Для осуществления производственной деятельности коммерческое предприятие должно располагать основными и оборотными фондами. К основным фондам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, принадлежности длительного пользования и высокой стоимости, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства, а также земельные участки, находящиеся в собственности предприятия, учреждения.
Воспроизводство основных фондов осуществляется путем инвестиций, которые принято называть капитальными вложениями.
Капитальные вложения как затраты включают в себя:
— изготовление проектно-сметной документации;
— новое строительство;
— реконструкцию;
— техническое перевооружение;
— приобретение оборудования, не требующего монтажа.
В капитальных вложениях материализуется основная часть фонда накопления национального дохода, который выступает в виде различных денежных источников.
Для осуществления капитальных вложений используется фонд возмещения в части амортизационных отчислений, а также другие источники в порядке мобилизации внутренних ресурсов.
Инвесторы и уполномоченные ими лица, осуществляющие капитальные вложения, выступают в роли заказчиков.
Заказчиками могут быть:
— органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
— организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;
— иностранные юридические лица;
— физические лица — резиденты и нерезиденты.
Непосредственными источниками финансирования капитальных вложений являются следующие денежные средства:
- собственные деньги инвесторов, то есть их прибыль, амортизационный фонд, накопления и сбережения физических и юридических лиц, деньги, полученные от страховых органов в возмещение страховых случаев, связанных
с основными фондами;
- привлеченные и заемные финансовые ресурсы, которые состоят из банковских кредитов, поступлений от продажи акций и облигаций, иностранных инвестиций, взносов других организаций, заинтересованных в использовании будущих основных фондов;
- ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из внебюджетных фондов.
Финансирование капитальных вложений может осуществляться за счет одного или нескольких источников. Все перечисленные средства сосредоточиваются на пассивных счетах коммерческих банков и благодаря их временному оседанию на этих счетах используются как банковские ресурсы, однако они имеют целевое назначение. Банк при их расходовании выступает в роли посредника, который обеспечивает целевое использование соответствующих средств. Ведущее положение в составе собственных средств занимает прибыль. После уплаты обязательных платежей у предприятия остается чистая прибыль, которая может быть капитализирована, став источником финансирования капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения.
Вторым крупным источником собственных средств являются амортизационные отчисления, возмещающие потребленную часть основного капитала. Они совершаются в условиях развития научно-технического прогресса. Использование амортизационных отчислений позволяет создавать более совершенные основные фонды по сравнению с теми, которые передали свою стоимость в амортизационный фонд. В то же время, начисление амортизации производится регулярно, а выбытие и возобновление основных фондов — периодически, после длительного периода эксплуатации. Это создает свободные источники финансирования.
За счет собственных, заемных и привлеченных средств осуществляется самофинансирование, не регулируемое государством, а определяемое системой договоров с банками, подрядными организациями и поставщиками. Капитальные вложения, осуществляемые за счет собственных и привлеченных средств, могут быть охарактеризованы как нецентрализованные. Капитальные вложения, осуществляемые за счет бюджетных ассигнований, называются централизованными, а распорядители таких средств выступают как государственные заказчики. Это — органы исполнительной власти, то есть министерства, ведомства или другие высшие органы управления экономикой страны. Им подчинены непосредственные заказчики (застройщики), в распоряжение которых государственные заказчики выделяют бюджетные средства.
Централизованные капитальные вложения финансируются двумя методами. При первом — деньги из бюджета выделяются безвозвратно, при втором — на возвратной основе, то есть по аналогии с кредитованием. При первом методе финансирование осуществляется в соответствии с перечнем строек для государственных нужд в порядке поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении других источников.
Для оформления финансирования заказчики представляют банкам следующие документы:
- титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;
- государственные контракты (договоры подряда) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;
- сводные сметные расчеты стоимости строительства;
- заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации;
- уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.
При этом методе финансирования Министерство финансов Российской Федерации выдает деньги государственным заказчикам, которые переводят их в банки на счета непосредственных заказчиков (застройщиков). При втором методе ЦБР предоставляет кредит Министерству финансов, которое направляет указанные средства заемщикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответствии с заключенными договорами. Перечень коммерческих банков, осуществляющих операции по финансированию заемщиков (застройщиков), определяется Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики на основе представления Министерства финансов с учетом мнения ЦБР, министерств и ведомств Российской Федерации.
Полученные коммерческими банками средства федерального бюджета, представленные на возвратной основе, должны использоваться строго по назначению и не могут зачисляться на депозитные счета, направляться для выдачи межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекаться на другие цели.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Расходование бюджетных средств, выделяемых на возвратной основе, осуществляется в соответствии с договором, который банк заключает с заемщиком (застройщиком).
При заключении договоров заемщики (застройщики) представляют в банки выписки из перечня строек и объектов для государственных нужд; государственные контракты (договоры подряда); расчеты, обосновывающие сроки достижения проектной мощности; расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним; заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации и документы, подтверждающие платежеспособность заемщика (застройщика) и возвратность средств. Все эти документы проверяются банком. Если он установит, что средства, выделенные из бюджета на возвратной основе и соответствующие проценты не могут быть возвращены, а также при задержке заемщиком (застройщиком) оформления договора по его вине банк сообщает об этом Министерству финансов Российской Федерации.
Дата начала возврата средств, выделенных из бюджета, и процентов определяется с учетом продолжительности строительства и достижения проектной мощности. Если финансирование и кредитование осуществляются в порядке смешанного инвестирования, то есть за счет бюджета и собственных средств, то расходование каждого источника производится в пропорции, предусмотренной в плане. Банки организуют расчеты, связанные с финансированием капитальных вложений. По поручению заказчиков (застройщиков) они оплачивают счета подрядных организаций за выполненные строительно-монтажные работы и прочие затраты. Заказчики могут также производить предварительную оплату за поставляемые материалы, конструкции, энергоресурсы, услуги транспорта и оборудование. Форма расчетов определяется государственными контрактами (договорами подряда).
При поставке заказчиком (застройщиком) материалов й изделий платежи между заказчиком (застройщиком) и Подрядными организациями за передаваемые материальные ценности производятся через банк по мере их отпуска или путем зачета взаимной задолженности. Расчеты подрядных организаций с комплектующими организациями или предприятиями-поставщиками за сборные конструкции, изделия и материалы производятся в порядке, предусмотренном в договоре (контракте) на их поставку. В случае консервации или временного прекращения строительства, осуществляемого на основании государственного контракта (договора подряда), и отказа заказчика (застройщика) от дальнейшего финансирования стройки или объекта он компенсирует затраты другим участникам строительства.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
У одной смазливой девушки есть муж и любовник, оба богатые люди. Для неё они денег не жалеют и осыпают её дорогими подарками. А вот денег на карманные расходы не дают. Но вот у девушки после каждого презента появляются и деньги и подарки. Что для этого она делает?