Социальный лидер – это человек, который является ключевой фигурой в процессе принятия особо важных решений, а также в системе социального управления в целом. Лидер, как правило, выделяется среди остальных участников коллектива по ряду признаков и качеств, которые присущи исключительно ему.
Чаще всего, к числу таких качеств относят профессиональную компетентность лидера, а также его умения и знания, опыт, который бал накоплен годами. Но, тем не менее, несмотря на то, что лидерство подразумевает под собой наличие профессиональный умений, необходимо углубиться в личностные характеристики лидера.
Социальное лидерство подразумевает обладание знаниями социального и управленческого характера. Но знаний иногда недостаточно: лидер должен уметь применить данные знания в практической деятельности и закрепить эти процессы наглядными результатами. Кроме существующих закономерностей и законов также необходимо иметь в виду принципы функционирования всей общей системы социального управления, в которой принимает участие сложная структура.
Лидер должен уметь грамотно распределять имеющиеся ресурсы и использовать их в соответствии с поставленными задачами. Благодаря такой слаженной работе, а также благодаря умению учитывать потребности своих коллег и требования современности, лидер может достичь невероятных высот и направить деятельность своих подчиненных в правильное русло.
Несмотря на то, что сегодня у многих слово лидер ассоциируется не с руководителем, а с выдвиженцем со стороны группы людей, социальному лидерству все же отдается большее предпочтение как в исследованиях, так и в целом в использовании данного термина.
Как уже говорилось, лидер обладает рядом особых качеств. В первую очередь, учитывается манера его поведения. Лидер запоминается своей харизмой, экспрессивностью и страстью к тому делу, которое он реализует. К лидеру тянутся люди, потому что чувствуют в нем сильную личность, которая поможет достичь успеха. К тому же, у лидера всегда есть навыки работы даже с самым сложным коллективом, ведь умение найти подход к любому человеку – это один из главных навыков социального лидера. Здесь важную роль играют психологические приемы. Но в целом важно создать такой психологический климат в коллективе, который, с одной стороны, будет вселять в каждого члена коллектива уверенность в его стабильности и благополучии, а с другой позиции – мотивировать на развитие, получение нового опыта, а также пополнения своего запаса знаний с точки зрения профессионализма (переобучение, повышение квалификации).
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сегодня социальное лидерство – это важнейшая часть управленческой системы. Без грамотного лидера, который будет вселять в людей уверенность и доверие, практически невозможно реализовать ни одну социально важную задачу. Лидер должен показать, что он такой же, как и все остальные люди, но при этом, обладая некоторыми яркими специфическими чертами, он должен вдохновлять людей на то, что бы реализовывать особо значимую для социума деятельность.
Со стороны различных научных направлений неоднократно проявлялся интерес к проблеме лидерства в некоторых сферах жизни человека. Отсюда и объяснение тому, откуда сегодня взялось такое количество определений понятия лидерства. Один из метакомпонентов, который объясняет феномен лидерства – персоналистический компонент. Он рассматривает лидерство с точки зрения некоторых наследственных факторов. Данные черты определяют, какой человек, в отличие от других индивидов, может достичь действительно реальных успехов в своей деятельности и карьере.
Также к метакомпонентам следует отнести следующие:
1. Персоналистический компонент – наличие тех или иных черт, которые развивает человек, и которые позволяют ему стать успешным (харизма, сила характера, мотивированность к деятельности);
2. Ситуационный компонент – поведение человека в той или иной ситуации, особенно если эта ситуация предполагает наличие противоречия или вводит общество в состояние неопределенности и стресса;
3. Поведенческий компонент – определение тех черт личности, которые проявляются в его поведении в зависимости от складывающихся ситуаций и условий;
4. Атрибутивный компонент – определяет, какими средствами будет пользоваться индивид для разрешения некоторых задач, а также для того, чтобы создать предпосылки к своему социальному лидерству и заполучить одобрение со стороны коллектива;
5. Мотивационно-ценностный компонент – один из приоритетных, так как благодаря данному метакомпоненту мы можем выяснить те ценности, которые влияют на мировоззрение индивида и его желание получить как можно больше прав на лидерство в конкретной социальной группе. Чаще всего человек может стать лидером в той группе, где поддерживаются пропагандируемые им нормы и ценности, а люди ощущают, что могут доверять ему и идти за ним дальше (проявление конформизма, зачастую внутреннего);
6. Гуманистически направленный компонент социального лидерства – предполагает восприятие человека как высшей ценности. Это очень важно, если индивид проявляет себя как лидер: он должен быть выше остальных, но при этом обязан учитывать мнение каждого участника социальной группы, прислушиваться к потребностям коллектива.
Вся совокупность вышеперечисленных компонентов лежит в основе личности социального лидера. Безусловно, какие-то компоненты могут быть более развиты, а какие-то менее, но их наличие и гармоничное сосуществование – это залог того, что человек в будущем станет грамотным лидером, который сможет брать на себя ответственность за организацию управленческого процесса и разрешение наиболее актуальных проблем, которые возникают в различных сферах жизни общества.
Личность лидера и личность руководителя, которого назначают вышестоящие органы, совпадают крайне редко: лидер обычно – это человек, которого выбирают в коллективе.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Приходит отец домой, а его ребенок плачет. Отец спрашивает ребенка: - Почему ты плачешь? Отвечает ему ребенок: - Почему ты мне папа, а я не сын тебе? Кто же это плакал?