Изменения, происходящие в системе образования являются отражением общемировых процессов, и привели к тому, что на смену единообразной школе пришла личностно-ориентированная профильная школа. Формирование инициативной, творческой, профессионально мобильной, функционально грамотной личности начинается в школе.
Целью профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, которая соответствовала бы личностным особенностям и запросам рынка труда. Если рассматривать профориентацию как систему взаимодействия личности и общества, в свою очередь, предполагается определенный характер этого взаимодействия.
Такая идея о равноправном взаимодействии личности и общественных структур в длительном процессе ее профессионального самоопределения предусматривает определенные отношения, которые, с одной стороны, являются движущими силами этого процесса, а с другой – создают адекватное представление о тех, социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем.
Таким образом, личность, будучи объектом профориентационных взаимодействий является одновременно субъектом профессионального самоопределения. Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие как количественную, так и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним. Способность к осознанному и уверенному выбору профессии тесно связана с формированием такого психологического качества, как образ "Я".
Рассматривая профессиональное самоопределение как важнейший жизненный процесс, необходимо прослеживать его динамику, осуществлять регулирование, коррекцию и прогноз.
В ходе развития профессионального самоопределения личность школьника выступает в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности.
Основой оценки готовности быть субъектом выбора является представление о трех компонентах "ОБРАЗА "Я":
Когнитивный компонент " образа " Я " определяется уровнем личностной психологической компетентности, умением использовать психологические знания для понимания окружающей действительности и собственного поведения, своих индивидуальных особенностей, важных в избираемой профессиональной деятельности.
Эмоционально-оценочный компонент "образа Я" проявляется в способности оценить присущие ему психологические особенности, связанные с профессиональной деятельностью, проанализировать выбираемую профессию с точки зрения адекватности ее для себя.
Поведенческий компонент "образа Я" проявляется в программе самовоспитания и профессионального саморазвития личности, уровне ее сложности, продуманности соотнести ее с требованиями избираемой профессии.
Именно в школе формируются интересы и склонности обучающегося, определяется путь продолжения образования. Осознанно выбранный им профессиональный путь в старших классах является важным условием самореализации в будущем.
В качестве основного фактора обновления образования, исходя из «Концепции модернизации российского образования» выступают запросы развития экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
За последние годы взгляд на профессиональное самоопределение школьников несколько изменился, и изменения эти связаны с тем, что новая концепция предполагает введение уже основной предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.
Переход к профильной школе позволяет рассматривать процесс профессионального самоопределения старших школьников поэтапно:
• выбор профиля обучения;
• проверка правильности выбора профиля обучения;
• выбор профессии.
Формирование профессионального самоопределения старших школьников мы рассматриваем как организацию их деятельности на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения, в процессе которых каждый старший школьник осуществляет профессиональное самоопределение (через формирование профильных и профессиональных интересов ), выбор профиля обучения, а, в последствии, и выбор профессии. В подобном подходе рассмотрения процесса профессионального самоопределения приоритетные позиции занимает личность, ее планы, связанные со способностями, интересами, потребностями.
С другой стороны, этот процесс характеризуется двуплановостью: включает развитие способности старших школьников выбирать профиль обучения и будущую профессию путем самоанализа, анализа профессий, прохождение профессиональных проб и одновременно предполагает оценку результатов выбора профиля обучения будущей профессии. Таким образом, профессиональное самоопределение старших школьников в процессе профильного обучения на современном этапе развития общества рассматривается нами, как целостный, долговременный процесс определения позиций личности в профессиональной деятельности на основе собственного желания, включающий в себя избирательно – положительное отношение личности к определенному профилю обучения и учебных, профильных и профессиональных интересов.
Формирование профессионального самоопределения старших школьников представляет собой совокупность последовательных операций, направленных на получение ими:
• знаний о человеке;
• о мире профессионального труда;
• соотнесение знаний о себе;
• знаний о профессиональной деятельности.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• изучение интереса старшеклассников к будущему профилю обучения;
• формирование представлений о себе и мире профессий;
• приобретение знаний, способствующих овладению выбранной профессией;
• соотнесение себя с профессией.
Следует отметить, что социум, в котором формируется и реализуется профессиональные планы старших школьников, неодинаков. Воздействие мировых Экологических, демографических, экономических, военно-политических процессов отражается на их сознании, поведении и отношении к действительности. Поэтому необходимо отметить группы факторов, влияющих на формирование профессионального самоопределение личности: объективные и субъективные.
В качестве объективных факторов мы выделили: социально-экономические условия жизни людей, духовную культуру общества, средства массовой информации, наличие промышленных предприятий, сеть высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, средства массовой коммуникации.
В группу субъективных факторов мы отнесли: желание школьников получить высшее образование, мотивы выбора профиля обучения и профессии, интерес к профессии, способности, склонности, потребности, ценностные ориентации, сознательную потребность в получении знаний, их потребность в самопознании, самоутверждении, внутреннее побуждение старшеклассников к самореализации, определению жизненных перспектив, осознание личностью своих возможностей в достижении поставленных целей, направленность на будущую профессию.
На группу объективных факторов мы повлиять не можем, но их необходимо учитывать при формировании самоопределения старших школьников. Субъективные же факторы необходимо использовать для корректирования воспитательно-образовательного процесса школы, в целях повышения вероятности более осознанного выбора школьниками профиля обучения.
Как показало исследование, выбор профессии школьники считают важным этапом в становлении своих жизненных планов, поэтому, на наш взгляд, они положительно оценивают введение в школьном образовании предпрофильной подготовки профильного обучения.
Все это им поможет в выборе будущей профессии и получении высшего образования, которое является основным направлением в реализации их профессиональных планов.
В ходе эксперимента мы выяснили мнения учащихся о том, насколько они информированы о профессиях, о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, о своих личностных качествах. Результаты изучения старшеклассников показали, что 30% не удовлетворены информацией о выбираемой профессии, но только 25% из них хотели бы получить дополнительную информацию, 45% школьников удовлетворены информацией о будущей профессии. С требованиями, которые профессия предъявляет к человеку, незнакомы 70% школьников (из них только 50% старшеклассников хотели бы с этими требованиями познакомиться), 30% такой информацией владеют.
Анализируя теорию и практику формирования профессионального самоопределения старшеклассников мы выделили 3 группы требований, которые могут обеспечивать формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения:
• дидактические (создание учебной базы для проведения занятий и самостоятельной работы школьников);
• организационные (к взаимосвязи учебных дисциплин на методическом уровне и формирование принципов личностно-деятельностного подхода);
• методические (к разработке содержания внеурочной деятельности, к моделированию профессиональных ситуаций, в которых и формируется профессиональное самоопределение старших школьников).
Таким образом, формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения будет результативным, если определены педагогические условия:
• моделирование формирования профессионального самоопределения;
• организация урочной и внеурочной деятельности;
• использование результатов исследования для корректирования;
• формирования личного профессионального плана.
Данные педагогические условия позволяют так организовать работу с учащимися, что возрастет интерес к учебным предметам, повышается ответственность как выбора профиля обучения так и профессии, а урочная и внеурочная деятельность по формированию профессионального самоопределения школьников приносит им удовлетворение, в результате чего старшеклассники составляют обоснованный личный профессиональный план и запасные варианты выбора профессии.
Профилизация старшей школы сегодня ставит перед учеником проблему раннего выбора пути продолжения образования, а перед школой встает задача педагогического сопровождения, поддержки подростка в принятии непростого решения, в становлении личностной готовности к выбору.
Если обучение рассматривается как процесс приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, и определяется такими ключевыми словами, как «сознание – мышление – знание – деятельность», то воспитание направлено на духовное развитие учащихся, на формирование у них ценных установок моральных норм и отражает качественно иное содержание: «ценности – отношение – поведение».
Таким образом можно предположить, что содержание каждого компонента профориентационнозначимой компетенции включает опыт деятельности и личностные качества, определяющие развитие и сформированность личности старшего школьника.
Это компетенции, которые относятся к самому человеку как к личности, к субъекту деятельности, общения, социальному взаимодействию человека, а также деятельности человека во всех ее типах и формах.