляются расчеты по оценке пожарного риска.
Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и её последствий для людей и материальных ценностей.
Индивидуальный пожарный риск – пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара (ОФП).
Допустимый пожарный риск – пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован из социально-экономических условий.
Величина индивидуального пожарного риска в первую очередь обеспечивается системой предотвращения пожара и комплексом организационно-технических мероприятий.
Расчет пожарного риска – оценка воздействия на людей ОФП и принятых мер по снижению частоты их возникновения и последствий от них.
Расчеты по оценке пожарного риска производятся в соответствии с Постановлением № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленных ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности.
Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
А) Анализа пожарной опасности объекта защиты.
Для этого осуществляется сбор данных об объекте защиты:
– объемно-планировочные решения, в том числе план-схемы эвакуации;
– теплофизических характеристик ограждающих конструкций и размещенного оборудования;
– вид, количество и размещение горючих веществ и материалов;
– количество и места вероятного размещения людей;
– системы пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
Б) Определение частоты реализации пожароопасных ситуаций.
В) Построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития.
Г) Оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития.
Д) Наличия систем оповещения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
Критическое время по каждому из опасных факторов пожара определяется как время достижения этим фактором предельно допустимого значения на путях эвакуации на высоте 1,7 м от пола.
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью, интересам общества и государства.
Эвакуация – процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара.
Критическая продолжительность пожара – время, в течение которого достигается предельно допустимое значение опасного фактора пожара в установленном режиме его изменения.
Опасными факторами пожара, воздействующими на людей и материальные ценности, являются:
– пламя и искры;
– тепловой поток;
– повышенная температура окружающей среды;
– повышенная концентрация токсических продуктов горения и термического разложения;
– снижение видимости в дыму;
– пониженная концентрация кислорода.
К сопутствующим проявлениям ОФП относятся: осколки и части разрушившихся зданий и оборудования; радиоактивные и токсические вещества и материалы из разрушенных установок; вынос высокого напряжения; опасные факторы взрыва и воздействие огнетушащих веществ.
Предельно допустимое значение опасного фактора пожара – это значение опасного фактора, воздействие которого на человека в течение критической продолжительности пожара не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья в течение нормативно установленного времени, а воздействие на материальные ценности не приводит к потере устойчивости объекта при пожаре.
Устойчивость объекта при пожаре – свойство объекта предотвращать воздействие на людей и материальные ценности опасных факторов пожара и их вторичных проявлений.
Определение пожарного риска
В пожарах постоянно гибнет множество людей. Причиной таких явлений может быть халатность, но часто это связано с чьими-то ошибками. Чтобы предотвратить пожар, необходимо уметь оценивать вероятность, а для этого выполняется анализ. Расчет рисков способен не допустить многих неблагоприятных последствий. С помощью такой процедуры определяются и устраняются ошибки в пожарной безопасности, ведь от этого зависят жизни людей.
Пожарный риск – вероятность возникновения ситуации возгорания. Аудит позволяет оценить случаи, особенно когда на предприятии игнорируется государственный контроль безопасности.
Независимая оценка пожарного риска позволяет не допустить ответственности, выписки штрафов. После проведения процедуры будет понятно состояние пожарной безопасности. Аудит позволяет определить уровень финансирования и страхования.
Оценивать пожарный риск нужно при:
• неполном соблюдении пожарной безопасности;
• необходимости создания защиты от опасных факторов;
• важности составления декларации;
• необходимости обоснований требований пожарной безопасности.
В ходе процедуры получится выяснить пути эвакуации, способы использования систем защиты, площадь пожарных отсеков. После аудита можно выбрать подходящие системы пожаротушения. Расчет вероятности возникновения пожара позволяет оптимизировать расходы на безопасность.
Независимая оценка пожарного риска проводится на различных предприятиях. Ее необходимость для руководства объясняется следующими факторами:
• выдача полной информации о пожарной безопасности;
• создание плана устранения нарушений;
• снятие с контроля в Госпожарнадзоре;
• получение страховых выплат;
• экономия средств;
• профессиональная консультация;
• спокойное ведение деятельности.
Итак, с получением необходимой информации собственник предприятия планирует все действия, повышает степень безопасности, оптимизирует затраты на эксплуатацию противопожарного оборудования. Если не выполнять независимую оценку, то будут проверки со стороны Госпожарнадзора.
Расчет рисков выполняется на основе утвержденной документации МЧС. Правила проведения процедуры должны соблюдаться теми предприятиями, которые осуществляют пожарный аудит и проводят проекты капитального строительства. Анализ должен выполняться в соответствии со всеми прописанными принципами.
Независимая оценка риска позволяет сравнить расчетную величину с необходимым показателем. Но в этом вопросе есть много нюансов. Для подачи декларации пожарной безопасности требуется выполнение расчета риска всех зданий, которые входят в классы функциональной безопасности.
Пожарный риск позволяет оценить состояние помещений, а также выбрать подходящие системы защиты. В класс Ф1 входят строения для жизни и временного пребывания людей. Ф2 включает сооружения для культурной и просветительской работы. Ф3 состоит из помещений, в которых оказываются услуги населению.
Научные, образовательные организации входят в класс Ф4. А Ф5 составляют производственные и складские помещения. Для каждого типа строения предусмотрены свои меры безопасности, позволяющие обеспечить сохранность зданий и жизни людей.
Существует методика определения пожарного риска, которая используется везде. Сначала необходимо выполнить анализ планировочного решения объекта. Затем можно переходить к изучению методов защиты от возгораний. Потом проводится расчет частоты возникновения пожарных ситуаций. Следующим видом работы считается анализ путей эвакуации и запасных выходов.
После этого определяется период эвакуации, анализируются технологические решения. Затем можно осуществлять оценку пожарных рисков. Завершением служит подготовка советов и выводов. Для выявления риска рассчитывается частота действия негативных факторов возгораний.
Пожарный риск предполагает выявление опасных факторов, к которым относят элементы, способные нанести вред людям и имуществу. Это может быть пламя, дым, высокая температура, токсичные вещества горения, пониженное содержание кислорода.
Необходимо учитывать, что существует и вторая волна воздействия негативных факторов. Она представлена в виде радиоактивных веществ, электрического тока, разных токсинов, оборудования, которое может нанести вред здоровью людей, а также повредить имущество.
Интенсивный пожар является причиной взрыва. Когда выявляются риски пожарной безопасности, учитывается давление, температура, фугасные свойства, нарастание давления, взрывная ударная волна.
С помощью расчета рисков есть возможность не допустить бедствия. Это получится сделать с помощью распределения сырьевых ресурсов, создания огнезащиты, оборудования пылевых и водяных заслонов. Не менее важную роль имеют паровая завеса и гидрозатворы.
Во время проведения комплекса мероприятий руководство организации будет осознавать ответственность за безопасность, а также внимательнее выбирать аппараты, агрегаты и оборудование. Другим плюсом расчета считается оптимизация средств, которые выделяются для противопожарной системы. Поэтому оценка считается подходящим инструментом для обеспечения безопасности.
По сравнению с проверками Госпожарнадзора аудит имеет несколько преимуществ:
• аудиторы выполняют свою работу качественно, используя принципы индивидуального подхода к каждому клиенту: такая деятельность необходима для того, чтобы не потерять аккредитацию в МЧС России;
• эксперты-аудиторы осуществляют свою работу в сроки, утвержденные договором;
• надзорная работа Госпожарнадзора плановая, поэтому проверки могут быть выполнены в любое время, что увеличивает риск нахождения нарушений;
• аудитор выявляет нарушения, после чего предоставляет рекомендации по их устранению, а также контролирует эту работу;
• аудитор не может привлечь руководство предприятия к административной ответственности за нарушения, а Госпожарнадзор вправе выписать штраф.
Аудиторская проверка помогает установить состояние предприятия, что уменьшает риск возникновения наказания от контрольных органов. Необходимо лишь выбрать фирму, которая профессионально занимается этой деятельностью.
Когда выявлена величина пожарного риска, создается заключение. Документ предоставляется только в случае допустимого уровня нарушения. Экспертная фирма составляет план мероприятий по устранению недостатков со сроками их проведения. Когда выполнена эта работа, создается заключение с выводами.
В документ вносится следующая информация:
• реквизиты сторон и договора;
• описание объекта;
• сведения об экспертах;
• результаты работы и выводы.
Заключение составляется в 3 экземплярах. Их подписывают эксперты, руководители, после чего документы скрепляются печатью предприятия. В течение 5 дней заключение отправляется владельцу, второй экземпляр – для процедуры регистрации в ЦНД ГУ МЧС России, а третий – остается на фирме. На этом процедура считается полностью завершенной.
Проведение оценки пожарного риска
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению оценки пожарного риска на объекте защиты.
2. Оценка пожарного риска проводится в целях определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Объектами защиты являются производственные объекты и объекты непроизводственного назначения, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. К производственным объектам относятся объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи. К объектам непроизводственного назначения относятся объекты общественного назначения, в том числе учреждения образования, здравоохранения, сервисного обслуживания населения, культурно-досуговой деятельности населения, временного пребывания населения (гостиницы, мотели, санатории, пансионаты, дома отдыха, учреждения туризма, лагеря для детей, общежития учебных заведений), жилые здания. К зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. относятся здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
4. Оценка пожарного риска проводится в случаях:
а) составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение расчета риска;
б) обоснования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности.
5. Оценка пожарного риска проводится путем определения расчетных величин пожарного риска на объекте защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом ««Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
6. Расчетные величины пожарного риска являются количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
7. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности производственных объектов является риск гибели людей при пожарах, в том числе:
а) риск гибели персонала производственного объекта;
б) риск гибели людей, находящихся в селитебной зоне вблизи производственного объекта (населения, проживающего на прилегающей к производственному объекту территории). Риск гибели людей при пожарах на производственных объектах характеризуется числовыми значениями индивидуального и социального пожарных рисков.
8. Величина индивидуального риска для работника из числа персонала производственного объекта определяется как частота поражения определенного работника производственного объекта опасными факторами пожара в течение года. Индивидуальный риск для работника производственного объекта определяется как сумма величин индивидуального риска при нахождении работника на территории и зданиях, строениях и сооружениях производственного объекта.
9. Для производственных объектов социальный риск принимается равным частоте возникновения событий, при реализации которых может пострадать не менее 10 человек.
10. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объектов непроизводственного назначения является индивидуальный риск гибели людей, находящихся на объекте.
11. Величина индивидуального пожарного риска для персонала и посетителей, находящихся в зданиях и сооружениях объектов непроизводственного назначения, определяется как частота воздействия опасных факторов пожара на человека в течение года.
12. Расчет по оценке пожарного риска на объекте непроизводственного назначения допускается не проводить для:
а) объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей;
б) хозяйственных построек на дачных, огородных, садовых и приусадебных участках;
в) отдельно стоящих зданий и сооружений высотой не более двух этажей, общей площадью не более 300 м2 и одновременным нахождением не более 50 человек.
13. Для оценки пожарного риска производственных объектов и объектов непроизводственного назначения используются вероятностные критерии поражения людей и окружающих зданий и оборудования опасными факторами пожара. Детерминированные критерии применяются при невозможности применения вероятностных критериев. Для объектов защиты, в связи с компенсированием погрешности в определении величины пожарного риска с применением вероятностных критериев, необходимо увеличение индивидуального и социального пожарных рисков на коэффициент безопасности 0,8.
14. Объект защиты не соответствует требованиям пожарной безопасности, если расчетные величины индивидуальных и социальных пожарных рисков с учетом коэффициента безопасности составляют более нормативных значений пожарных рисков.
15. Расчетные величины пожарного риска определяются с использованием методик, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
16. Методики должны быть:
а) научно обоснованными;
б) соответствовать рассматриваемым опасностям;
в) повторяемыми и проверяемыми.
17. Методики должны содержать порядок:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) вычисления пожарного риска.
18. В методики должны быть внесены изменения и дополнения, учитывающие изменения нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности, результаты научных исследований, накопленный отечественный и международный опыт в области оценки пожарных рисков.
19. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
20. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии подтверждения их компетентности, позволяющей выполнять эти расчеты по оценке пожарного риска.
21. Процедура подтверждения компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения расчетов по оценке пожарного риска и проверка их деятельности на предмет соответствия выполняемых расчетов требованиям настоящего Порядка осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
22. Проверка деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соответствия выполняемых ими расчетов требованиям настоящего Порядка осуществляется не чаще 1 раза в 2 года.
23. В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с требованиями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и настоящего Порядка должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
24. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводившие расчеты по оценке пожарного риска, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и достоверность сведений, содержащихся в расчетах при оценке пожарного риска.
II. Требования к компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения расчетов по оценке пожарного риска
25. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на проведение расчетов по оценке пожарного риска, направляют заявку (заявление) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. К заявлению прилагаются:
• копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенные в установленном порядке;
• копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе, заверенная в установленном порядке;
• руководство по качеству, содержащее следующие разделы и сведения:
• заявление о политике в области качества осуществления работ по оценке пожарных рисков на объектах защиты, находящихся в стадии проектирования, строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации, ликвидации), эксплуатации;
• порядок и сроки повышения квалификации специалистов, занятых в оценке пожарных рисков;
• организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
• процедуру оценки пожарных рисков, включая:
а) этапы оценки пожарных рисков:
• прием и рассмотрение заявок (заявлений) для оценки пожарных рисков;
• заключение договора на проведения оценки пожарных рисков;
• подготовку и утверждение программы проведения оценки пожарных рисков и персонального состава экспертной группы;
• обследование объекта защиты;
• подготовку документации по оценке пожарных рисков и выдачу отчета на объект защиты;
• ведение реестра выданных отчетов по оценке пожарных рисков;
• направление в заинтересованные органы государственного надзора информации о нарушениях, выявленных на объекте защиты при проведении оценки пожарных рисков и создающих угрозу жизни и здоровью людей;
б) порядок подготовки и установления срока действия отчетов по оценке пожарных рисков;
в) немедленное информирование соответствующих органов государственного надзора при выявлении в ходе оценки пожарных рисков недостатков, которые могут привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей;
г) порядок ведения архивов;
д) страхование гражданской ответственности при проведении оценки пожарных рисков;
е) процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае не подтверждения компетентности, не позволяющей выполнять расчеты по оценке пожарного риска;
ж) документ, подтверждающий наличие у заявителя актуализированного фонда (или автоматизированной информационно-справочной системы) официально изданных нормативных и справочных документов по проведению оценки пожарных рисков;
з) сведения о квалификации персонала. Для подтверждения квалификации персонала заявитель представляет заверенные в установленном порядке копии дипломов об образовании и выписки из трудовых книжек персонала, договоров (трудовых соглашений) с временно привлекаемым персоналом, документов, удостоверяющих окончание персоналом специализированных курсов повышения квалификации (если образование по профилю деятельности получено или предыдущие специализированные курсы повышения квалификации окончены более пяти лет назад) и прохождение обучения на семинарах. Персонал заявителя по оценке пожарных рисков должен в пределах своих должностных инструкций знать и уметь выполнять, утвержденное руководителем заявителя руководство по качеству;
и) сведения о наличии материально-технической базы.
26. Заявитель, претендующий на проведение оценки пожарных рисков, должен иметь в штатной численности не менее 3 специалистов, имеющих высшее техническое образование или среднее специальное и обладающих соответствующим (не менее 5 лет) стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности.
III. Оформление результатов расчетов оценки пожарного риска
27. Результаты расчетов оценки пожарного риска обосновываются и оформляются таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальной оценке.
28. Расчеты оценки пожарного риска следует документировать в форме отчета, в который включаются:
а) титульный лист;
б) список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;
в) сведения о подтверждении компетентности на проведение расчетов по оценке пожарного риска;
г) аннотация;
д) содержание (оглавление);
е) задачи и цели проведенных расчетов по оценке пожарного риска;
ж) наименование методики для проведения расчетов по оценке пожарного риска, кем и когда утверждена;
з) описание анализируемого объекта защита;
и) описание последовательности проведения расчетов по оценке пожарного риска;
к) описание используемых методов расчета оценки пожарного риска, моделей пожароопасных ситуаций и обоснование их применения;
л) результаты расчетов оценки пожарного риска;
м) нормативные значения пожарного риска;
н) перечень исходных данных и используемых источников информации;
о) заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты нормативным значениям пожарного риска.
29. Отчет по оценке пожарного риска представляется в установленном порядке в качестве составной части:
а) декларации пожарной безопасности;
б) специальных технических условий для зданий, сооружений и строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности;
в) комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими до вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требованиями пожарной безопасности, если их дальнейшая эксплуатация приводит к угрозе жизни или здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара.
Пожарный риск здания
Особую опасность представляют производственные предприятия, так как помимо пожара, существует опасность взрывов. Большое количество сложной техники, проводов высокого напряжения и оборудования, работающего с применением высоких температур являются факторами, на которые должно быть обращено особое внимание.
Для предупреждения пожара на промышленных предприятиях необходимо соблюдать температурный режим в помещениях, где проводятся работы с легковоспламеняющимися материалами. Соблюдать необходимый уровень давления в соответствующих приборах. Большая часть материалов в здании должна быть из негорючих компонентов. Необходимо строгое соблюдение условий хранения горючих веществ. Обеспечение безопасности близлежащих сооружений от возможного очага возгорания. Должна быть возможность быстрой эвакуации персонала и средства защиты от продуктов горения и высокой температуры.
Большая часть работы с опасными веществами должна быть автоматизирована, помещения и ёмкости для хранения должны быть герметичны. Для предотвращения возгорания в других частях здания и на соседних сооружениях необходимо устанавливать специальные барьеры.
Расчет пожарного риска позволяет установить, какое количество и в каких местах необходимы барьеры, огнетушители, пожарные сигнализации. Все меры предосторожности и предупреждения взрывов и пожара как правило описаны в регулирующих документах, однако для каждого вида производства желательно проводить расчет и оценку пожарных рисков отдельно.
Это поможет избежать несчастных случаев и непредвиденных ситуаций в работе производства, а также обеспечит благоприятное прохождение проверок со стороны государственных органов. Специалисты по оценке пожарных рисков проводят полный цикл работ, начиная от всех соответствующих документов, заканчивая обследованием здания и построением всевозможных сценариев распространения огня и продуктов горения.
Категории пожарного риска
Для определения перечня необходимых мероприятий по соблюдению противопожарного законодательства каждому помещению, сооружению, зданию или наружной установке присваивается категория объекта пожарной безопасности. Данная классификация нужна, чтобы уровень предпринимаемых действий по защите соответствовал потенциальной опасности возникновения чрезвычайно ситуации.
Различают три вида объектов:
• здания или сооружения;
• помещения;
• наружные установки.
Для более точного определения признаков каждого из них и присваиваемых им категорий целесообразно рассмотреть объекты отдельно по группам.
Все эксплуатируемые помещения по степени потенциальной опасности разделяются на пять видов. Они определяются находящимися внутри газами, жидкостями или материалами, а также используемыми технологиями, если речь идет о производственных зданиях.
Ниже приведена таблица категорий помещений по пожарной безопасности содержит описания и некоторые примеры каждой из них:
Категория помещения
Основные характеристики и свойства газов, жидкостей и материалов, используемых или находящихся в рассматриваемом помещении
Газы, относящиеся к горючим, и ЛВЖ (легковоспламеняющиеся жидкости), которые воспламеняются с температурой вспышки до 28 градусов. При этом получается опасная смесь, взрывающаяся при воспламенении с давлением на выходе более 5 кПа
Склады, на которых хранят ГСМ, бензин и подобные вещества;
Станции, на которых хранят или производят ЛВЖ;
Станции, на которых хранят или производят водород или ацетилен;
Стационарные аккумуляторные установки, использующие щелочь и кислоту
Категория «Б» - помещения, относящиеся к взрывопожароопасным
Горючие волокна или пыли, ЛВЖ, температура вспышки которых более 28 градусов, другие горючие жидкости, которые могут образовать опасную смесь, взрывающуюся при воспламенении с давлением на выходе более 5 кПа
Цеха по изготовлению угольной пыли, древесной муки и подобных веществ;
Помещения, где осуществляется окраска с использованием ЛКМ (лакокрасочных материалов), температура вспышки которых более 28 градусов;
Станции, на которых хранят или производят дизельное топливо;
Мазутные электростанции и котельные
Категории «В1-В4» – Помещения, относящиеся к пожароопасным
Трудно горючие и горючие жидкости и твердые вещества, а также материалы (включая волокна и пыли), обычные вещества и материалы, которые при смешивании в естественных условиях только горят, при условии, что рассматриваемое помещение не относится к описанным выше категориям «А» или «Б»
Хранилища и склады угля или торфа;
Деревообрабатывающие мастерские, лесопильные и столярные цеха;
Автомастерские, гаражи и станции техобслуживания;
Заводы по производству битума, асфальта и битумосодержащих материалов;
Различные вещества, относящиеся к негорючим, а также находящиеся в раскаленном, горячем или расплавленном состоянии, необходимом по условиям применяемых технологических процессов. При этом обработка или производство конечного продукта связано со сжиганием или утилизацией твердых веществ или жидкостей, а также газов, используемых как топливо
Цеха горячего проката и штамповки различных металлов;
Производства кирпича, цемента и подобных материалов, использующие технологию обжига;
Литейные, сварочные, кузнечные и плавильные промышленные цеха;
Предприятия по ремонту и восстановлению двигателей и подобного оборудования
Различные вещества и материалы, которые относятся к негорючим, и находятся в процессе переработки или хранения в холодном состоянии
Цеха холодного проката металла;
Различные станции, использующие насосное оборудование (компрессорные, оросительные, воздуходувные);
Цеха пищевой промышленности, занимающиеся переработкой молока, мяса или рыбы.
В размещенной выше таблице приведена категория по взрывопожарной и пожарной безопасности помещений, ее описание, а также соответствующие примеры. Они помогают понять, каким именно образом выполнена классификация по столь важному признаку.
Определение категории помещения по пожарной безопасности должно осуществляться любым хозяйствующим субъектом. Его результат отражается в соответствующей декларации, оформляемой при вводе в эксплуатацию построенного или реконструированного объекта.
Помимо наиболее часто используемого определения уровня пожароопасности помещений, используются аналогичные классификации, применяемые для зданий и сооружений, а также наружных установок. Это необходимо для того, чтобы предпринимаемые противопожарные меры соответствовали степени потенциальной угрозы.
Категории производств по пожарной безопасности зданий и сооружений приведены в следующей таблице:
Категория
Характеристики здания без системы автоматического пожаротушения
Характеристики здания, на котором установлена автоматическая система тушения пожара
А
Помещения, которым присвоена категория «А», занимают площадь от 200 кв.м. или их доля выше 5% от всего здания
Помещения, которым присвоена категория «А», составляют свыше 25% от всей площади здания или занимают от 1000 кв.м.
Б
Помещения, которым присвоены категории «А» и «Б», занимают площадь от 200 кв.м. или их доля выше 5% от всего здания. При этом оно не относится к предыдущей группе
Помещения, которым присвоены категории «А» и «Б», составляют свыше 25% от всей площади здания или занимают от 1000 кв.м.
В
Помещения, которым присвоены категории «А», «Б» и «В1-В3», занимают площадь свыше 5% от всего здания. При этом оно не относится к двум предыдущим группам
Помещения, которым присвоены категории «А», «Б», «В1-В3», составляют свыше 25% от всей площади здания или занимают от 3500 кв.м.
Г
Помещения, которым присвоены категории «А», «Б», «В1-В3» и «Г» занимают более 5% от общей площади здания. При этом оно не относится к трем предыдущим группам
Помещения, которым присвоены категории «А», «Б», «В1-В3» и «Г», составляют свыше 25% от всей площади здания или занимают от 5000 кв.м.
Д
Все остальные здания и сооружения
Все остальные здания и сооружения
Аналогичным образом осуществляется расчет категорий наружных помещений по пожарной безопасности, чаще называемых установками. Он также подразделяет все объекты на пять групп: от категории «АН» - повышенной пожаровзрывоопасности до категории «ДН» - пониженной пожароопасности. Классифицирующие признаки, используемые при этом, практически идентичны тем, которые применяются при группировке помещений.
В качестве результата классификации объектов защиты на каждом из них вывешиваются знаки категории пожарной безопасности по ГОСТу. Их параметры четко определяются Техническим регламентом и должны полностью ему соответствовать. Различают два вида знаков, которые допускаются к применению: красный прямоугольник или желтый треугольник. Их размеры, используемые цвета и шрифт надписей должны соответствовать указанным в регламенте.
При посещении любого контролирующего органа знак категории помещения по пожарной безопасности (ГОСТ р 12.4.026-2001) проверяется одним из первых, так как его необходимость прямо прописана во всех нормативных документах.
Аудит пожарных рисков
Аудит пожарной безопасности – это мероприятие по пожарно-техническому обследованию, выполняемое специалистами. Оно необходимо для проверки документации, помещений, строений. Обязательно определяется уровень безопасности зданий, а также их соответствие нормам. При необходимости проводятся экспертизы, исследования, расчет риска возникновения пожара.
Независимая оценка пожарного риска определяет несоответствие требованиям пожарной безопасности. Эксперты предоставляют рекомендации по устранению дефектов работы производства, а также конкретных объектов.
По правилам, только экспертные учреждения, которым была выдана аккредитация Министерства чрезвычайных ситуаций России, могут проводить аудит. Такая фирма не может выполнять подобные работы на объекте, владельцем которой является сама.
Независимый аудит необходим владельцу предприятия из-за следующих преимуществ:
• получение сведений о пожарной безопасности;
• использование плана по устранению недостатков;
• не будет контроля от Госпожарнадзора, поскольку выдается документ;
• предоставляются страховые выплаты при возникновении пожара;
• разделение ответственности за объект;
• экономия средств из-за сниженного тарифа;
• профессиональная консультация;
• 3 года без проверок.
Может быть и другое основание для проведения аудита пожарной безопасности. Итак, с получением полной информации от аудитора у собственника есть возможность планирования программы действий организации. Сведения помогут экономно исправлять недочеты, улучшить безопасность, установить необходимые системы.
Если независимая оценка пожарного риска не была произведена, то владелец не может знать настоящей ситуации в своей организации. Поэтому у него есть риски относительно безопасности предприятия. При отсутствии заключения будут выполняться проверки от Госпожарнадзора.
Считается, что аудит пожарной безопасности намного лучше, чем проверки Госпожарнадзора.
Это связано со следующими преимуществами:
• аудитор выполняет качественную работу с обеспечением индивидуального подхода к заказчикам, осуществляет свою деятельность внимательно, чтобы не произошло лишение аккредитации в МЧС России;
• работа выполняется в установленные сроки, прописанные в договоре; при составлении документа обязательно учитываются параметры объекта;
• аудиторы предоставляют четкие консультации, необходимые для улучшения и оптимизации пожарной безопасности;
• в процессе работы выполняются оценка пожарного риска, выявление нарушений, поиск методов устранения;
• аудиторы не могут привлекать владельца предприятия к ответственности за выявленные нарушения.
Аудит пожарной безопасности устанавливает реальное состояние организации, что снижает риск наказания от контролирующих органов.
Эти понятия взаимосвязаны, но имеют и отличия. Оценка риска может быть главной частью аудита, а также выполняться отдельно:
• при отклонениях от принятых законом норм;
• для документации собраний;
• при согласовании документов.
Пожарный риск позволяет выявить вероятность возникновения опасности, а также ее последствия для людей и имущества.
Существует 3 его вида:
• допустимый: показатели обозначены в документации;
• индивидуальный: к последствиям относят гибель человека;
• социальный: гибнет несколько людей.
Аудит пожарной безопасности проводится для установления фактов без предоставления рекомендаций по устранению недостатков. Оценка риска осуществляется по специальным методикам, утвержденным государством. Выводы включают соотношение значений нормы и отклонений. Расчет риска обозначается в заключении аудита.
Решение о выполнении аудита принимает руководство предприятия. Затем важно выбрать подходящую организацию, которая будет заниматься этой работой. Фирмы-аудиторы проводят рассмотрение заявок от заказчиков.
Если стороны договорились о выполнении работы, то составляется договор на оказание услуг. В нем будут прописаны права и обязанности исполнителя, заказчика. С помощью договора регулируется деятельность обеих сторон.
Фирма по выполнению аудита создает программу действий, организует экспертную группу. Потом происходит выезд специалистов на объект, чтобы оценить риски пожарной безопасности.
Важным этапом работы считается анализ документов. Может выполняться просмотр нормативной базы, условий безопасности. Обязательно учитываются результаты последних проверок, кем бы они ни были проведены.
После этого выполняется проверка пожарно-технического состояния объекта. При этом обследовании осматривается территория, системы отопления, водоснабжения, сигнализации. Проверяется качество эвакуационных выходов, средств защиты, первичных элементов для устранения пожара. После такой работы утверждается решение о пожарной безопасности, определяются нарушения, изменяется ситуация на объекте. Не менее важным считается человеческий фактор, поэтому требуется подготовка работников, которые должны знать о поведении при пожаре и при угрозе его возникновения.
Если требуется, то аудитор выполняет экспертизы, чтобы определить точное состояние объекта. Для выполнения такой работы задействуются профессионалы различных сфер. Такая деятельность позволяет предоставить точные рекомендации по содержанию помещений.
После аудита выдается противопожарная лицензия. Специалисты предоставляют вывод о состоянии объекта, а также о соответствии требованиям. Выдаются правила улучшения системы безопасности, которые необходимы для бесперебойной работы предприятия.
Документ составляется на основе информации о проверке и оценке рисков объекта. Заключение выдается тогда, когда пожарная безопасность находится на допустимом уровне и предприятие не имеет нарушений, опасных для всей деятельности.
Если были выявлены недочеты, то составляется вывод о невыполнении условий безопасности. Экспертное учреждение, выполняющее работы, выдает заказчику программу с необходимыми мероприятиями по удалению нарушений.
Заключение обязательно включает:
• реквизиты сторон;
• реквизиты договора;
• данные об объекте;
• сведения об экспертах;
• результаты работы;
• выводы о соответствии или нарушении.
Заключение создается в 3 экземплярах, которые подписывают руководители экспертизы. Также документы имеют печати. В течение 5 дней 1 экземпляр направляется собственнику, другой – для регистрации в УНД ГУ МЧС России. Третий документ остается в фирме.
В результате проверки выполняется расчет пожарной категории, который позволяет определить уровень опасности. Сейчас их пять: А, Б, В, Г, Д. Первые считаются самыми опасными, а последние – практически безопасными.
Категория устанавливается для выбора системы пожаротушения, дымоудаления, сигнализации. Эта работа позволяет получить сведения, которые необходимы для выполнения аварийно-спасательных работ.
Присвоение категории утверждается на основе следующих этапов:
• выезд специалистов фирмы для осмотра помещений;
• полученная информация позволяет провести расчет категории;
• расчеты передаются заказчику;
• работа выполняется инженерно-техническими специалистами;
• после этого определяется стоимость услуг.
Категория помещения позволяет определить уровень опасности, а также установить необходимое оборудование. Здание будет пригодным для выполнения производственных задач.
Пожарные риски лицензия
Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях определяется в форме независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), осуществляемой в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 144 Федерального закона № 123-ФЗ и Правилами оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 304.
Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (пункт 2 Правил). Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации утвержден Приказом МЧС РФ № 660.
Аккредитованными в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска могут быть организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, признающие и соблюдающие указанный Порядок.
Целью Аккредитации является обеспечение доверия к деятельности экспертной организации на основе подтверждения и признания ее компетентности по выполнению работ в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
Заявители, претендующие на добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, должны отвечать следующим требованиям Аккредитации:
а) иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы и оборудование для выполнения работ по заявленному направлению деятельности;
б) иметь в наличии актуализированный фонд (или автоматизированную информационно-справочную систему) официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также утвержденные в установленном порядке методы и правила исследований (испытаний) и измерений;
в) не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска, и не являться аффилированным лицом вышеуказанных лиц;
г) иметь в штате организации не менее пяти должностных лиц, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, обладающих стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности (не менее пяти лет), которые должны:
- знать:
• законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности и нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе регламентирующие порядок проведения независимой оценки пожарного риска и оформления его результатов;
• принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;
• формы и методы проведения независимой оценки пожарного риска по направлениям деятельности;
• устройство и принцип работы средств предотвращения пожаров и противопожарной защиты;
- уметь:
• анализировать пожарную опасность объекта защиты;
• оценивать последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
• оценивать системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;
• планировать и организовывать проведение независимой оценки пожарного риска;
• оформлять результаты проведения независимой оценки пожарного риска;
• вести учет и документирование результатов выполнения работ по независимой оценке пожарного риска;
• использовать в практической деятельности современные информационные технологии;
- при расчете оценки пожарного риска:
• определять частоту реализации пожароопасных ситуаций;
• выстраивать поля опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
• проводить расчет по оценке пожарного риска;
- при обследовании объектов защиты:
• проводить обследования и проверки объектов защиты для оценки его соответствия установленным требованиям пожарной безопасности;
• проводить экспертизу проектной документации на соответствие установленным требованиям пожарной безопасности;
• разрабатывать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте;
• использовать утвержденные в установленном порядке расчетные методы обоснования инженерных решений по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты и программные средства для их реализации;
• определять параметры и работоспособность систем обеспечения пожарной безопасности на объекте (в том числе противодымной вентиляции, автоматической пожарной сигнализации, установок автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода);
• использовать инструментальные методы определения эффективности средств обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;
• проводить оценку знаний работниками организации требований пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума;
• проводить проверку организации деятельности, технической оснащенности и боеготовности пожарной охраны организации (п.5 Порядка).
Документ об аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее — документ об аккредитации) выдается на пять лет (п.19 Порядка).
Заявитель считается аккредитованным со дня выдачи документа об аккредитации (п.21 Порядка).
Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утв. Приказом МЧС РФ № 660.
Заявители, претендующие на добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, должны отвечать следующим требованиям Аккредитации:
а) иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы и оборудование для выполнения работ по заявленному направлению деятельности;
б) иметь в наличии актуализированный фонд (или автоматизированную информационно-справочную систему) официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также утвержденные в установленном порядке методы и правила исследований (испытаний) и измерений;
в) не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска, и не являться аффилированным лицом вышеуказанных лиц;
г) иметь в штате организации не менее пяти должностных лиц, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, обладающих стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности (не менее пяти лет), которые должны:
- знать:
• законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности и нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе регламентирующие порядок проведения независимой оценки пожарного риска и оформления его результатов;
• принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;
• формы и методы проведения независимой оценки пожарного риска по направлениям деятельности;
• устройство и принцип работы средств предотвращения пожаров и противопожарной защиты;
- уметь:
• анализировать пожарную опасность объекта защиты;
• оценивать последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
• оценивать системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;
• планировать и организовывать проведение независимой оценки пожарного риска;
• оформлять результаты проведения независимой оценки пожарного риска;
• вести учет и документирование результатов выполнения работ по независимой оценке пожарного риска;
• использовать в практической деятельности современные информационные технологии;
- при расчете оценки пожарного риска:
• определять частоту реализации пожароопасных ситуаций;
• выстраивать поля опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
• проводить расчет по оценке пожарного риска;
- при обследовании объектов защиты:
• проводить обследования и проверки объектов защиты для оценки его соответствия установленным требованиям пожарной безопасности;
• проводить экспертизу проектной документации на соответствие установленным требованиям пожарной безопасности;
• разрабатывать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте;
• использовать утвержденные в установленном порядке расчетные методы обоснования инженерных решений по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты и программные средства для их реализации;
• определять параметры и работоспособность систем обеспечения пожарной безопасности на объекте (в том числе противодымной вентиляции, автоматической пожарной сигнализации, установок автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода);
• использовать инструментальные методы определения эффективности средств обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;
• проводить оценку знаний работниками организации требований пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума;
• проводить проверку организации деятельности, технической оснащенности и боеготовности пожарной охраны организации.