Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, в случаях, установленных законом,
реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из него
состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных
государственных органов или по решению суда. Так, принудительная реорганизация
акционерного общества возможна в случаях, предусмотренных Законом РФ
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках".
Согласно этому Закону, возможно принудительное разделение акционерного
общества, впрочем, как иных хозяйственных субъектов, если оно, занимая доминирующее
положение на рынке товаров и услуг, осуществляет монополистическую деятельность
и его действия имеют следствием существенное ограничение конкуренции в данной
отрасли, регионе.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Общество признается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации общества путем присоединения к другому обществу первое из
них считается реорганизованным с момента внесения органом государственной
регистрации в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении
деятельности присоединенного общества (п. 3 ст.15 Закона).
Государственная регистрация вновь созданных в результате реорганизации
обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ
осуществляются согласно пункту 4 статьи 15 Закона в порядке, установленном
федеральными законами. Поскольку же, как это было отмечено выше, такие законы
еще не приняты, в указанных случаях следует руководствоваться "Положением
о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденным
Указом Президента РФ.
Последствия реорганизации акционерного общества для его кредиторов могут
быть различными. При слиянии, присоединении или преобразовании общества субъектом
правопреемства является единое акционерное общество, к которому перешли все
права и обязанности реорганизованных обществ. В случае же разделения или выделения
общества кредитор вынужден иметь дело с двумя или более правопреемниками бывшего
общества.
Защищая права кредиторов в подобной ситуации, пунктами 3 и 4 статьи 58
ГК РФ предусмотрено, что при разделении юридического лица его права и обязанности
переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным
балансом. Также в соответствии с разделительным балансом переходят права и
обязанности реорганизованного юридического лица при выделении из его состава
одного или нескольких юридических лиц.
Именно разделительный баланс определяет для кредитора адресат взыскания.
Если же разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника
реорганизационного общества, то, согласно пункту 3 статьи 60 ГК РФ и пункту
5 статьи 15 Закона, возникшие в результате реорганизации юридические лица
несут перед его кредиторами солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного
общества.
Положения указанных выше статей ГК РФ и Закона об акционерных обществах
накладывают на реорганизуемые общества определенные обязанности по уведомлению
своих кредиторов. Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации
общество в письменной форме уведомляет об этом своих кредиторов.
В свою очередь
кредитор вправе требовать от общества прекращения или досрочного исполнения
обязательств и возмещения убытков путем письменного уведомления в срок:
- не позднее 30 дней с даты направления обществом кредитору уведомления
о реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования;
- не позднее 60 дней с даты направления обществом кредитору уведомления
о реорганизации в форме разделения или выделения.
Как было показано выше, реорганизация акционерного общества может осуществляться
в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Слиянием обществ, согласно пункту 1 статьи 16 Закона, признается возникновение
нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких
обществ с прекращением действия последних. Инициатива слияния обществ исходит
от них самих. Однако следует учесть, что некоторые акционерные общества должны
получить на это согласие.
Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур РФ (ГКАП).
Согласно статье 17 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ГКАП осуществляет
предварительный контроль за слиянием и присоединением коммерческих организаций,
если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных
размеров оплаты труда. Акционерные общества, отвечающие этому признаку, должны
получить соответствующее разрешение на слияние. Если же сумма активов акционерных
обществ, участвующих в слиянии, по балансу превышает 50 тысяч минимальных
размеров оплаты труда, то ГКАП должен быть уведомлен об этом.
Государственная регистрация вновь образованного акционерного общества,
а также внесение записи об исключении бывших обществ из единого государственного
реестра, если сумма их активов превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты
труда, осуществляются органом регистрации юридических лиц только при наличии
согласия ГКАП.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона об акционерных обществах, общества,
участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются
порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества
в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества. Советы директоров (наблюдательные
советы) обществ выносят на обсуждение общих собраний акционеров обществ, участвующих
в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора
о слиянии и об утверждении передаточного акта.
Решения по этим вопросам принимаются общими собраниями акционеров большинством
в три четверти голосов участвующих в них акционеров. Заметим, что для решения
всех этих крайне важных для акционеров вопросов может потребоваться созыв
не одного собрания. На этих собраниях может быть предварительно рассмотрен
вопрос об уставе вновь создаваемого общества, персональном составе его совета
директоров (наблюдательного совета) и правления. То есть акционеры каждого
общества должны определиться, на каких условиях в этом плане они дадут свое
согласие на слияние.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона утверждение устава и выборы
совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникающего общества проводятся
на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии. В
случае если выборы исполнительного органа нового общества в соответствии с
его уставом отнесены к компетенции общего собрания акционеров, на этом собрании
формируется также и исполнительный орган.
Собрание акционеров, учреждающее новое общество, должно утвердить передаточный
акт. В соответствии со статьей 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать
положения о правопреемстве по всем обязательствам нового общества в отношении
всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Поскольку к новому обществу переходят все права и обязанности обществ, принявших
участие в слиянии, в передаточном акте необходимо привести исчерпывающий перечень
этих прав и обязанностей. При передаче имущества производится его инвентаризация,
результаты которой отражаются в передаточном акте.
Передаточный акт представляется вместе с учредительными документами вновь
созданного общества для его государственной регистрации. Непредставление вместе
с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем
положений о правопреемстве по обязательствам нового общества влекут отказ
в его государственной регистрации. Все права и обязанности обществ, принявших
участие в слиянии, переходят к вновь возникшему обществу в соответствии с
передаточным актом.
Пунктом 3 статьи 16 предусмотрено, что порядок голосования на совместном
общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии обществ.
Что здесь имеется в виду, можно лишь предполагать, поскольку при реорганизации
обществ решения об этом принимаются общими собраниями акционеров по представлению
советов директоров (наблюдательных советов). К тому же известен порядок создания
новых обществ.
Скорее всего, законодатели решили упростить процедуру слияния обществ,
но законных оснований для этого не было, поскольку Закон об акционерных обществах
не регламентирует порядок проведения совместного общего собрания акционеров
двух или нескольких обществ. Однако, вместо того чтобы определить такой порядок
проведения собрания, законодатели отдали решение этого вопроса на рассмотрение
самих обществ, участвующих в слиянии, окончательно не решив для себя, следует
ли это делать.
Видимо, в силу этого и появилась такая ни к чему не обязывающая общества,
участвующие в слиянии, запись в смысле: порядок голосования на совместном
общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии, а может
и не быть определен.
Определить же его необходимо, поскольку он законодательно не регламентирован,
а спонтанно принятое на совместном собрании решение о порядке голосования
поставит под сомнение все другие принятые им решения. Этому будут только рады
оставшиеся в меньшинстве противники реорганизации своих обществ, которые не
преминут воспользоваться своим правом оспорить решения совместного собрания
в судебном порядке.
В связи с изложенным в договор о слиянии обществ целесообразно включить
пункт, регламентирующий не только порядок голосования на совместном общем
собрании их акционеров, но сослаться в этом пункте на соответствующие статьи
Закона об акционерных обществах, определяющие порядок созыва и проведения
общего собрания акционеров, в том числе и голосования: статьи 47 - 49, 51,
54, 56 - 63. Пункт аналогичного содержания целесообразно также включить в
договор, заключаемый при реорганизации общества путем присоединения одного
или нескольких обществ. Присоединением общества, согласно статье 17 Закона,
признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей
всех их прав и обязанностей другому обществу. Процедура присоединения аналогична
процедуре слияния обществ: заключение договора о присоединении, утверждение
его и передаточного акта на общих собраниях акционеров, получение разрешения
на присоединение от федерального или регионального антимонопольного органа,
решение вопроса о конвертации акций и иных ценных бумаг и т.п.
Отличие заключается в том, что совместное общее собрание акционеров не
утверждает новый устав, а вносит изменения и дополнения, связанные с присоединением,
в устав присоединяющего общества. При необходимости это собрание, естественно,
может принять решения и по иным вопросам, например, увеличить состав совета
директоров (наблюдательного совета) и правления. Порядок голосования на совместном
общем собрании акционеров определяется договором о присоединении. При присоединении
одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого
общества в соответствии с передаточным актом.
Разделением общества, согласно статье 18 Закона, признается прекращение
деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым
обществам. Общество прекращает свое существование, и вместо него в гражданском
обороте начинают действовать новые общества.
Процедура разделения следующая. Совет директоров (наблюдательный совет)
общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос (предложение
от своего имени) о реорганизации общества в форме разделения, порядке и условиях
этой реорганизации, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого
общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ.
В свою очередь общее собрание акционеров, рассмотрев предложение совета
директоров (наблюдательного совета) (В дальнейшем - совет директоров.), принимает
решение о реорганизации общества в форме разделения, создании новых обществ
и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные
ценные бумаги создаваемых обществ.
После этого созываются общие собрания акционеров вновь создаваемых обществ,
которые утверждают свои уставы, избирают советы директоров, исполнительные
органы управления, ревизионные комиссии. При разделении общества все его права
и обязанности переходят к вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным
балансом.
Выделением общества (ст.19 Закона) признается создание одного или нескольких
обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества
без прекращения деятельностипоследнего. Как и в предыдущих случаях реорганизации
акционерных обществ, инициатором выделения может быть совет директоров реорганизуемого
общества.
Он выносит на решение общего собрания акционеров общества вопрос о его
реорганизации в форме выделения, порядке и об условиях осуществления выделения,
о создании нового общества, возможности конвертации акций общества в акции
и (или) иные ценные бумаги выделяемого общества и порядке такой конвертации,
об утверждении разделительного баланса. При выделении из состава общества
одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей
реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом.
Составление разделительных балансов при реорганизации в форме разделения
и выделения требует особого внимания со стороны вновь создаваемых обществ
потому, что в них определяются их права, в том числе и имущественные, и обязанности,
в том числе и по отношению к кредиторам. В разделительном балансе необходимо
четко и взвешенно определить, какие требования кредиторов подлежат удовлетворению
со стороны каждого нового общества, какую часть активов оно получит.
При составлении разделительного баланса возможны различного рода злоупотребления
в пользу одного или нескольких сторон. Например, известны случаи, когда при
разделении общества на несколько обществ пассив реорганизуемого общества концентрировался
в одном из новых обществ, которое вскоре объявлялось банкротом, а кредиторам
оставалось только подсчитывать свои убытки. Другие же вновь образованные общества,
избавившись от кредиторов, стали процветать. Убытки понесли не только кредиторы,
но и основная масса акционеров обанкротившегося общества.
Законодательство (п.2 ст.104 ГК РФ и ст.20 Закона) ограничивает возможности
преобразования акционерного общества в другую организационно-правовую форму.
Акционерное общество вправе преобразоваться только в общество с ограниченной
ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований,
установленных федеральными законами.
Инициативу преобразования общества проявляет совет директоров, выносящий
на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке
и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества
на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов
производственного кооператива. Общее собрание акционеров преобразуемого общества
принимает решения по этим вопросам.
После чего участники создаваемого нового юридического лица принимают
на своем совместном заседании решение об утверждении его учредительных документов
и избрании (назначении) органов управления, ревизионной комиссии в соответствии
с требованиями федеральных законов об этих организациях. При преобразовании
общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности
реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.
Преобразование акционерного общества, осуществляемое по решению его органов
управления, высшим из которых является общее собрание акционеров, возможно
в силу самых различных причин, общим признаком которых является неудовлетворенность
основной массы акционеров, а может быть, членов его руководящих органов организационно-правовой
формой, в рамках которой они осуществляют свою деятельность.
Тем не менее, прежде чем выбрать организационно-правовую форму нового
юридического лица, в которую может быть преобразовано акционерное общество,
необходимо взвесить все преимущества и недостатки таких организационно-правовых
форм, какими являются общество с ограниченной ответственностью и производственный
кооператив.
Что касается общества с ограниченной ответственностью, то целесообразно
учесть следующее. Правовое положение таких обществ регламентируется рядом
изложенных в самом общем виде положений статей 87 - 94 ГК РФ. При этом в пункте
3 статьи 87 предусмотрено, что правовое положение общества с ограниченной
ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим
Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Как известно, большинство отечественных предпринимателей, осуществляющих
свою деятельность на рынке товаров и услуг, не обременено знаниями в области
законодательства, особенно нюансов, связанных с его несовершенством. Поэтому
бытует мнение, основанное на опыте работы многих обществ с ограниченной ответственностью,
что такими обществами легко управлять, - их деятельность не регламентируется
так подробно, как, например, деятельность акционерных обществ.
Эти представления не более чем иллюзия. Именно в силу несовершенной законодательной
базы и основанной на этом неопределенности правового положения обществ с ограниченной
ответственностью они очень уязвимы, точно так же - а это главное, - как и
их участники.
Это обстоятельство необходимо учитывать при решении вопроса о целесообразности
преобразования акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью,
поскольку такое преобразование возможно при соблюдении как требований ГК РФ,
так и закона об обществах с ограниченной ответственностью, который пока еще
не принят.
Рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть при преобразовании акционерного
общества в общество с ограниченной ответственностью.
1. Согласно пункту 1 статьи 88 ГК РФ, число участников общества с ограниченной
ответственностью не должно превышать предела, установленного законом об обществах
с ограниченной ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию
в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации
в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного
законом предела.
Как видим, судьба общества с ограниченной ответственностью, создаваемого
до принятия соответствующего закона, неопределенна. Поэтому большинство акционеров
едва ли проголосуют за преобразование их общества в общество с ограниченной
ответственностью, тем более что предугадать с какой-то степенью достоверности,
каков же будет этот предел, невозможно.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 89 ГК РФ учредительными документами
общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный
его учредителями, и утвержденный ими устав. Таким образом, общество с ограниченной
ответственностью должно иметь два учредительных документа, тогда как, например,
акционерное общество имеет один учредительный документ - его устав, и его
акционеры, точно так же, как и члены руководящих органов, никаких неудобств
от этого не испытывают.
Такая запись дает основание обоснованно предполагать, что, в первых,
число учредителей общества с ограниченной ответственностью будет таким незначительным,
что это исключит практически для всех акционеров акционерного общества целесообразность
его преобразования в такое общество.
В такой ситуации неизбежны противоречия интересов участников общества
и основанные на них конфликты, противоречивые действия руководящих работников,
ущемление прав и интересов части участников общества в интересах другой и
другие коллизии, которые, скорее всего, негативно скажутся на общих итогах
его хозяйственной деятельности.
Всего этого возможно избежать лишь при условии, что и учредительный договор,
и устав общества будут разработаны в соответствии с требованиями закона об
обществах с ограниченной ответственностью. Пока же такого закона нет, преобразовывать
акционерное общество в общество с ограниченной ответственностью едва ли целесообразно.
Вопрос о целесообразности преобразования акционерного общества в производственный
кооператив также заслуживает особого рассмотрения. Дело в том, что производственный
кооператив (артель) как особая организационно-правовая форма субъекта хозяйственного
оборота принципиально отличается как от акционерного общества, так и общества
с ограниченной ответственностью.
Эти отличия заключаются в следующем:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 107 ГК РФ производственным кооперативом
(артелью) (В дальнейшем - кооператив.) признается добровольное объединение
граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной
деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной
и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание
других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении
его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
2. Число членов кооператива не должно быть менее пяти (п.3 ст.108 ГК
РФ).
3. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии
с их личным трудовым и (или) иным участием (размером паевого взноса), а между
членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности
кооператива, соответственно их паевому взносу (ст.12 Закона РФ "О производственных кооперативах").
4. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием
членов кооператива (п.4 ст.110 ГК РФ и п.1 ст.8 Закона "О производственных
кооперативах").
5. Лицу, прекратившему членство в кооперативе, выплачивается стоимость
пая или выдается имущество, соответствующее его паю (п.7 ст.22 Закона "О производственных
кооперативах").
6. По решению общего собрания членов кооператива член кооператива может
быть исключен из него в случаях:
- уставом кооператива срок паевой взнос;
- если он не выплачивает или ненадлежащим образом выполняет обязанности,
возложенные на него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных
уставом кооператива (п.2 ст.22 Закона о кооперативах).
Очевидно, что акционеры-предприниматели, как правило, не принимающие
личного трудового участия в работе акционерного общества, будут всячески противиться
преобразованию его в производственный кооператив, тем более что они теряют
возможность влиять на принимаемые его органами управления, общим собранием
членов кооператива решения.
Другое, прямо противоположное отношение к вопросу преобразования акционерного
общества в производственный кооператив может быть у акционеров-работников.
В данном случае речь идет в первую очередь о тех акционерных обществах, которые
были созданы в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий,
где акционеры-работники еще сохранили за собой достаточное количество акций,
дающее им возможность принять на общем собрании акционеров решение о преобразовании
общества в производственный кооператив.
Таких обществ, по нашим оценкам, насчитывается 15 - 20 тысяч. Кроме того,
в настоящее время существует несколько десятков тысяч небольших по численности
акционерных обществ, большинство учредителей которых является их работниками.
Этих акционеров также может заинтересовать вопрос о целесообразности преобразования
их обществ в производственные кооперативы.
Почему именно так мы ставим вопрос о привлекательности, выгодности для
работников-собственников быть владельцами и работниками именно в производственном
кооперативе, а не в акционерном обществе? В обоснование такой позиции целесообразно
в принципе обратиться к имеющемуся опыту, демонстрирующему работникам-собственникам
преимущества их работы именно в производственных кооперативах.
К сожалению, достаточно представительного опыта работы производственных
кооперативов в России в условиях рыночной экономики пока еще нет. Это объясняется
в первую очередь тем, что Законом РСФСР "О предприятиях
и предпринимательской деятельности" производственные кооперативы как одна
из организационно-правовых форм существования предприятий по каким-то причинам
не были узаконены.
В силу этого большое количество производственных кооперативов, спонтанно
возникших в стране во второй половине 80-х годов, было преобразовано в предприятия
других организационно-правовых форм или же попросту ликвидировано. Право на
существование производственные кооперативы получили лишь с введением в действие
Части первой ГК РФ.
По этой причине мы вынуждены обратиться к опыту работы кооперативов в
других странах. В развитых капиталистических странах накоплен значительный
практический опыт в развитии кооперативного движения. Большое распространение
кооперативы получили в промышленности, строительстве, рыболовстве, страховом,
банковском деле, сельском хозяйстве, торговле, а также других секторах экономики.
Первое место по развитию кооперативного движения занимает Италия, где в кооперативах
занято до 9% трудоспособного населения.
В связи с широким развитием этого движения возникла необходимость в координации
деятельности ранее разрозненных кооперативов, с тем чтобы обеспечить их конкурентоспособность
по отношению к частному капиталу, что было достигнуто путем их объединения
в единые производственно-хозяйственные системы и выработки общей стратегии
развития в рамках таких систем.
Такая система, например, создана в Канаде. Она объединяет 350 потребительских
кооперативов с общим годовым оборотом в 2 млрд. канадских долларов. В ее функции
входит оптовая торговля, ее планирование, маркетинг, поручительство по долгам
отдельных кооперативов и т.д. Подобные организации созданы в Италии, где сформированы
консорциумы производственных кооперативов Конфедерация кооперативов, Кооперативная
лига и Ассоциация кооперативов.
В Испании уже на протяжении многих десятилетий успешно функционирует
крупное производственно-финансовое кооперативное объединение "Мондрагон",
объединяющее посредством взаимных контрактов более 100 кооперативов различного
профиля, в том числе банк, медицинский, страховой центры, центр профессионального
обучения членов кооперативов и т.д.
В качестве факторов, обеспечивающих успешную деятельность кооперативов,
следует отметить тождество интересов членов кооперативов - как наемных работников,
так и собственников, кровно заинтересованных в их финансовой стабильности.
Для трудящихся кооперативы привлекательны также в силу демократического характера
их внутренней организации и управления - равенство их членов при принятии
решений, форм участия в управлении четко декларируется в уставах кооперативов.
В целом обширный зарубежный опыт свидетельствует, что кооперативы в большинстве
своем способны производить конкурентоспособную продукцию, они уже стали альтернативой
частным предприятиям во многих сферах приложения труда. Они являются демократическим
институтом, обеспечивающим защиту экономических и социальных прав и интересов
своих членов. Кооперативная форма собственности прочно утвердилась в экономике
развитых стран. Она находится в состоянии постоянного развития, что еще больше
укрепляет ее позиции на рынке товаров и услуг.
В силу указанных выше причин работникам-акционерам можно рекомендовать
преобразовать при необходимости их общество в производственный кооператив,
тем более что правовое положение кооперативов подробно регламентируется действующим
законодательством.
Подводя итоги рассмотрения вопроса о возможностях и целесообразности
преобразования акционерных обществ в связи с возникшей необходимостью в общества
с ограниченной ответственностью или в производственные кооперативы, можно
констатировать, что перед акционерами стоят весьма сложные задачи. Преобразованию
акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, по-нашему
мнению, препятствует несовершенство законодательной базы, регламентирующей
правовое положение обществ с ограниченной ответственностью.
Что же касается преобразования акционерного общества в производственный
кооператив, то поддержать такое предложение могут в принципе лишь акционеры,
работающие в этом обществе. Другие акционеры, тем более держатели крупных
пакетов акций такое предложение не поддержат. Таким образом, закон сильно
ограничивает возможности преобразования акционерных обществ, по существу,
лишая во многих случаях акционеров возможности распорядиться своей собственностью.
Однако есть еще одна возможность преобразования акционерного общества
- открытого в закрытое и наоборот. Такая возможность открывается положениями
пункта 1 статьи 68 ГК РФ: хозяйственные общества одного вида могут преобразовываться
в хозяйственные общества другого вида по решению общего собрания участников
в порядке, установленном этим Кодексом.
Верховный и Высший арбитражный суд своим Постановлением
N 4/8 (п.6) разъяснили, что положения этого пункта не исключают возможность
преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме
юридического лица (акционерных обществ), - закрытых в открытые и открытых
в закрытые: изменение типа общества не является реорганизацией юридического
лица, поскольку его организационно-правовая форма не изменяется.
Поэтому требования, предусмотренные пунктом 5 статьи 58 ГК РФ, пунктом
5 статьи 15 и статьей 20 Закона об акционерных обществах, - о составлении
передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа
акционерного общества в таких случаях предъявляться не должны.
Не принимаются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества,
в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих
им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали
в голосовании (ст.75 Закона об акционерных обществах).
Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество
другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением
соответствующих изменений в устав общества, т.е. утверждением устава в новой
редакции, и государственной регистрацией его в установленном порядке.
Отказ в регистрации таких изменений может быть обжалован (оспорен) в
судебном порядке и признан неправомерным с вынесением судом решения обязать
соответствующий государственный орган провести регистрацию, кроме случаев,
когда:
а) в результате преобразования открытого общества в закрытое будет нарушено
требование пункта 3 статьи 7 Закона, ограничивающего численность закрытого
общества (не более 50 акционеров);
б) в результате преобразования общества будет нарушен пункт 4 статьи
7 Закона, устанавливающий, что если учредителями акционерных обществ выступают
в соответствии с федеральными законами Российская Федерация, субъект Российской
Федерации или муниципальное образование, то общества могут быть только открытыми;
в) при преобразовании закрытого общества в открытое размер уставного
капитала окажется ниже минимального уровня, установленного статьей 26 Закона
для открытых акционерных обществ.
В главе I настоящей работы были рассмотрены особенности каждого из двух
типов акционерных обществ - открытого и закрытого, что дает читателям возможность
сделать обоснованный выбор при принятии решения о создании своего общества.
Соответствующий выбор может быть сделан также, если акционеров по каким-либо
причинам не устраивает тип их акционерного общества.
Теперь у читателей появилась возможность рассмотреть третий вариант преобразования
их общества, если они отказались от идеи преобразовать его в общество с ограниченной
ответственностью или в производственный кооператив. В принципе все три варианта
преобразования можно рассмотреть одновременно, что облегчит принятие наиболее
выгодного для акционеров решения.