Обнаруживается большое многообразие психологических дисциплин, преподаваемых в различных учебных заведениях различных стран и в рамках различных образовательных программ. Это многообразие определяется культурными, научными, образовательными традициями, а также целями программ обучения.
Все учебные психологические дисциплины могут быть условно разделены на три группы:
1. Предметно-центрированные, к которым относятся:
а) фундаментальные (общая, дифференциальная, социальная психология, психология личности, психология развития и др.);
б) прикладные (клиническая, педагогическая психология, психология труда и др.).
2. Проблемно-центрированные, к которым относятся психология девиантного поведения, психология общения, конфликтология, психология семьи.
3. Методологически-центрированные, к которым относятся экспериментальная психология, математическая статистика, психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия.
Перечень и содержание учебных дисциплин, изучаемых студентами в РБ, определяется образовательной программой высшего учебного заведения, которая строится на основе государственных образовательных стандартов.
Например, содержание профессиональной подготовки психолога определяется программой высшего учебного заведения, которая разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности. Подготовка по психологии включает в себя изучение большого количества разнообразных дисциплин.
В зависимости от функций, которые они выполняют в профессиональной подготовке психологов, их можно условно разделить на следующие группы:
1) дисциплины фундаментальной психологии;
2) методология и методы психологического исследования;
3) дисциплины прикладной психологии;
4) дисциплины практической психологии;
5) педагогические дисциплины.
К дисциплинам фундаментальной психологии относятся: введение в психологию, биологические основы психологии, зоопсихология и сравнительная психология, общая психология, психология личности, дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология, история психологии.
В процессе изучения этих дисциплин студенты получают общее психологическое образование, которое необходимо для профессиональной компетентности психолога в научно-исследовательской работе и практической деятельности.
Методология и методы психологических исследований усваиваются студентами-психологами при изучении таких предметов, как: введение в психологию, общая психология, психологический практикум, методы психологического исследования, экспериментальная психология, психодиагностика, математические методы в психологии. Методы психологических исследований, характерные для отдельных психологических проблем и отраслей психологии, изучаются студентами также во многих других курсах фундаментальной и прикладной психологии.
При их изучении студенты осваивают методологические проблемы, организацию и проведение психологического исследования, методы научного и научно-практического исследования. Эти знания и умения необходимы специалистам-психологам в научно-исследовательской и практической психологической работе.
К основным дисциплинам прикладной психологии относятся: клиническая психология, педагогическая психология, психология труда, психология управления.
При их изучении студенты узнают о путях и способах использования психологических знаний для решения проблем в отдельных отраслях профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей. Эти знания повышают общую психологическую эрудицию студентов-психологов и помогают им выбрать сферу будущей специализации в профессиональной психологической деятельности.
В бар зашли три зэка и заказали: гроб с костями, многоэтажку и то что мы строили. Официант им все принес и говорит: вот вам гроб с костями и многоэтажка. А то что вы строили – нет. Есть только то где вы были. Что заказали зэки?