Принципы и правила самообразования и самовоспитания
Большинство видов деятельности в области менеджмента требуют высокого индивидуального развития. По мере того как возрастает степень сложности работы и быстрота изменений обстановки, увеличивается потребность и в развитии творческого потенциала. Руководителю необходимо поддерживать и развивать свой потенциал вопреки многим помехам и высокой занятости. Его работа предъявляет серьезные требования к его личности и предполагает способность к саморазвитию.
Особую роль эта способность играет для тех, кто не считает, что занимаемое им служебное или общественное положение является для него "потолком", и стремится перейти на более престижную работу или пребывает "в переходном состоянии" между двумя важными этапами своей карьеры. Всякий раз, когда ему необходимо стать более восприимчивым, энергичным или изобретательным, требуется высокий уровень индивидуального развития.
Профессия руководителя традиционно считается одной из престижных. Но стать по-настоящему престижным и авторитетным может лишь тот руководитель, который сможет развить себя как творческую, конкурентоспособную личность. Достичь этого можно лишь при условии систематического поддержания в себе стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.
Саморазвитие включает в себя самопознание сильных и слабых сторон личности руководителя, самоуправление и самоконтроль, самообразование, формирование своего творческого потенциала.
Для развития всех этих качеств недостаточно одних только собственных усилий. Руководителю требуются постоянная поддержка и психолого-педагогическая помощь, повышение общей культуры. Ниже с психологических позиций будут рассмотрены некоторые существенные стороны самоменеджмента работников сферы управления.
Особое внимание будет уделено вопросам формирования самоконтроля, освобождению от излишнего психического напряжения — неизбежного спутника деятельности любого управленца, а также развитию познавательных качеств, которые требуются в его работе.
Необходимо учитывать, что формирование навыков, полезных для саморазвития, требует соответствующего времени и самодисциплины. Лишь при планомерной работе над собой можно достичь необходимых результатов.
• Постоянно осмысливайте не только то, что делаете, но и то, как делаете. Обращайте внимание на эффективные приемы и методы работы, позволяющие хорошо выполнить поставленную задачу.
• Развивайте способности к самоанализу. Стремитесь лучше понять себя, оценить свои сильные и слабые качества. Опирайтесь на сильные и постоянно совершенствуйте слабые стороны своей личности.
• Определяйте цели для года, месяца, недели, дня.
• Поставили цель — идите к ней, добиваясь ее.
• Планируйте то, чего должны достичь, сделать сегодня, завтра, в течение недели, в перспективе.
• Планируя, учитывайте время, устанавливайте реальные сроки достижения цели. "Учитывать время — значит дольше жить" (А. Гастев).
• Приступайте к делу сразу, "без раскачки".
• Приступив к делу, сосредоточьтесь на главном, не отвлекайтесь на второстепенное. "Жертвуйте низшими целями ради достижения высших" (Л. Толстой "Правила жизни"),
• Заставьте "ум свой действовать со всею ему возможною силою" (Л. Толстой). Не допускайте утомленности, меняйте виды занятий, придумывайте для себя стимулы.
• Периодически хронометрируйте время, ищите резервы времени. Вырабатывайте навыки, способствующие быстрому чтению и анализу поступающей информации. Старайтесь освободиться от привычек, ведущих к непроизводительной трате времени ("пустых” разговоров по телефону, просмотра ненужных телевизионных программ и т. п.).
• Каждый вечер давайте самоотчет в своих делах и поступках.
• Не отчаивайтесь и не успокаивайтесь в случае временных неудач. В случае неудачи ищите новый подход, метод, средство, новый "ключ к решению задачи". Помните: оптимизм и вера в успех — залог успеха.
• Чаще используйте само приказы: "Я должен это сделать!", "Только вперед!" Внушайте себе: "Я способен на большее! Я решал и более сложные задачи!"
• Каждый вечер давайте себе самоотчет в своих делах и поступках.
• Ведите дневник, в котором стремитесь анализировать причины своих успехов и неудач.
• Чаще обращайтесь к литературе, в которой содержатся рекомендации по вопросам самообразования и самовоспитания.
Ситуации и действия, приводящие к нервно-эмоциональной нагрузке, напряжению и стрессу в работе:
• Все виды конфликтных ситуаций, возникающих в процессе совместной работы.
• Критика, особенно несправедливая, высказанная в оскорбительной, грубой форме, затрагивающая чувство собственного достоинства.
• Необоснованное понижение в должности или перевод на другое место работы против желания,
• Необоснованное понижение заработной платы, наложение материальных выплат, штрафов и т. п.
• Лишение ожидаемых премий, поощрений, наград.
• Наложение иных санкций, если они представляются чрезмерными или не вполне обоснованными.
• Психологически неприемлемые и необоснованные распоряжения сверху, выбивающие из колеи и не позволяющие работать результативно.
• Плохая организация работы, постановка заданий, не подкрепленных соответствующими средствами и эффективными методами.
• Нагромождение различных дел и необходимость одновременного выполнения различных не связанных между собой видов работы.
• Неожиданные приказы, заставляющие работать в дефиците времени.
• Неспособность эффективно выполнять профессиональные обязанности в силу отсутствия опыта.
• Финансовые ошибки, просчеты, нарушения, которые требуют значительной материальной компенсации.
• Неблаговидные поступки руководителя или коллег по работе, затрагивающие человека.
• Разочарование в работе, в ранее принятой позиции, осознание "тупиковости" отстаивавшихся ранее подходов и установок.
• Длительное ожидание чего-либо (например, ответственной проверки, квалификационного экзамена и др.).
• Неудовлетворенность большим количеством рутинной, неинтересной работы.
• Ненормированность труда и отдыха, необходимость работать вечером и в выходные дни.
• Серьезные ошибки и неудачи в работе, переживание чувства вины за совершенные ошибки.
• Переживание высокой ответственности в ситуациях, которые трудно контролировать.
• Реальная угроза лишиться работы, не имея при этом "запасного аэродрома".
Борьба с производственной депрессией (профессиональной усталостью):
• ненормированность (неупорядоченность) рабочего дня;
• наличие частых "авралов" в работе;
• конфликты во внеслужебное время;
• перегрузка официальными контактами, отсутствие (недостаток) неформального, дружеского общения;
• "зацикленность на работе";
• неблагоприятные бытовые условия жизни;
• невозможность своевременно переключиться, "разрядиться", получить полноценный отдых.
Методы предупреждения и лечения:
• не допускайте, чтобы депрессия затянулась;
• попытайтесь проанализировать ваш образ жизни;
»найдите положительные моменты в вашей нынешней жизни и работе;
• используйте "принцип маятника" (попытайтесь мысленно достигнуть "дна переживаний", после чего настроение “двинется" в противоположную сторону);
• представьте, какими будут ваши мысли и настроение через некоторое время. Спросите себя: "Сохранится ли такая же усталость через неделю, месяц, два месяца?". Вы поймете, что скоро усталость уйдет и не стоит особенно переживать по этому поводу;
• лучшее лекарство от депрессии — смена деятельности. Попытайтесь овладеть еще одной профессией;
• полноценно используйте свое свободное время. Помните — смена обстановки и вида деятельности на досуге помогают восстановить силы и накопить энергию для работы;
• применяйте психорегулирующую тренировку. Аутотренинг, медитация, система "Дзен" помогут вам справиться с депрессией;
• проанализируйте свою работу с точки зрения ее эффективности и увлекательности. Попытайтесь увидеть связь между вашей деятельностью и положительным результатом, чтобы убедиться в собственной значимости и полезности выполняемой работы;
• если ни один из перечисленных приемов не сработал и чувство депрессии продолжает преследовать вас — используйте "хирургическое вмешательство". Если работа "достала" совсем, стоит подумать о том, чтобы заняться чем-то другим, сменить место работы и даже профессию.
Аутогенная тренировка
Основной целью практического занятия является ознакомление с приемами аутогенной тренировки.
Аутогенная тренировка (АТ) — метод активного психологического воздействия, направленный на саморегуляцию психических состояний, возникающих в процессе выполнения сложных видов деятельности. С помощью АТ регулируются эмоциональные переживания, устраняется чувство тревоги, страх, уменьшается психическая и мышечная напряженность.
АТ позволяет человеку управлять внутренними функциями организма — произвольно менять частоту сердцебиения, снижать кровяное давление, увеличивать или уменьшать ритм дыхания.
Этот вид тренировки помогает также избавляться и от некоторых отрицательных черт характера — излишней возбудимости и вспыльчивости, повышенной тревожности и неуверенности.
Наряду с успокаивающим влиянием, АТ применяется для усиления психологической мобилизации человека, обеспечения его готовности к выполнению сложных и ответственных действий. Поэтому ее можно использовать и в практической работе — при подготовке и осуществлении деятельности, связанной со значительными стрессовыми нагрузками.
В отличие от других методов психотерапевтического воздействия АТ предполагает активность тренирующегося, проявление им внутренних усилий, целеустремленности и настойчивости. Она помогает не только лучше владеть своими эмоциями, но тренировать волю, концентрацию внимания, вырабатывать привычку к самонаблюдению и самоотчету — качества, необходимые любому практическому работнику.
АТ должна сочетаться с другими видами самовоспитания человека, в частности, с физическим и морально-волевым. Упражнения АТ рассчитаны на здоровых людей, не имеющих отклонений в сердечно-сосудистой и нервной системе. Противопоказанием для тренировки могут быть пониженное кровяное давление (гипотония), а также наличие у человека простудных заболеваний. Начальные занятия по АТ должны проводиться под руководством преподавателя-психолога. В дальнейшем они могут носить самостоятельный характер.
Подготовка к выполнению упражнений АТ
Приступая к занятию, надо быть спокойным и сосредоточенным. Нельзя начинать тренировку после быстрой ходьбы, бега или другой физической нагрузки.
Нужно субъективно оценить свое состояние, подсчитать частоту пульса в минуту и записать эти данные в специальный дневник занятий (образец схемы дневника прилагается).
Важно создать условия, благоприятствующие тренировке: выключить радиоприемник и телевизор, потушить яркий свет.
Следует устранить другие помехи, которые могут отвлечь от сосредоточения (ослабить галстук и шнурки на ботинках, расстегнуть ворот рубашки, расслабить туго затянутый брючный ремень и т. п.).
Тренироваться можно сидя на стуле, полулежа в глубоком кресле или лежа на кровати. Исходное положение должно быть максимально удобным и не вызывать ненужного напряжения мышц.
Положение сидя. Для этого положения применяется "поза кучера". Сидя на стуле, необходимо немного наклонить вперед туловище и голову, расслабить мышцы затылка, шеи и плечевого пояса, удобно расставить ноги, расположив их на полных подошвах, руки спокойно положить на поверхность бедер.
Положение полулежа: находясь в глубоком кресле, следует удобно откинуться на спинку. Руки согнуты в локтевых суставах и лежат на бедрах или подлокотниках, ноги свободно расставлены, носки развернуты наружу. Поза должна быть непринужденной.
Положение лежа: удобно лечь на спину, подложив под голову небольшую подушку. Руки слегка согнуты в локтевых суставах и свободно лежат вдоль туловища. Ноги несколько разведены в стороны, носки развернуты наружу.
Перед началом упражнения следует закрыть глаза, свести внутренний взор на цифру 12 в воображаемом циферблате, язык мягко приложить к корням зубов (как при произнесении буквы “т"), по возможности расслабить мышцы тела. Необходимо проконтролировать свои ощущения, возникшие в результате проделанных процедур, и приступить к выполнению упражнения.
Примерный набор формул АТ.
Упражнения для расслабления.
Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
У меня удобная поза, глаза закрыты, дыхание неторопливое, плавное, спокойное.
Медленно, постепенно успокаивается нервная система. Сердце бьется спокойно и ровно.
Оно отдыхает.
Мой организм отдыхает.
Посторонние звуки и шум отдаляются от меня, становятся менее слышимыми.
Руки становятся полностью расслабленными и спокойными. Внимание концентрируется на моих ногах.
Расслабляются пальцы... стопы... голени... колени... бедра... Ноги становятся полностью расслабленными и спокойными. Постепенно расслабляются мышцы всего тела. Расслабляются мышцы затылка... шеи... верхней части спины и плеч...
Расслабляются мышцы груди... спины... и живота...
Все тело становится полностью расслабленным и спокойным.
Дыхание ровное... плавное... размеренное...
Сердце бьется спокойно и ровно.
Мой организм отдыхает.
Постепенно появляется ощущение приятного тепла в теле. Внимание концентрируется на моих руках.
Руки становятся теплыми и расслабленными.
Теплеют пальцы... ладони... предплечья... локти... плечи... Руки полностью теплые и расслабленные.
Теплеют мышцы затылка... шеи... верхней части спины и плеч...
Теплеют мышцы груди... спины... и живота...
Все тело становится полностью теплым... расслабленным... и спокойным.
Дыхание плавное... ровное... размеренное...
Сердце бьется спокойно и ровно.
Мой организм отдыхает.
Постепенно появляется ощущение приятной тяжести в теле. Внимание концентрируется на моих руках.
Руки становятся тяжелыми... теплыми... и расслабленными. Тяжелеют пальцы... ладони... предплечья... локти... плечи. Руки полностью тяжелые... теплые... расслабленные... Внимание концентрируется на моих ногах.
Ноги становятся тяжелыми... теплыми... расслабленными. Тяжелеют пальцы... стопы... голени... колени... бедра... Приятная тяжесть охватывает все мое тело.
Тяжелеют мышцы затылка... шеи... верхней части спины и плеч.
Тяжелеют мышцы груди... спины... и живота.
Все тело становится полностью тяжелым... теплым... и расслабленным...
Я отдыхаю...
Дыхание ровное... плавное... размеренное...
Сердце бьется спокойно и ровно.
Посторонние звуки и шум отдаляются, становятся менее слышимыми.
Не хочется двигаться... шевелиться... отвлекаться.
Я отдыхаю и успокаиваюсь.
Я запомнил свое состояние и могу воспроизвести его по своему желанию.
Дополнительные упражнения для нормализации сна
Я совершенно спокоен.
Мышцы расслабленные и вялые.
Дышится легко и спокойно.
Ничто не тревожит... не беспокоит... не отвлекает...
Мышцы лица полностью расслаблены.
Тяжелеют веки.
Веки тяжелые, плотно сомкнуты.
Лицо полностью расслабленное... теплое... тяжелое... неподвижное...
Дыхание ровное... плавное... размеренное...
Все тело расслаблено.
Приятное тепло растекается по всему телу.
Чувствуется приятная тяжесть в теле.
Ощущается полный покой.
Не хочется ни о чем думать.
Появляется сонливость.
Она усиливается.
Все растворяется в отдыхе... тепле... и покое...
Веки тяжелеют больше и больше.
Темнеет в глазах.
Внутреннее спокойствие растекается по всему телу. Наступает сон... сон... сон.
Упражнения для восстановления сил и мобилизации
Я отдохнул и успокоился.
Дышится легко и свободно.
Прохладный воздух приятно холодит ноздри.
Дышу энергичнее и чаще.
С каждым вдохом уменьшается тяжесть мышц.
Дышу легко и свободно.
Уходит ощущение тепла из мышц тела.
С каждым вдохом возвращается ощущение самоконтроля. Усиливается напряжение в мышцах рук и ног.
Руки становятся легкими и упругими.
Слегка сжимаю кулаки рук.
Сердце бьется ровно и сильно.
Голова становится ясной.
Чувствую бодрость во всем теле.
Я полон сил и энергии.
Мыслю четко и без помех.
Все тело напряжено как пружина.
Хочется встать и действовать.
Я готов действовать.
Открыть глаза.
Правила применения аутогенной тренировки
Занимаясь аутогенной тренировкой, необходимо иметь в виду следующее.
АТ следует рассматривать как профилактический метод, особую психическую гимнастику. Поэтому неразумно, чувствуя себя здоровым и бодрым, прерывать упражнения. Их нужно выполнять ежедневно, независимо от общего самочувствия.
Формулы упражнений следует произносить про себя, медленно, на выдохе, концентрируя внимание на их смысле. Произнесение формул следует сочетать с мысленным представлением ситуаций, в которых проявляются ощущение тяжести, тепла, прохлады (вы несете тяжелую ношу, погружаете руку в горячую воду т.д.,),
После освоения начального курса можно пользоваться формулами, составленными самостоятельно. При их составлении и использовании нужно иметь в виду, что каждая формула произносится как утверждение; сущность формул должна быть простой и однозначной; содержание каждой формулы следует относить к состоянию, которого желательно достичь.
Таким образом, при занятиях АТ учитываются следующие правила:
Систематичность
Для полного овладения курсом требуется от 4 до 12 недель при ежедневном минимуме занятий по 15 минут. Для поддержания уровня освоения упражнений следует самостоятельно тренироваться 1—2 раза в день по 7—10 минут. Лучше выполнять упражнения в вечернее время перед сном, а при необходимости мобилизовать себя — использовать соответствующие формулы в утренние часы, после пробуждения.
Активность
АТ не нужно проводить автоматически, бездумно. Упражнения необходимо выполнять целенаправленно, контролируя свое состояние.
Индивидуализация в подборе приемов
После овладения начальным курсом можно выбирать упражнения по своему усмотрению. Этот выбор зависит от условий, в которых проводится АТ, психических особенностей и индивидуального опыта человека, его состояния перед тренировкой. Обязательными являются лишь упражнения, вызывающие расслабление мышц тела, в первую очередь — лица и рук.
Начальный курс тренировки считается освоенным, если после его проведения возникают следующие ощущения:
• отсутствие мышечной закрепощенности;
• ощущение покоя и отдыха;
• положительные эмоции;
• нормализация работы сердца;
• свободное, легкое дыхание.
Самоконтроль
В процессе выполнения АТ необходим тщательный самоконтроль. Перед тренировкой следует измерить частоту пульса и повторить это измерение после АТ, записав показатели. Для фиксации данных самоконтроля целесообразно вести дневник, который заполняется по следующей схеме:
• число и время занятий;
• состояние до тренировки;
• задача тренировки;
• состояние во время АТ;
• состояние после АТ.
Контроль за ходом АТ может проводиться не только на основании самоотчета. Его можно осуществлять с помощью медицинской и психодиагностической аппаратуры, объективно регистрирующей исходное и достигнутое состояние. Для этой цели можно использовать полиграфическую аппаратуру, аппараты для измерения кровяного давления, кожно-гальванической реакции, электро-термометр и др.
Другие приемы преодоления стрессовых ситуаций:
• на работе старайтесь переключиться на виды деятельности, сильно отличающиеся от того, который вызвал стрессовую ситуацию;
• попытайтесь расслабиться, снять физическое напряжение, замедленно выполняя привычные вам повседневные действия (например, замедлите походку, медленнее ешьте, убирайте квартиру и др.);
• используйте целенаправленное самовнушение, с помощью которого можно изменить настроение (например, мысленно представляя приятные вам пейзажи природы, ситуации, которые вызывали у вас положительное настроение в прошлом);
• применяйте упражнения, успокаивающие дыхание;
• занимайтесь любимыми видами спорта или физическими упражнениями (с этой целью особенно эффективно могут быть использованы "ритмические" виды спорта (лыжи, бег) и игровые виды (волейбол, теннис и др.);
• используйте водные процедуры (купание, сауну, контрастный душ и др.);
• проводите мысленный анализ и переоценку ценностей, пытайтесь реалистично и трезво подойти к оценке источника стрессовой ситуации, убедить себя в том, что ситуация не стоит того нервно-эмоционального напряжения, которое вы испытываете;
• используйте прием отвлечения (посещение выставок, просмотр увлекательных кинофильмов, театральных постановок, чтение художественной литературы, научной фантастики и др.);
• на досуге старайтесь заняться любимым делом, вспомните о своем хобби;
• эмоциональная разрядка возникает при посещении игры любимой спортивной команды, популярного концерта и т. п.;
• переключиться с травмирующей психику ситуации помогает не только изменение вида деятельности, но и привычной обстановки (выезд за город, на природу, сбор грибов, охота, рыбалка, прогулка по лесу и т. п.);
• для отвлечения от ситуации, вызвавшей эмоциональный стресс, используйте также дружеское, неформальное общение с приятными вам людьми;
• наконец, для ослабления негативных эмоций можно срочно уехать в командировку, которая не связана с источником стрессовой ситуации.
5. Работа руководителя с литературой, техника скорочтения.
Этапы поиска информации
В процессе подготовки к деловым мероприятиям (совещанию, докладу и др.), в целях самообразования и саморазвития возникает необходимость оперативного поиска нужной информации. Весьма часто в этих случаях люди обращаются к литературным источникам.
Наиболее характерными этапами и действиями при этом являются:
• поиск нужной информации в соответствующих справочных изданиях (энциклопедиях, словарях);
• нахождение интересующего вопроса в соответствующих учебниках и учебных курсах;
• работа с информационно-библиографическими изданиями;
• поиск нужной литературы путем просмотра соответствующих каталогов в читальных залах крупных библиотек; при этом, начинать следует с систематических каталогов, а затем переходить к алфавитно-предметным.
Цели и мотивы “делового” чтения.
Наиболее характерными целями "утилитарного" чтения являются:
• получение общего знакомства с книгой;
• понимание сути концепции автора;
• критический анализ прочитанного;
• извлечение наиболее ценной информации, выписки нужного материала;
• усвоение прочитанного материала с учебными целями (например, в ходе подготовки к экзамену);
• необходимость интерпретации, комментирования прочитанной книги;
• чтение с целью подготовки выступления, доклада;
• необходимость рецензирования, "правки" прочитанного и др.
Для каждого конкретного случая процедура и приемы деятельности в ходе чтения будут различаться. В одних случаях (получение общего знакомства с книгой) скорость чтения должна быть максимальной, в других (например, в случае редактирования) — главное не быстрота, а критическое осмысление прочитанного. Поэтому, всякий раз приступая к чтению книги, статьи, деловой бумаги, необходимо поставить вопрос: каковы цели вашей работы? В зависимости от этого следует конструктивно отобрать приемы, средства, а также определить скорость чтения.
Для лучшего осмысления какой-то проблемы не следует сразу искать ответ в книгах. Лучше начать с собственных размышлений, чтобы развить независимый, оригинальный подход к решению той или иной проблемы. После этого необходимо обратиться к соответствующей литературе. Для понимания сложного текста необходимо прочитать его не один раз.
Первое чтение дает возможность уловить цели и общий ход мыслей автора.
Второе позволяет взглянуть на прочитанное более критично и углубиться в его суть.
В третий раз будет полезно сделать выписки, выводы из прочитанного.
При чтении важно помнить, на что вы опираетесь: на память, логику или интуицию? Чем больше интеллектуальных и эмоциональных качеств задействовано в процессе чтения, тем оно активнее и продуктивнее.
Для углубленного понимания специальной литературы важно систематически использовать справочники и словари. Чем больше новых понятий в ходе чтения будет усвоено, тем оно продуктивнее, тем больше возможностей понять сложный текст.
Критическое отношение к прочитанному начинается с постановки вопроса самому себе: насколько убедительно то, что излагает автор? Нельзя ли то же самое изложить доказательнее, эмоциональнее, интереснее?
Необходимо сравнить только что прочитанное с тем, что вы читали раньше. Какая их прочитанных книг на эту тему импонирует больше и почему? Полезно обсудить прочитанное с человеком, чья позиция вам интересна. Целесообразно также свои критические мысли, суждения о прочитанном записать сразу же по прочтении книги.
Приемы и правила динамического чтения и скорочтения
Динамическое чтение — это чтение на основе целенаправленного применения системы приемов (правил), повышающих темп (скорость чтения) и его продуктивность.
Скорость считывания текста зависит от длительности фиксации внимания на отдельных словах, от объема узнавания информации считываемого материала, особенностей памяти, мышления, особенностей личности. Зависит она также и от особенностей текста, освещения, наличия помех и иных условий работы.
Для увеличения скорости чтения необходимо использовать следующие приемы и правила:
• не читайте все подряд с одинаковой скоростью. Информативность, смысловая значимость текста даже на двух отдельных страницах может быть различной;
• читая, мобилизуйте свое внимание, мышление, память. Постоянно ориентируйтесь на цель, ради которой вы взяли в руки книгу;
• мысленно расчленяйте, структурируйте материал на;
1) фактологический,
2) теоретический,
3) практический (вопросы прикладного характера);
• акцентируйте внимание и анализируйте главное в тексте — то, что соответствует целям чтения;
• читая, старайтесь не проговаривать слова (не шевелить языком и губами). Для предотвращения "вокализации" (проговаривания текста про себя) можно держать в зубах карандаш. Это повышает быстроту чтения, поскольку скорость мышления, обеспечиваемая "чтением только глазами", гораздо выше, чем скорость проговаривания текста;
• наращивая скорость чтения — сканирования, постепенно учитесь одновременно схватывать и осознавать смысл:
1) нескольких слов,
2) строки,
3) предложения,
4) целого абзаца;
• постоянно расширяйте словарный запас, от этого во многом зависит понимание текста. Если понимания текста нет, то его нельзя считать прочитанным;
• приучайте себя не возвращаться к прочитанному, пытаясь понять содержание текста после первого его прочтения.
Следует также определить: каковы ваши типичные недостатки в области культуры чтения и скорочтения. Работу над собой необходимо начинать со "слабого звена". При этом важно постоянно контролировать себя: увеличивается ли скорость чтения, за счет каких приемов? Затем следует перейти к преодолению следующего недостатка и т. д.
Если прогресс в чтении будет недостаточен, следует дополнительно изучить литературу по скорочтению, динамическому чтению (методическая литература прилагается).
Как быстро понять содержание документа.
С помощью специальных методик обычную скорость чтения (500—600 слов в минуту) можно довести до 4000—5000 слов.
Скорочтение дает даже более качественное усвоение текста, чем обычное чтение. Традиционная технология имеет серьезные недостатки, замедляющие скорость чтения:
• глаза постоянно возвращаются к уже прочитанному участку текста. Многие люди незаметно для себя один и тот же текст читают 2—3 раза;
• "прошептывание" и "бормотание” про себя читаемого текста;
• рассеянное внимание;
• отсутствие системы чтения;
• малое поле зрения при чтении;
• скептическое отношение к улучшению своих возможностей и отсутствие стремления к самосовершенствованию.
Приемы, позволяющие избавиться от недостатков чтения:
• постукивание карандашом по столу в определенном ритме (для устранения артикуляции);
• чтение с карандашом, зажатым в зубах (с теми же целями);
• использование "числовых пирамид". Три вертикальных ряда чисел образуют пирамиду. Фиксируя взгляд на цифрах верхнего ряда, необходимо распознавать одновременно числа, расположенные в расходящихся рядах;
• применение таблиц Шульте — разграфленного на 25 ячеек квадрата размером 20x25 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Необходимо быстро найти все цифры по порядку и "вернуться к началу";
• фиксирование цифровых или буквенных сочетаний, воспринимаемых в течение короткого интервала времени (для увеличения точности восприятия текстового материала);
• созерцание "зеленой точки". Смысл приема состоит в том, чтобы каждый вечер созерцать страницу с зеленой точкой в центре и думать только о ней, отгоняя все остальные мысли (для улучшения способности сосредотачиваться);
• введение в процедуру чтения определенной системы (обратить внимание на заголовок, подзаголовки, просмотреть оглавление, список литературы и т. п. — все это помогает выделить основное содержание);
• при чтении газетных материалов усвоению текста помогают ответы на вопросы: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как?
Еще одна эффективная методика позволяет запомнить 80% материала 8 часов спустя после его изучения (обычный уровень запоминания составляет 20%).
Методика включает 5 этапов:
• беглый просмотр текста для выявления его главной мысли;
• постановка вопросов, на которые следует искать ответы при чтении;
• пометки при чтении, выявляющие его структурную композицию;
• пересказ основных идей;
• повторный просмотр текста с акцентом на его основных идеях и внутренней структуре.
Приемы рационального распределения и расходования времени
Самое ценное, что ежедневно уходит от нас, что мы безвозвратно теряем, — это время. Его не удается восстановить. Рационально используя время, вы управляете собой, своей деятельностью и жизнью.
Рационально использовать время вам помогут следующие рекомендации:
• делите время на несколько категорий:
1 я — время, посвященное делу, которое вы считаете глав
ным для себя;
2 я — время, затрачиваемое на необходимые, но малопроизводительные виды деятельности;
3 я — нерационально использованное, "бросовое" время
(поездки на транспорте, переезды в процессе командировок, стояние в очереди, обеденное время и др.);
• попытайтесь установить, сколько часов в сутки вы можете продуктивно работать. Старайтесь не выходить из этих рамок;
• систематически хронометрируйте расход вашего времени;
• проводите анализ того, как его можно разумно, рационально использовать;
• хотя бы периодически хронометрируйте и анализируйте, где ваши главные потери времени;
• главным делам отводите лучшее время суток;
• чередуйте время труда и отдыха;
• отдыхайте, пока не успели устать. Устраивайте перерывы в работе до того, как почувствуете утомление. Если оно все таки наступило, тотчас прекращайте работу и отдыхайте;
• рационально используйте непроизводительные затраты времени (поездки в транспорте, очереди, командировки и др.);
• комбинируйте утомительные задания с приятными;
• старайтесь не работать "в пожарном режиме"; сводите к минимуму срочные поручения;
• учитывайте в работе ваш индивидуальный биологический ритм: кто вы — "жаворонок" или "сова"?
• анализируя причины невыполнения планов (за день, неделю, месяц, год), определите, где и почему вы нерационально расходовали время;
• не берите на себя обязательств, которые отнимут у вас много времени, но помешают выполнению вашего главного дела.
Запоминание имен и лиц
Обычно лица узнаются, бывает трудно вспомнить имя, соответствующее конкретному лицу. Вспомнить всегда сложнее, чем узнать.
Данный способ позволит одновременно запомнить имя и лицо:
• Сосредоточьте свое внимание. Не отвлекайтесь, не будьте рассеянны, когда вам кого-то представляют.
• Попытайтесь отчетливо расслышать имя, увидеть его мысленно.
• Хорошо рассмотрите лицо и повторите мысленно имя, а если это возможно, то и вслух: “Рад с вами познакомиться, Иван Сергеевич!"
• Попытайтесь рассмотреть детали внешности собеседника (лицо, руки, рост, прическа, телосложение и др.).
• Постройте ассоциацию с деталями, повторяя имя. Это могут быть различные ассоциации: с хорошо известным вам человеком, имеющим такое же имя и отчество, могут быть искусственные ассоциации, даже нелепые или смешные — это не имеет значения. Каждая ассоциация дает возможность повторить имя и отчество нового знакомого.
• Проявите интерес к этому человеку, попытайтесь узнать о нем как можно больше. Таким образом, вы получите дополнительный материал для создания ассоциаций.
• Запишите имя и отчество в вашу записную книжку. Не стесняйтесь спросить собеседника, как правильно они пишутся.
По мере применения данного способа вы сможете запоминать имена нескольких человек, представленных вам одновременно. Вам понадобится несколько секунд, чтобы сделать одну две ассоциации с повторением имени и отчества. После окончания представления вы сможете подумать о каждом представленном вам человеке и пополните ваши ассоциации по ним.