Процесс самоопределения личности предполагает наличие эталонной базы процесса, которая является базовой и определяет качественные различия процесса самоопределения одной личности от другой. Личностная эталонная структура - ценностные ориентации индивида.
Ценностные ориентации является одним из образований в структуре сознания и самосознания человека, и вызывают ряд сущностных характеристик развития ее жизнедеятельности и ее самоопределение. Характеристики причиной тем, что представляет собой систему ценностей конкретной личности, какой спектр ориентаций в ней представлены по содержанию, направленности и психической значимости.
Существенным обстоятельством, обуславливающей психологическую значимость системы ценностей по отношению к процессу самоопределения является соотнесенность с социальными ценностями, при которых складывается определенная система ценностных ориентаций в обществе в целом и в каждой отдельной личности. Планируя свое будущее, намечая конкретные события - планы и цели, человек выходит с определенной иерархии ценностей, представленной в ее сознании.
Ценностные ориентации личности аккумулируют весь ее жизненный опыт и определяют производительность взаимоотношений с другими людьми, а также обеспечивают возможность такого ее становления, при котором личность, определяют как активный общественный объект, берет на себя всю ответственность за собственную жизнедеятельность, по ее последствия для общества и для самого себя, становится реальным творцом собственной судьбы и творцом судьбы сообщества к которой принадлежит.
Ценностные ориентации формируют жизненную позицию человека.
Влияние ценностной структуры на отношение к себе в процессе самоопределения является достаточно сложным. Отражая непосредственные отношения с другими людьми, их взгляды в процессе познавательно-практической деятельности, личность осознает свою собственную индивидуальность свое «Я».
Ценностные ориентации является основой процесса самоопределения человека как по отношению (или отражают позицию человека) к своим желаниям, потенциальных возможностей и способностей, имеющихся физических и умственных качеств, и чертами характера и опытом, которые соотносятся с требованиями социальной среды.
Самоопределение - понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.
Самоопределения личности выступает функционально-процессуальным ядром социализации личности, которое способно предусматривать реальное развитие личности и организовывать его поведение, необходимо выявление влияния ценностных ориентаций, формирующих внутреннюю картину мира на процесс самоопределения личности.
Самоопределение личности - сознательное выявление: установление собственной позиции в различных жизненных ситуациях.
Особыми формами самоопределения личности является профессиональное самоопределение и самоопределения личности в группе.
Самоопределение личности в группе - особая форма избирательного отношения индивида к воздействиям группы, проявляющаяся в принятии ими одних групповых влияний и отрицании других в зависимости от собственных взглядов, оценок, убеждений, групповых норм и ценностей. По своей сути является альтернативой конформизма и нонконформизма. В нем отображается характерна для развития того коллектива позиция индивида, которая основывается на осознании необходимости действовать в соответствии со своими взглядами и ценностей, образовавшихся в группе при выполнении совместной деятельности.
Самоопределение профессиональное - выбор личностью вида будущей профессиональной деятельности, происходит на основе имеющихся у нее профессиональных склонностей, интересов и сложившихся способностей.
Профессиональное самоопределение это - многоаспектный процесс, невод Объемный от развития личности, важная составляющая жизненного, социального и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение происходит в течение нескольких возрастных этапов личности и обусловлено индивидуальными особенностями развития человека. Указанный процесс не завершается выбором профессии, а продолжается на этапах профессионального обучения и профессионального становления. Кроме того, проявляет свои закономерности в случае профессиональной переориентации и смены сферы деятельности. В современной психологической науке профессиональное самоопределение - необходимый и важный аспект профессионализации личности, сутью которого является поиск и достижение смысла в самоопределении и трудовой деятельности (независимо от того выбирают ее, овладевают или уже апробируют), а также структурирование и интеграция собственного профессионального будущего.
По определению психологического содержания профессионального самоопределения, с точки зрения В. Войтко, согласно которой он состоит: «в осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности и предусматривает самооценку человеком индивидуально-психологических качеств и сопоставление своих возможностей с психологическими требованиями профессий специалиста; осознание своей роли в данной системе социальных отношений и своей ответственности за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей; саморегуляцию, поведения, направленного на достижение поставленной цели.
Настоящее требует от личности навыков быстрой адаптации к разнообразным явлениям социальной среды, умений принимать самостоятельные ответственные решения и преодолевать жизненные переломы активизировать личностный потенциал для самореализации и самоутверждения в различных сферах человеческой деятельности.
Результаты исследований определили следующие особенности современной молодежи:
- Сознательная потребность молодежи в получении знаний;
- Выработка собственных взглядов и суждений, своей собственной позиции;
- Формирование научного мировоззрения, расширение мировосприятия, появление теоретических интересов;
- Стремление к самостоятельности, потребность в самоутверждении;
- Внутреннее стремление к самореализации, определение жизненных перспектив;
- Осознание личностью собственных возможностей по достижению цели в жизни;
- Стремление жить на максимальном напряжении своих способностей;
- Осложнения и обострения проблем, появление новых реалий, существенная поляризация взглядов, установок, ценностных ориентаций, связанных с нестабильностью современной жизни.
Работая над созданием своего жизненного мира, личность решает вопрос самопознания и самосовершенствования, осуществляет оригинальный и неповторимый жизненный сценарий.
Жизнь личности - это решение противоречий, определение соотношения добра и зла смерти и бессмертия, необходимости и свободы.
Поиск ответа на данные вопросы образования качества жизни и жизненный мир каждого из нас.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
- внешние обстоятельства;
- низкий уровень культуры;
- отсутствие необходимых знаний и навыков для определения цели собственной жизни с учетом склонностей, интересов и способностей;
- отсутствие навыков принимать решения и осуществлять выбор жизненных приоритетов в скоротечном динамичном мире.
Идея культуры жизненного самоопределения - комплексное решение проблемы самопознания и самосовершенствования личности, формирования навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, профессиональное самоопределение, навыков ответственного поведения, умение принимать решения, определения и формирования активной гражданской позиции молодого человека.
Основа культуры жизненного самоопределения - это философское понимание культуры как общественного феномена, сочетающий многообразие человеческого бытия и деятельности, обусловленные уровнем его воспитания и образования.
Базовым компонентом культуры личности является ее самоопределение - процесс и результат сознательного выбора личностью своей позиции, цели и средств поведения в конкретных обстоятельствах жизни.
Основа самоопределение - ориентация на поиск механизмов понимания прежде всего - себе.
Услышать других людей, осмыслить их ценности сравнить позиции, уловить и прислушаться к своему собственному внутреннему голосу, осознать смысл собственного существования и водно время определить свое место в культуре и жизни.
Цель культуры жизненного самоопределения - заключается в формировании жизненных навыков социальной компетентности - основы для адаптивной и позитивного поведения, что в свою очередь позволяет человеку адекватно выполнять нормы и правила общественного сожительства, эффективно решать проблемы сегодняшнего дня.
4 базовые компоненты развития и становления личности:
- Отношение к себе (личностное самоопределение);
- Отношение к другим (самоопределение в коммуникативной сфере);
- Отношение к деятельности (профессиональное самоопределение);
- Отношение к окружающему миру (общественное самоопределение).
Профессиональное самоопределение - многомерный и много ступенчатый процесс, который можно рассматривать с разных точек зрения:
- как серию задач, которые общество ставит перед личностью, формируется и которые личность должна последовательно решить в течение определенного промежутка времени.
- как процесс поэтапного принятия решений с помощью которых индивид формирует баланс между своими преимуществами, наклонностями и потребностями существующей системы с другой.
- как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
Эти три точки зрения выделяют различные стороны дела: первый исходит из запросов общества; третий - из свойств личности, второй предусматривает способы согласования того и другого. Вместе с тем они взаимодополняющие.
В психологии развития профессиональное самоопределение делят на ряд этапов, продолжительность которых различна в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанных с ними поведения. Второй этап подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной интересной для него профессии. Третий этап захватывает подростковый и часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии. Различные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей, позже с точки зрения его систем ценностей.
Интересы, способности и ценности оказываются на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), более обобщенным и осознаются позже чем интересы и способности. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышают успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляя интерес.
Четвертый этап - практическое принятие решения, то есть выбор профессии, состоит из двух главных компонентов:
1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и продолжительности подготовки, к ней;
2) выбор специальности.
Выбор той или иной специальности зависят от объективных условий:
- социальное положение;
- материальное положение семьи;
- уровень образования родителей.
Дети с более обеспеченных и образованных семей чаще всего идут путями родителей. Другие пытаются повысить свой социально профессиональный статус.
Чем выше уровень образования родителей тем больше вероятность, что их дети собираются продолжать обучение после школы, и их планы будут реализованы.
Многое зависит от социальной престижности профессии. Престиж той или иной профессии в общественном сознании находится в обратном отношении к ее массовости. Чем престижнее профессия, тем больше у него будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них придется отсеяться.
Профессиональная ориентация - сложная психологическая проблема. Существуют три главные теоретические направления. Первое направление исходит из идеи стабильности и практической неизменности индивидуальных качеств от которых зависят способы и успех деятельности; акцент делается с одной стороны на отборе и подборе людей, которые наиболее подходят к той или иной работы, а с другой - на подборе работы, которая наиболее соответствует индивидуальным качествам того или иного человека.
Второе направление исходит из идеи направленного формирования способностей, считая, что у каждого человека можно так или иначе выработать нужные качества.
Недостатком этих направлений является то, что индивидуальность и трудовая деятельность рассматриваются как независимые и противостоящие друг другу величины одна из которых обязательно подчиняет себе другую.
Третье направление - ориентация на формирование индивидуального стиля деятельности. Он основан на определенных положениях.
Утверждается, что существуют устойчивые, не воспитываются личные качества, значимые для успеха деятельности.
Возможны различные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.
Существуют широкие возможности преодоления слабой определенности отдельных способностей за счет упражнений или их компенсации средствами других способностей или способов работы (пониженную скорость реагирования можно компенсировать повышенным вниманием к подготовленных мероприятий, предусмотрительностью, снижение активности в монотонной обстановке возможно компенсировать тем, что человек искусственно разнообразит деятельность - меняет порядок действий или представляет, что объекты меняют цвет и т.д.).
Формирование способностей необходимо осуществлять с учета индивидуального своеобразия личности, то есть внутренних условий развития, с учетом внешних условий.
В выборе профессии очень важно профессиональная консультация. Однако большее количество старшеклассников выбирает профессию более менее стихийно.
Весомые факторы профессионального самоопределения - возраст, в котором проходит выбор профессии, уровень информирования молодого человека.
Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Проблема заключается не столько в его продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует две опасности. Первая - откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием выраженных интересов. Эта задержка сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций юношей.
Попытки родителей ускорить этот процесс путем психологического нажима дает негативные результаты, вызывает у детей рост тревожности, иногда отказ от самоопределения, нежелание вообще, что-то выбирать. Помощь здесь может быть только органическим - своевременное течение всего обучения расширения кругозора и интересов подростка ознакомления его с различными видами деятельности и практическое привлечение к труду.