Тотальная неготовность педагогов к работе в условиях увеличения культурного разнообразия становится глобальной проблемой. С одной стороны, рядовой педагог как представитель массовой профессии (то есть, как большинство населения) не готов к оценке и выбору правильной стратегии действий. Находясь на бытовом уровне понимания, он и реагирует на бытовом (чаще всего, эмоциональном) уровне на проблемы, уровень сложности которых для него запределен.
С другой стороны, для талантливого преподавателя появляется благоприятная возможность раздвижения собственных границ пребывания в профессии, «выхода за свои пределы» за счёт обращения к инновационной деятельности. Наряду с этим, наблюдается явление маргинализации профессионалов в виде исхода из системы образования успешных и думающих педагогов, намеренно дистанцирующихся от ситуации профессионального хаоса. Так или иначе, каждый представитель педагогической профессии вынужден сделать свой личный выбор, определить те границы, в которых он в состоянии действовать продуктивно и ответственно с учётом постоянного наращивания в окружающей его среде культурного многообразия.
Возникает необходимость постановки перед всеми участниками образовательного процесса (помимо педагогов, менеджеров и стейкхолдеров образования, сюда можно отнести учащихся и членов их семей) новых задач, способствующих адаптации, межкультурному взаимодействию на основе совместно выработанных, понятных всем правил и норм. Среди них выделим: поиск и освоение приемлемых форм культурной самопрезентации, цивилизованных форм культурного самовыражения, обучение коммуникации в поликультурной (полилингвальной) среде.
Условиями жизнеспособности таких форм является сохранение в образовательном пространстве социально-правовой «симметричности» (паритета) культурного самовыражения большинства и меньшинства; пропедевтика национальной и религиозной вражды. Однако, как показывает опыт, проще теоретически рассуждать, нежели решить практически хотя бы одну конкретную проблему (например, ношения хиджаба в школе или преодоления негативного отношения коренного населения к детям мигрантов).
Одной из причин трудности профессионального самоопределения для современного работника образовательной сферы является неадекватность содержания подготовки педагогов их реальной работе в ситуации культурного многообразия.
Для успешности такой работы необходимы:
• Понимание истоков и причин разнообразия. На уровне методологического обеспечения этому препятствует отсутствие целостной трансдисциплинарной картины образовательной культуры. В основе создания подобной картины лежит а) онтологически заданная парадигмальная множественность педагогической реальности, б) наличие исторически сложившихся базовых социокультурных образовательных моделей, в) аккумуляция и сосуществование в современном педагогическом пространстве принципиально различных по своей природе механизмов обучения и воспитания.
• Практическое освоение возможных стратегий педагогического взаимодействия с иной культурой: дистанцирование, диалог, кооперация, интеграция и др.
• Вариативность профессионального поведения. Разнообразие и динамичность образовательных потребностей современных людей требует профессионально-педагогических компетенций, способных обеспечить: а) дополнение процедур стандартизации, обеспечивающих академическую мобильность, культурной диверсификацией образовательных практик; б) культуросообразность обучения/воспитания в сочетании с гибкостью педагогического взаимодействия.
• Позитивное отношение к иным культурам и языкам. Особую роль в ходе педагогического самоопределения играет полилингвизм с разграничением коммуникативных, культурологических и правовых функций языков межкультурного общения. Языки сугубо функционального назначения (деловая коммуникация, поиск информации) конвенциональны. Языки национальные (как основа самоидентификации, преемственности и глубинного понимания культуры) требуют сохранения, изучения, социального признания и уважения.
Языки преподавания связаны с неотъемлемостью права человека на обучение, получение жизненно важных социальных услуг на родном языке в сочетании с необходимостью понимания языка титульной нации. В этой ситуации двуязычные и полиязычные программы (родной язык + один из языков международного общения + язык титульной нации) становятся гарантией защиты прав меньшинств.
Идея инвестирования в культурное разнообразие, зафиксированная в документах ЮНЕСКО (Всемирный доклад ЮНЕСКО № 2), должна быть реализована, в том числе, на научно-педагогическом уровне. Одна из задач, которая при этом возникает, создание научно-методических предпосылок развития и «удержания» разнообразия в образовательном пространстве. В том числе, на основе профессионального самоопределения каждого педагога.
Для этого современной педагогической науке необходимо:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• обеспечивать реальное изучение и мониторинг «болевых точек», чтобы понять, что именно служит источником неприязни, непонимания, вражды в конкретном образовательном контексте;
• формулировать принципы бесконфликтного межкультурного взаимодействия для проектирования нейтрального в культурном отношении контекста для образовательного диалога;
• разрабатывать новые стратегии и содержание профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования, предполагающие:
а) освоение способов оценки ситуации культурного разнообразия и возможностей позитивных действий в этой ситуации, выбор тактики профессионального поведения, форм реализации своей позиции; б) повышение квалификации на основе самодиагностики, направленной на получение знания о своём незнании и неумении;
• культивировать создание разнообразных реальных и виртуальных пространств формирования позитивного опыта повседневного поликультурного, (полилингвального) профессионально-педагогического взаимодействия, одним из примеров такого научно-образовательного пространства является Международная академия гуманизации образования (IAHE).
В разнообразии Хаоса Время даёт каждому шанс стать осмысленным Творцом, упорядочивая пространство своих действий. Психологи отмечают, что «кризисное сознание» интуитивно ощущает неэффективность любого внешнего развития без динамики внутренней жизни, без самопознания, без глубинного саморазвития.
Современное состояние образовательного пространства даёт необычайный импульс для профессионального и личностного развития на основе самоопределения в многообразии педагогических реалий. Определяя границы своих деяний в усложняющемся образовательном пространстве, необходимо постоянно изменяться самим, осознанно выбирая характер и направления перемен и имеющихся для этого возрастных, профессиональных, личностных и иных ресурсов.
Вопрос самоопределения при этом, помимо прочего, требует определённых нравственных усилий. Как заметил в одном из интервью российский автор исторических авантюрных романов Б. Акунин, «невозможно преобразовать мир, построенный на хаосе, но можно попытаться упорядочить пространство в непосредственной близости от тебя, то есть, попросту говоря, вести себя порядочно»… Порядочно, в данном случае, предельно ответственно и профессионально.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
У одной смазливой девушки есть муж и любовник, оба богатые люди. Для неё они денег не жалеют и осыпают её дорогими подарками. А вот денег на карманные расходы не дают. Но вот у девушки после каждого презента появляются и деньги и подарки. Что для этого она делает?