Прибыль на единицу продукции в традиционном подходе определяется по формуле:
Прибыль на единицу = Цена - (Прямые затраты + Доля накладных расходов).
Доля накладных расходов определяется таким образом, чтобы разнести весь объем накладных расходов по всем видам продукции пропорционально некоторому показателю (например, пропорционально объему продаж или фонду заработной платы основных рабочих).
Таким образом, прибыль на единицу продукции зависит от выбранной базы разнесения накладных расходов. Кроме того, при уменьшении объема выпуска условно-постоянные расходы меняются слабо, так что доля накладных расходов увеличивается.
Поэтому сокращение объема выпуска одного вида продукции приводит к удорожанию себестоимости продукции другого вида.
Для более корректной оценки выгодности ассортимента вводятся показатели маржинальной прибыли единицы продукции:
При этом для прибыльной работы компании сумма маржинальной прибыли по всем видам продукции должна покрывать сумму накладных расходов.
Маржинальная рентабельность имеет следующий смысл: она отражает, какой доход получит компания на вложенный рубль в прямые затраты на выпуск продукции.
Для торговой компании маржинальная рентабельность аналогична показателю наценки на товар.
На диаграмме приведены показатели маржинальной рентабельности и объема выпуска за месяц для разных видов продукции.
Продукция ранжирована по убыванию маржинальной рентабельности. Из данного примера видно, что основные объемы выпуска приходятся на продукцию с невысоким уровнем рентабельности.
С точки зрения отдачи на вложенные средства в прямые затраты выгодно выпускать продукцию с большей маржинальной рентабельностью.
Но возникает вопрос: до какого уровня необходимо увеличивать выпуск продукции с высокой маржинальной рентабельностью?
Это необходимо делать до тех пор, пока не будет достигнут уровень, который можно продать на рынке.
Для производственной компании нормальным уровнем маржинальной рентабельности может считаться уровень 100-150 %. По отдельные видам продукции рентабельность может составлять от 300 до 600 %. Нижней границей можно считать 30-50 %.
Таким образом, процесс оптимизации структуры ассортимента следует начинать с определения целей компании, и уже на основании этих целей производить выбор наиболее значимых для компании в данный момент критериев оценки, которые дадут целостное представление о работе с ассортиментом.
Общие принципы выбора критериев - оптимизация выпуска и продаж продукции по ограничивающему ресурсу. Поэтому для управления ассортиментом необходимо определить, что является ограничением, и, исходя из этого, сформировать набор критериев.
А ограничивающими ресурсами могут быть денежные средства, производственные мощности, торговые площади, персонал.