Включающие в себя, помимо основ морали, главных религиозных постулатов, экономических и культурных традиций, сформировавших российское гражданское общество, и основополагающие принципы российского права.
Отметим, что в общей теории права существует более сотни его различных определений.
Между тем, идея правопорядка имеет ряд относительно самостоятельных смыслов, что делает некоторое единое его определение невозможным, но придает ему фундаментальный характер.
Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок — это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаоса, анархии, неорганизованности.
Несмотря на разнообразие предлагаемых определений, можно выделить несколько основных подходов к данному понятию:
1. Правопорядок как реализация норм права, право в действии (Л.С. Явич);
2. Правопорядок как совокупность правоотношений (П.Е. Недбайло, Н.А. Стручков);
3. Правопорядок как система общественных отношений, урегулированных правом (П.Т. Васьков, А.И. Денисов, В.В. Малькевич, П.М. Рабинович);
4. Правопорядок как состояние упорядоченности, урегулированности общественных отношений нормами права (С.С. Алексеев, А.М. Васильев, И.С. Самощенко, Ю.А. Соколов, Ю.В. Солопанов).
Также правопорядок определяется как разновидность порядка, особые общественные отношения, возникновение и существование которых обусловлено способностью социума при необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права, обеспечиваемый мощью государства.
С учетом приведенных определений в теории права отмечается, что правопорядок имеет двойственную природу и отличается следующими основными, существенными признаками:
1) закрепленная юридическими нормами правовая структура общества, куда включаются государства, его органы, предприятия, учреждения, негосударственные образования, общественные объединения, граждане;
2) правовые отношения и связи, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности общества, последовательность их возникновения, развития и прекращения;
3) участники (субъекты) правопорядка, характер организационно-правовых отношений и связи между ними;
4) методы влияния на отношения и поведение людей, процедуры и процессы правовой регламентации отношений.
Как отмечает А. С. Шабуров, правопорядок с одной стороны, можно трактовать как цель правового регулирования, т.е. порядок, к достижению которого стремится законодатель. В данном случае проявляются основания для сближения категории «основ правопорядка» и «публичного порядка» на уровне функциональной составляющей.
С. С. Алексеев указывает, что правопорядок «являясь венцом, итоговым результатом действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (правозаконность — законность-правопорядок)».
Представляется, что в данной позиции основной упор делается на важнейшие статутарные аспекты генезиса правопорядка и его важную функциональную роль в самом процессе осуществления права.
В.Н. Додонов определяет правопорядок в качестве одной из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, внутренние правила организаций и др.).
П.М. Рабинович, делая акцент на когнитивные аспекты, определяет правопорядок как режим (состояние) упорядоченности, организованности общественных.
О.Ф. Скакун выделяет следующие критерии правопорядка:
1) он закладывается в правовых нормах в процессе правотворчества;
2) опирается на верховенство права и авторитет закона в области правовых отношений;
3) устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. при осуществлении законности в правореализационной деятельности;
4) создает благоприятные условия для использования субъективных прав;
5) обусловливает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юридических обязанностей;
6) требует юридической ответственности для каждого, кто совершил правонарушение;
7) устанавливает суровую общественную дисциплину;
8) предусматривает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия;
9) создает условия для организованности гражданского общества и режим содействия для индивидуальной свободы;
10) обеспечивается всеми мерами государственного влияния, включая принуждение.
Важно отметить, что при рассмотрении особенностей публичного порядка нельзя обойти вниманием такой основополагающий для российской системы принцип, как принцип законности. В правовой доктрине под законностью понимается совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь, а именно точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы, соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов. Принципы законности предполагают, что никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона). В широком смысле законность — принцип деятельности государственных органов, политико-правовой режим общественной жизни.