В экономической литературе рассматриваются различные виды эффективности проектов капитальных вложений. Так, выделяются общественная, коммерческая и бюджетная эффективность. Эти понятия имеют следующее содержание.
Общественная эффективность характеризуется системой показателей, отражающих социально-экономические результаты реализации данного проекта, воздействующие на жизнь всего общества.
Коммерческая эффективность характеризуется системой показателей, дающих возможность установить целесообразность осуществления данного проекта с позиций инвестора.
Бюджетная эффективность проекта капитальных вложений характеризуется системой показателей, выражающих целесообразность осуществления этого проекта с позиций бюджетов различных уровней. Понятие бюджетной эффективности используется в том случае, когда проектом предусматривается использование средств бюджетов для финансирования капитальных вложений.
В процессе проведения анализа необходимо проверить обоснованность сумм, направляемых на финансирование капитальных вложений, их фактическое использование, а также целесообразность и эффективность осуществления конкретных мероприятий за счет определенных источников средств.
В результате анализа влияния осуществляемых капитальных вложений на эффективность основной (производственной), финансовой и инвестиционной деятельности организации определяется, какое воздействие оказали реализуемые проекты на следующие показатели:
• на повышение объема, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
• на повышение финансовых результатов деятельности организации (увеличение прибыли и снижение убытков) за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции вследствие экономии материальных, трудовых и финансовых затрат, а также уменьшения затрат на амортизацию и других расходов;
• на укрепление финансового состояния анализируемой организации.
Следовательно, при проведении анализа влияния осуществляемых капитальных вложений (в том числе научно-технических мероприятий) на эффективность деятельности организации необходимо установить, каким образом изменяются как обобщающие, так и частные показатели деятельности организации за счет общего действия всех факторов, а также каждого фактора в отдельности.
Рассмотрим порядок проведения такого анализа на примере показателя себестоимости продукции.
Величина снижения себестоимости продукции в целом по данной организации равняется сумме изменений этого показателя, имевших место за счет влияния различных технико-экономических факторов, в том числе и за счет научно-технических мероприятий, проводимых за счет капитальных вложений.
Следовательно, для того, чтобы определить величину снижения себестоимости, отражающую повышение эффективности производства, за счет проведения научно-технических мероприятий в порядке капитальных вложений, следует определить экономию от снижения себестоимости в разрезе отдельных видов затрат, полученную за счет влияния отдельных технико-экономических факторов, и полученные результаты разделить на расчетную себестоимость продукции.
Так, для определения влияния совокупности научно-технических мероприятий, осуществляемых в порядке капитальных вложений, которые относительно уменьшили затраты на оплату труда, на общую величину снижения себестоимости продукции, следует относительную экономию по фонду заработной платы, полученную за счет внедрения рассматриваемых мероприятий, разделить на расчетную себестоимость продукции:
СС = СФот / СР • 100%,
• СС — величина снижения себестоимости продукции, выраженная в процентах;
• СФот — величина относительной экономии (снижения) фонда оплаты труда (заработной платы), полученная за счет внедрения научно-технических мероприятий в порядке капитальных вложений;
• СР — величина расчетной себестоимости выпускаемой продукции.
Аналогичным образом можно определить влияние совокупности научно-технических мероприятий, осуществляемых в порядке капитальных вложений, которые относительно уменьшили другие виды затрат (материальные затраты, амортизацию и др.) на общую величину снижения себестоимости продукции.
Исходя из этого, величина общего изменения себестоимости выпускаемой продукции должна равняться сумме её изменений под влиянием осуществленных мероприятий в порядке капитальных вложений, воздействующих на различные элементы себестоимости.
Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) является важнейшим резервом увеличения прибыли анализируемой организации. Следовательно, увеличение прибыли за счет осуществления научно-технических мероприятий в порядке реализации проектов капитальных вложений, направленных на увеличение эффективности расходования средств на оплату труда, материальных затрат, затрат на амортизацию и других расходов, можно определить на основе величины экономии этих затрат, умноженной на коэффициент рентабельности продукции в базисном периоде.
Для оценки целесообразности капиталовложений используют четыре основных метода:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1-й — период окупаемости;
2-й — чистой приведенной стоимости;
3-й — внутренней нормы рентабельности;
4-й — индекс доходности.
Оценки проектов капитальных вложений может осуществляться:
— Дисконтированием денежных потоков (2-й и 3-й методы);
— Без учета изменений стоимости денег во времени (1-й и 4-й методы).
Дисконтирование — процесс корректировки будущих денежных потоков для определения их текущей стоимости.
Дисконтирование основано на определении текущей стоимости денег и внутренней нормы доходности.
Методы, не учитывающие стоимость денег во времени, основываются на определенные периода окупаемости и использовании учетной нормы доходности.
Необходимость использования методов оценки целесообразности капиталовложений в предприятия возникает при:
— Необходимости замены устаревшего оборудования новым;
— Расширении производственных мощностей за аренду, покупку готовых или построение помещений;
— Использовании возможностей слияния с другим предприятием;
— Планировании выпуска новых изделий;
— Планировании осуществления рекламных мероприятий;
— Другое.
Период окупаемости — это период времени, необходимый, чтобы чистые доходы от инвестиций возместили произведенные расходы.
Когда сравнивают два или более проекта, предпочтение отдается тем, у которых срок окупаемости короче. Однако принятые проекты не должны превышать некий пороговый, ранее определенный срок окупаемости.
Если поток денежных средств поступает неравномерно, то период окупаемости определяют последовательным добавлением поступлений и подсчетом времени, пока сумма денежных поступлений не будет равна сумме инвестиций.
Порой вместо обычного периода окупаемости используют дисконтированный период окупаемости (уточненный), который означает, что ожидаемые доходы дисконтируются на стоимость капитала проекта. Следовательно, дисконтированный период окупаемости определяется как количество лет, необходимых для возмещения инвестиций от дисконтированного потока денежных средств.
Чистая текущая стоимость (ЧТС) — другой метод определения целесообразности капиталовложений.
Для применения этого метода используем следующую последовательность:
1. Находим приведенную стоимость доходов, дисконтированную на стоимость капитала проекта.
2. Суммируем дисконтированные доходы, сравниваем с величиной первоначальных инвестиций и находим ЧТС проекта.