Управление финансами

документы

1. Компенсации приобретателям жилья 2020 г.
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году


Управление финансами
О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Экономисту » Маржинальная рентабельность

Маржинальная рентабельность

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Маржинальность

Вернуться назад на Маржинальность



Маржинальная рентабельность рассчитывается как дробь, в числителе которой маржинальная прибыль, а в знаменателе – прямые (переменные) издержки.

Ключевым критерием успешности любой коммерческой деятельности является её доходность. Любой хозяйствующий субъект стремится к выгоде, а потому необходимы показатели, характеризующие её в объективной цифровой форме. Многие предприниматели, особенно начинающие и не имеющие экономического образования, путают понятия прибыли и маржи, а вместо этих терминов порой употребляют жаргонное слово «навар».

Для начала следует дать определения основным понятиям, фигурирующим в тексте, так как без них понимание изложенного материала будет проблематичным.

Маржа. Этим словом называется разница между отпускной и входной ценами (выручкой и себестоимостью). Иными словами, это тот самый «навар», которым традиционно оперируют спекулянты, когда подсчитывают свои доходы. Например, купив товар по 47 рублей и продав его по 63, хозяйствующий субъект извлекает доход (маржу) в 16 руб. с реализованного экземпляра. Здесь даже формула не нужна – всё понятно и школьнику. Понятие выражается в денежных единицах и распространено на валютном и фондовом рынке по причине почти полной тождественности с термином «прибыль» в этих областях деятельности.

Валовая маржа. На практике разные товарные позиции часто отпускаются с различной торговой наценкой (и в стоимостном, и в процентном выражении). Это объясняется тем, что на одних продуктах можно «накрутить» больше, чем на других. Поэтому, для объективной оценки маржинальной рентабельности удобнее всего оперировать понятием «валовая маржа». Это сумма всех наценок реализованных товаров.

Маржинальность. Термином обозначается коэффициент, а потому он выражен в долях единицы (обычно десятичной дробью) или процентах, если его умножить на сто.

Формула:

КМ = (М/Ц) х 100%, где:

КМ – коэффициент маржинальности;

М – размер маржи в денежном выражении;

Ц – суммарная цена, по которой реализован товар.

К примеру, фирма закупила сто смартфонов, каждый из которых обошелся со всеми издержками на доставку, растаможу и прочие расходы, в 10 тыс. руб., и продала эту партию за 1,6 млн. руб.

КМ = (1 600 000 – 100 х 10 000)/1 600 000 = 0,375

Это означает, что в цене каждой реализованной единицы содержалось 37,5% маржи (0,375 х 100).

Коэффициент маржинальности не даёт всеобъемлющего представления об успешности коммерческой деятельности, но играет важную роль в процессе дальнейших расчётов, определяющих доходность предприятия.

Чистая прибыль. Размер прибыли – главный показатель итогового результата хозяйственной деятельности. Ради неё и создаётся каждое предприятие. Представляет собой «чистый доход», то есть деньги, остающиеся после вычитания из суммы реализации всех издержек (постоянных и переменных).

Переменные издержки. Затраты, непосредственно связанные с воспроизводством продукции. Переменными они называются по причине зависимости их суммы от количества произведенного или закупленного товара.

Понятно, что чем больше, например, завод изготовит пылесосов, тем больше ему потребуется электродвигателей, корпусов, шлангов и других комплектующих. То же происходит и в случае посреднической деятельности: чем объёмнее закупаемая партия, тем больше тратится денег.

Постоянные издержки. Расходы на содержание предприятия, которые необходимо нести независимо от его производительности: аренда площадей, отопление, зарплата персонала, нанятого по фиксированной ставке и т. п., называются постоянными издержками.

Рентабельность. В обобщённом виде — отношение доходной величины к сумме реализации.

Теперь исходя из вышеуказанных понятий можно сформулировать определение: Маржинальная рентабельность — это отношение валовой маржи к общей сумме прямых (переменных) затрат за отчётный период.

Главное отличие лежит на поверхности: у этих понятий различная экономическая суть. Маржа выражается в денежных единицах, в то время как рентабельность – величина относительная и измеряется процентами.

Сравнивать можно маржинальность и рентабельность – эти показатели действительно похожи, но только на первый взгляд. Собственно, о том, в чем разница между ними, до сих пор иногда спорят экономисты, и отнюдь не из-за своей безграмотности. Причина разногласий в неоднозначной трактовке понятий и многообразии критериев эффективности.

Наиболее распространённая точка зрения выражается тем, что при определении маржи не учитываются постоянные издержки.

Целесообразность использования понятия маржинальной рентабельности для однозначной оценки эффективности канала реализации можно проиллюстрировать примером:

Некая фирма установила покупателю А торговую наценку в 20%, а другому (B) – только 10%. Если судить только по марже, то получается, что работать с предприятием А выгоднее, чем с субъектом B. А так ли это на самом деле?

Не всегда. Льготная цена, характеризуемая сниженной маржой (её обычно называют оптовой скидкой), чаще всего обусловлена большими объёмами закупок, осуществляемых данным клиентом или условием предоплаты. Эта мера стимуляции сбыта призвана повысить общую рентабельность предприятия за счёт наращивания оборотов реализации.

Маржинальная рентабельность рассчитывается как дробь, в числителе которой маржинальная прибыль, а в знаменателе – прямые (переменные) издержки.

МР = М / И, где:

МР – маржинальная рентабельность;

М – маржинальная прибыль;

И – переменные издержки.

Экономический смысл этого определения выражает эффективность конкретного канала сбыта без учёта постоянных расходов.

В то же время общая рентабельность предприятия равна:

Р = (М – И – ПИ) / (И + ПИ), где:

Р – общая рентабельность;

М – маржа;

И – переменные издержки;

ПИ – постоянные издержки.

Очевидно, что общая рентабельность всегда будет ниже маржинальной, а повысить её можно двумя способами:

1. Увеличив маржу, чего не всегда позволяет конкурентная обстановка. Товар может стать слишком дорогим;

2. Снизив постоянную составляющую издержек. Над этой проблемой постоянно работают экономисты каждого предприятия.

Управленческое решение о мерах повышения рентабельности принимает руководитель предприятия.

тема

документ Маржа
документ Прибыль и рентабельность предприятий
документ Рынки факторов производства, формирование и распределение доходов
документ О прибыли
документ Источники прибыли



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Изменения для нотариусов в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году
Недвижимость
Брокеру


©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.