Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Методика маржинального анализа может быть:
1 - на основе информации об общем объеме продаж и затратах в целом по предприятию;
2 - на основе показателей маржинального дохода в расчете на ед. продукции.
маржинальный анализ, т. е. анализ дохода (выгоды) и издержек введения в оборот дополнительной единицы блага. Суть его в том, что в любой ситуации люди хотят максимизировать чистый доход, т. е. разницу между валовым доходом и валовыми издержками. Чтобы добиться этого, они могут изменять некий важнейший параметр своей деятельности. Его обычно называют контрольной переменной.
Например, если речь идет о процессе производства, то фирма может менять либо количество покупаемых ресурсов, либо объем продукции. Если речь идет о потребителе, то контрольной переменной может выступать какой-нибудь потребительский товар: продукты питания, одежда и т. д. Маржинальный анализ дает ответ на вопрос, стоит ли увеличивать контрольную переменную еще на одну единицу.
Главные принципы маржинального анализа заключаются в необходимости:
1. Определить контрольную переменную.
2. Рассчитать, насколько возрастет валовой доход при увеличении контрольной переменной на единицу. Этот прирост валового дохода называется предельным доходом (MR).
3. Рассчитать, каков будет прирост валовых издержек при увеличении контрольной переменной на единицу. Этот прирост называется предельными издержками (МС).
4. Сравнить эти два прироста.
Если предельный доход превышает предельные издержки, использование дополнительной единицы целесообразно. Причина действенности такого подхода в простых соображениях. Если:
MR = прирост валового дохода, а МС = прирост валовых издержек, то MR - МС = прирост чистого дохода.
В том случае, если MR превышает МС, чистый доход возрастает (его прирост положителен), и, следовательно, есть все основания увеличивать объем контрольной переменной.
Маржинальный анализ составляет сердцевину почти всех экономических рассуждений. Он обращается к эффектам, происходящим в результате небольших изменений контрольной переменной. Каждое такое изменение контрольной переменной имеет свое положительное (предельный доход) и отрицательное воздействие (предельные издержки) на чистый доход. До тех пор пока положительный эффект больше отрицательного, можно с уверенностью утверждать — масштабы производства или потребления нужно наращивать.
Второе ключевое понятие, которое нам понадобится при выведении закона, определяющего рациональное поведение потребителя, — понятие относительной цены. Относительная цена товара А — это отношение его цены к цене товара В (Рд/ Рв). Относительная цена товара А показывает, каким количеством товара В нужно пожертвовать, чтобы приобрести одну дополнительную единицу товара А.
Когда экономисты утверждают, что спрос и предложение реагируют на изменение цен, они говорят об изменениях относительных цен товаров.
Попробуем применить принципы маржинального анализа и понятие относительной цены к проблеме потребительского выбора. Для простоты допустим, что имеется только два товара — колбаса и сыр. Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли.
Значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, то выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Исчисление маржинального дохода позволяет определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.
Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.
Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.
Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.
На практике производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.
Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты - объем производства - прибыль»).
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
• поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
• переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
• структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
• поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
• на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.
Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.