Управление финансами

документы

1. Выплаты на детей от 3 до 7 лет с 2020 года
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году


Управление финансами
О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Экономисту » Признаки монопсонии

Признаки монопсонии

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Монопсония

Вернуться назад на Монопсония



В ситуации несовершенной конкуренции у покупателя либо у продавца появляется возможность оказывать влияние на формирование рыночной цены, эта способность получила название «рыночная власть»: монополия и монопсония – ее основные проявления.

Если монополия – это абсолютная рыночная власть единственного продавца, то монопсония может рассматриваться как своеобразная диктатура покупателя.

Особенности и признаки монопсонии

Монопсония как модель рынка характеризуется наличием множества продавцов и единственного покупателя.

Этим, собственно, и обусловлены признаки и особенности монопсонии:

• власть монопсониста над ценой не абсолютна, и ее степень зависит от особенностей товара и уровня эластичности его предложения: чем ниже эластичность – тем выше власть монопсониста;

• монопсонист решает проблему максимизации экономического эффекта от использования своей рыночной власти, поэтому вынужден учитывать характеристики конъюнктуры рынка, издержки производства, размеры маржинальной прибыли продавцов и др.;

• монопсонист выбирает то количество продукции, при котором максимизируется экономический эффект от покупки (в качестве которого рассматривается разница между реальной стоимостью товара, и уплаченной за него ценой);

• фирмы-продавцы на монопсонистическом рынке решают проблему максимизации экономического эффекта от выпускаемой продукции за счет снижения издержек производства, это стимулирует их искать пути оптимизации производственного процесса, что является положительным явлением;

• монопсонист ограничен в своих действиях возможностью межотраслевого перелива: его поставщики, будучи не удовлетворены нормой прибыли на монопсонистическом рынке, могут свернуть свой бизнес или перепрофилироваться на производство другой продукции.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что диктатура покупателя не может быть абсолютной в силу действия естественных экономических ограничителей.

Монопсония на рынке труда

Наиболее яркие примеры монопсонистического поведения можно наблюдать на рынке трудовых ресурсов. В качестве покупателя-монопсониста выступает фирма, которая является основным работодателем на ограниченной территории (или единственный работодатель, заинтересованный в услугах определенной категории специалистов, которые больше нигде не могут трудоустроиться).

Рынок труда в условиях монопсонии характеризуется обязательным наличием одного либо нескольких ограничений: географических, отраслевых, квалификационных и даже гендерных или физиологических.

Наиболее распространенным примером монопсониста на рынке трудовых ресурсов является единственное крупное производство в небольшом городке, либо единственная компания, выступающая, с одной стороны, монополистом на своем рынке сбыта, а с другой – ей требуются специфические специалисты, трудоустройство которых на других предприятиях по специальности просто невозможно.

В качестве монопсониста может вступать и само государство: например, специалисты-учителя, в основном, могут быть задействованы в системе государственного образования (и лишь малый процент – в частных школах).

Монопсонию на рынке труда ограничивают действия профсоюзов, а также возможность миграции трудоспособного населения либо переквалификации специалистов – власть монопсониста а рынке труда в силу этих причин также не является абсолютной. Покупатель-монопсонист движим соображениями экономической целесообразности, поэтому рыночная власть покупателя при монопсонии в настоящее время практически никогда не доходит до уровня «диктатуры».

тема

документ Монополия
документ Олигополия
документ Естественная монополия
документ Валютный рынок
документ Денежный рынок
документ Потребительский рынок



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Изменения для нотариусов в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году
Недвижимость
Брокеру


©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.