Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Институты социализации

Институты социализации

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Социализация

Вернуться назад на Социализация
Не забываем поделиться:


Успешный переход молодежи к взрослой жизни обеспечивается за счет эффективного функционирования традиционных институтов социализации — семьи, образования. Однако в современных условиях данные институты социализации, или агенты социализации, как их принято еще называть, уступают свои позиции другим агентам социализации, влияние которых быстро увеличивается в формирующемся информационном обществе. Речь идет о таких агентах социализации, как СМИ и Интернет, оказывающих сильнейшее воздействие на формирование молодой личности. Виртуальный мир, в который попадает молодой человек, дает ему свободу действий для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, настроений, взглядов, преодоления внутриличностных и внешних конфликтов, возникающих в реальной жизни в семейных отношениях, отношениях со сверстниками и т.д. Сетевая среда (Интернет), усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности, формируя интернет-зависимость. Кроме того, на формирование личности негативно влияет увлечение распространенными в глобальных сетях играми с элементами насилия. Известны случаи, освещавшиеся в СМИ, в частности и на телевидении, когда подростки, подражая этим жестоким сетевым играм, расстреливали своих одноклассников. Таким образом, создающаяся в глобальных сетях среда способствует формированию негативных психологических и поведенческих установок подростков, что актуализирует обращение к проблеме социализационного потенциала базовых агентов социализации, основным из которых является семья.

Семья составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, которое само входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. А. Першерон по этому поводу пишет: «Входить в семью — означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте». Именное помощью семьи ребенок вписывается в общество. Семья даст ему имя и включает в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое, знакомит ребенка с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. В семье ребенок впервые знакомится с половыми ролевыми стереотипами и проходит процесс половой идентификации. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус человека на протяжении первых 20 лет его жизни. То, где и как родители живут, конкретизирует социальный контекст, в котором ребенок растет и развивается. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.

Одновременно семья — это институт, который способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, алкоголизм, конфликты и раздоры, неполнота семьи, т.е. отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми — все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка. Конечно, здесь нет прямого детерминизма и многое зависит от врожденных черт личности. Например, сын алкоголика может стать алкоголиком, а может вынести из своего детского опыта отвращение к алкоголю на всю жизнь; дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

В современных российских условиях на жизненное восприятие молодежи, ее адаптационное поведение и систему жизненных ценностей оказывает влияние ряд факторов, среди которых наиболее значимо кризисное состояние одного из важнейших институтов общества — семьи, а также отсутствие эффективной государственной семейной и молодежной политики. Отсюда следует спектр проблем в молодежной среде: наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество, делинквентность, социальная потерянность и отчужденность и др. Кризис функционирования института семьи вызвал большие сложности в социальной адаптации российских семей, и в настоящее время стоит вопрос о выживании и социальном благополучии личности и семьи в России. Современную российскую семью можно обобщенно назвать «социально дезадаптированная семья», и основными параметрами дезадаптации семьи в обществе являются: неспособность семьи обеспечить прожиточный минимум своим членам, неспособность семьи обеспечить простое воспроизводство населения, неспособность обеспечить нормальный, здоровый социально-психологический климат в семье, психическое и физическое здоровье членов семьи и др.

Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, и наблюдается резкое падение ее воспитательных функций, что в целом характерно и для школы, в результате чего подростки оказываются предоставленными самим себе, социализируются в молодежных неформальных группах.

В современной России наблюдается рост особо опасных заболеваний, таких, как туберкулез, наркомания, алкоголизм, инфекции, передаваемые половым путем, и в целом рост социального психоза и масс культурно-психологической «дебилизации» населения.
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

При этом именно в молодежной и подростковой среде процент таких заболеваний выше, чем среди населения в целом. В современной России, по данным экспертов, доля лиц в возрасте от 15 до 30 лет составляет 79 % всех ВИЧ-инфицированных мужчин и 80 % женщин. Большую опасность представляет высокий процент смертности в молодежной среде, причем значительную долю составляют несчастные случаи и самоубийства. Показатель суицидов в молодежной среде особенно высок среди социально и материально неустроенных представителей молодежи. Так, каждый десятый выпускник учреждений для детей-сирот оканчивает жизнь самоубийством.

Спорт является одним из агентов социализации, оказывающим позитивную роль на формирование физически и духовно здоровой личности. Развитие компьютерных технологий и компьютеризация школ, семьи и т.д. снижает уровень физической активности детей, чем сильно обеспокоены родители. Причин, по которым дети уделяют недостаточное внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно в школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер: с одной стороны, регулируемый и целенаправленный, а с другой — неуправляемый, стихийный. Было бы большим упрощением считать, что в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер. Возможность одновременного осуществления социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить на следующем примере. На уроке в школе ученик приобретает важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что учитель или воспитатель может посчитать сопутствующим, случайным. Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть и позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Окружение сверстников — еще один агент социализации. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей и тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания родителей, поэтому особенно тяготеют к компаниям ровесников дети из неблагополучных семей. Именно среди сверстников индивид учится разрешать конфликтные ситуации, учится общению на равных, тогда как в школе и семье общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе: становится лидером, середняком или аутсайдером. Отношения в группе позволяют подростку лучше узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны своей личности. Группа корректирует семейные ценностные представления, полученные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоречие с ценностями родителей, порождая «конфликт отцов и детей». Наблюдая различия в социальном положении членов группы сверстников, человек узнает свое собственное социальное положение.

Наконец, группа сверстников позволяет подростку одновременно и отождествить себя с другими, и выделиться среди них. Здесь вступают в борьбу две позиции — соревновательная и конформистская. Подросток проявляет конформизм, подстраивая свое поведение под нормы, установленные в кругу сверстников. Например, многие стараются не слишком хорошо учиться, чтобы не выделяться в среде других учеников и не прослыть «зубрилой».

Поскольку в обществе взаимодействуют различные по принадлежности группы — семья, школа, круг сверстников и т.д., ребенок сталкивается с противоречиями. Например, в семье ценится взаимопомощь, а в школе ребенок попадает в систему, где преобладает дух соперничества. Ему приходится испытывать влияние разных людей, и он пытается вписаться в это окружение. По мере взросления и интеллектуального созревания он приобретает способность видеть эти противоречия и анализировать их. Пытаясь их разрешить, индивид создает собственную шкалу ценностей, что позволяет ему более точно определить свою личность, наметить некий план жизни и стать активным членом общества. Процесс формирования ценностей может оказаться важным источником социальных перемен, превращая индивида в социального актора.

Средства массовой информации и в первую очередь телевидение - весьма значимый агент социализации. Их влияние на все группы населения и особенно на детей и подростков огромно. Именно СМИ и телевидение произвели переворот в массовом сознании в эпоху «гласности», когда за считаные годы рухнули идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями воспитания и пропаганды. Многочисленные фильмы и прежде всего сериалы активно формируют у детей и подростков стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении. Это в первую очередь относится к сценам «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также к сценам насилия, которыми изобилует современное телевидение. Массовая телевизионная продукция внедряет в сознание стереотипы западной, точнее, американской, массовой культуры, которые постепенно вытесняют традиционные стереотипы. Н. Болье, исследовавший влияние видеоклипов, показал, что клипы дают молодежи стереотипное представление о любовных отношениях и способствуют распространению образа действительности, имеющего мало общего с реальностью. При этом не следует забывать об огромной позитивной воспитательной роли средств массовой информации, выходящих за рамки массовой культуры. Ведь именно благодаря им в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.
интересное на портале
документ Тест "На сколько вы активны"
документ Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
документ Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
документ Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
документ Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
документ Тест "Для начинающего миллионера"
документ Тест который вас удивит
документ Семейный тест "Какие вы родители"
документ Тест "Определяем свой творческий потенциал"
документ Психологический тест "Вы терпеливый человек?"


Работа является важным фактором социализации в индустриальных обществах. Именно работа обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей. Для многих профессия является главным средством самоидентификации, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд индивид приобретает опыт общения с работодателями и коллегами, знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой среде. Труд наделяет индивида социальной значимостью, даст ему ощущение престижа.

Особенностью социализации на работе является то, что это преимущественно вторичная социализация, поскольку затрагивает взрослых, уже сформировавшихся людей. Она несет свои трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству; люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители нередко страдают безынициативностью. Обычно взрослый критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми.

Э. Шайн указывает, что существуют три типа реакции индивида на производственную социализацию:

• протест — отказ от всех ценностей и норм;
• творческий индивидуализм — принятие только основных ценностей и норм;
• конформизм — безоговорочное принятие всех ценностей и норм (такое поведение подавляет творческий потенциал индивида и может превратить его в бесплодного бюрократа).

Социальный контроль над индивидом является важнейшим результатом социализации и заключается в регулировании его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Такое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой.

Социальный контроль может быть формальным и неформальным.

Формальный социальный контроль представляет собой действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей правоохранительных органов. К формальному социальному контролю относится также доминирующая в обществе идеология. Социальный контроль осуществляется везде, где существуют правила, — в школе, в группах правонарушителей или преступников. Индивид, преступающий эти правила, будет отвергнут, отлучен или исключен из группы морально или физически.

Неформальный социальный контроль предполагает косвенное и тонкое воздействие на человека в его среде обитания. Тот факт, что большинство людей с неодобрением относится к некоторым поступкам, высмеивает их, осуждает, — это и есть неформальный социальный контроль. Так, в наших обществах предписанной социальной нормой является интегрирование в мир труда. Быть безработным или получать социальное пособие значит ежедневно испытывать на себе неодобрение окружающих, заставить говорить о себе как о человеке ленивом или паразитирующем на системе.

Каждое общество через своих агентов социализации устанавливает идеалы (во имя которых есть смысл прилагать усилия) и средства для их достижения. Например, финансовый успех является составной частью североамериканской культуры. Посредством агентов социализации все индивиды научились пользоваться средствами достижения этого идеала, и они убеждены, что им это удастся.

Существуют постоянные типы социальной адаптации индивида, возникающей в результате социализации.

Например, маргиналы в качестве типа адаптации выбирают отклонение от принятых норм, намеренно находясь на грани доминирующей культуры. Они фактически исключают себя из общества, отказавшись от целей, предписанных системой, и их поведение не соответствует установленным нормам. Часто они предпочитают жить в субкультуре, которая им предлагает иные ценности и иные способы их реализации.

Маргинализация некоторых из них происходит вынужденно, поскольку они не могут отвечать требованиям доминирующей социальной модели, будучи неспособными в нее интегрироваться. Речь идет о всех тех, кто отвергнут обществом. В каком-то смысле маргинализованные люди исключены из системы; они обычно живут на периферии общества, но не всегда это происходит по их собственной воле. Они — жертвы системы, так и не научившиеся извлекать из нее пользу. К категории маргиналов относятся бродяги, попрошайки, психически больные, которым отказано в помощи, бездомные, исключенные из социальной системы из-за их крайне ограниченного доступа к сфере труда.

Российское общество с конца 1980-х — начала 1990-х гг. претерпело значительные изменения во всех сферах жизнедеятельности: изменилась экономическая, политическая, стратификационная структура общества. Все эти изменения наложили отпечаток на развитие личности, уровень и типы ее адаптации в обществе.

Эмпирические данные, полученные входе исследования Институтом социологии РАН, позволяют оценить динамику адаптации молодежи к современным условиям в контексте их личностного восприятия и отношения к жизни в российских условиях. Обращает на себя внимание тот факт, что современному поколению молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем их предшественникам, а также поколению отцов. Об этом, в частности, говорят почти две трети (64 %) представителей молодого поколения и меньше половины (45 %) старшего.

Всего 10 лет назад российская молодежь делилась на две почти одинаковые группы: на тех, кому нравилась (или скорее нравилась) жизнь в тот период, и на тех, кому она не нравилась (или скорее не нравилась). Сейчас молодые люди более чем в 2 раза чаще заявляют о том, что сегодняшняя жизнь в России им нравится (скорее нравится). Подобный оптимизм вызван прежде всего тем, что становление нынешнего молодого поколения происходило в иных социальных условиях, чем становление поколения 1990-х гг., когда страна переживала жесточайший социально-экономический кризис, политическую нестабильность, войны на части ее территории и т.п. Сегодня ситуация несколько другая, население адаптировалось к условиям неопределенности, нестабильности, а нынешнему молодому поколению по большому счету не с чем и сравнивать ситуацию, гак как их социализация происходила в условиях неопределенности, которая стала для них обыденностью и повседневной реальностью. Когда идеалы общества несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своей цели. Этот выбор связан с девиантным поведением, т.е. таким, которое не соответствует социальной норме. Так, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, за богатством и властью выбирают социально запрещенные или противозаконные средства и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Примерами такого типа отклонения от норм могут служить криминальные группы, мафия или уличные банды, занимающиеся вымогательством и кражами.

Другим видом нарушения норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых обществом ценностей. Такая разновидность девиации свойственна революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Таким образом, девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации в данном конкретном случае.

тема

документ Социальный интерес
документ Социальный контроль
документ Социальный субъект
документ Социальный тип
документ Социальный факт
документ Социальный человек
документ Социальный элемент

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

Выше колена, пониже пупка, дырка такая, что влезет рука...

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки

Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами.
Что это за предмет?

посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Изменения по вопросам ИП

Новое в расчетах с персоналом в 2023 г.
Отчет по сотрудникам в 2023 г.
НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Что нового в патентной системе налогообложения в 2023
Что важно учесть предпринимателям при проведении сделок в иностранной валюте в 2023 году
Особенности работы бухгалтера на маркетплейсах в 2023 году
Риски бизнеса при работе с самозанятыми в 2023 году
Что ждет бухгалтера в работе в будущем 2024 году
Как компаниям МСП работать с китайскими контрагентами в 2023 г
Как выгодно продавать бухгалтерские услуги в 2023 году
Индексация заработной платы работодателями в РФ в 2024 г.
Правила работы компаний с сотрудниками с инвалидностью в 2024 году
Оплата и стимулирование труда директора в компаниях малого и среднего бизнеса в 2024 году
Правила увольнения сотрудников коммерческих компаний в 2024 г
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Как уменьшить налоги при работе с маркетплейсами
Как защитить свой товар от потерь на маркетплейсах
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Размещение рекламы в интернете в 2024 году
Компенсации удаленным сотрудникам и налоги с их доходов в 2024 году
Переход бизнеса из онлайн в офлайн в 2024 г
Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
Как выбрать подрядчика по рекламе
Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах



©2009-2023 Центр управления финансами.