Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.
Чтобы проще запомнить значение рассматриваемого понятия, стоит знать, что существительное «дисциплина», пришло в российский язык из латыни (disciplina) и в переводе обозначает «учение».
Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина – это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.
Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.
Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.
Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже - нескольких лет.
Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина – это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина».
Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.
В сферу интересов научная дисциплина также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.
Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).
При этом цель науки - выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, учебная дисциплина направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.
Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что научная дисциплина первична, а учебная дисциплина - вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.
В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики - геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.
Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.
На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет - геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.
При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.