Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности. В мире существует множество научный идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право.
Среди них можно выделить следующие:
1. Теория естественного права. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право (право на жизнь, свободное развитие и т.д.), стоящее над позитивным правом. Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.
Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность.
2. Историческая школа права. Представители данного направления рассматривали право как историческое явление, которое не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно. По этой теории право – это, прежде всего, обычаи, а законы производны от обычного права, которое основательно и проверено временем. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению, а должен учитывать в законодательном процессе культурно-исторические и национальные особенности права. Представителями исторической школы права были немецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Шталь и другие.
Достоинство исторической концепции в том, что в ней подчеркнута необходимость учета в правотворческом процессе национальных, исторических и культурных особенностей права. Недостаток в том, что завышена роль правовых обычаев, которые уже не справлялись с полноценным упорядочением общественных отношений.
3. Реалистическая школа права. В отличие от исторического представления сторонники реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. Представители этой теории утверждают, что право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Право выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть.
При всех достоинствах и недостатках реалистическая школа внесла свое понимание права, которое в ряде принципиальных положений не подверглось существенным изменениям и в более позднее время.
4. Психологическая теория. По данной концепции психика человека – это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей.
Положительным в этой теории является то, что она обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.
Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право.
5. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Представители этой теории считают, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. По мнению сторонников теории, социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства.
Позитивным в данном случае можно признать следующие положения:
а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.
Критически в этой теории надо относится к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал.
6. Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации.
Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:
а) право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах;
б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;
д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.
Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход: во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; во-вторых, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; в-третьих, обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначить права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; в-четвертых, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.
Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.