Предметом бартера вполне могут стать и нематериальные объекты. Вполне жизнеспособна ситуация, когда два субъекта хозяйствования обмениваются по взаимозачету услугами, работами или арендными правами. Нередко предприятие передает в аренду часть своей территории, здания или оборудования взамен на предоставление необходимых услуг, производимых арендатором, либо поставку его продукции.
Как вариант, завод передает в аренду часть своей производственной площади под открытие СТО другим юрлицом, а в качестве оплаты соглашается на получение услуг техосмотра и ремонта собственного парка автомобилей.
Ни Гражданский, на Налоговый кодекс не предусматривают особой формы учета бартерных сделок. В ст. 567 ГК сказано, что к таким сделкам применяются правила проведения классических сделок по купле-продаже, которые изложены в главе 30 ГК. Разница только в том, что каждая из сторон бартерной операции выступает одновременно в роли покупателя и продавца. При этом зачет встречных обязательств происходит по правилам ст. 328 ГК.
В налоговом учете бартер отображается как одновременная продажа собственной продукции и поставка необходимого товара или услуги от стороннего поставщика. Зачет стоимости производится по ценам, отображенным в первичной документации (накладной, акте или счете-фактуре) или договоре.
Особенность отражения бартерных операций в бухучете в том, что в состав используемых не попадают счета из раздела V бухплана (50 – касса, 51 – расчетные счета). Зачет взаимных обязательств по оплате происходит проводкой Дт 60 Кт 62.
При определении налоговой базы по бартерным операциям стоит руководствоваться нормами п.2 ст. 154 НК и правилами ценообразования, изложенными в ст. 105.3 НК.
С точки зрения налоговых органов, бартер – это не только форма встречных взаимных неденежных расчетов, а еще и способ оптимизировать сумму фискальных платежей в бюджет.
В договорах по взаимному обмену товарами или услугами зачастую фигурируют заниженные или чересчур завышенные цены, что позволяет снизить базу по налогу на прибыль или по исчислению НДС.
В то же время, Налоговый кодекс предоставляет в распоряжение инспекторов и проверяющих только один инструмент воздействия в виде нормы из пунктов 2 и 3 ст. 40 НК.
В них сказано: если стоимость поставленных запасов или услуг ниже/выше рыночной на 20%, то это может стать поводом для проведения дополнительных контрольных мероприятий.
Обязанность устанавливать среднерыночные цены, оценивать их колебание и доказывать преднамеренные действия налогоплательщиков возлагается на проверяющих. Решаются такие дела, в большинстве случаев, в суде.