Принцип плюрализма заключается в многообразии форм и видов экономического самовыражения людей.
Основные факторы, обуславливающие действие принципа, следующие:
1. Переход к «обществу знаний» (при котором в экономике вообще и трудовой деятельности в частности главную роль начинает играть созидание и использование знаний, или так называемого «интеллектуального капитала»), или сдвиг в сторону «знание-интенсивных» отраслей от капитало и трудоинтенсивных и, вместе с тем, отчуждение индивида от общества (относительная исключенность человека из социальных связей, при котором утрачиваются взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, утрачивается чувство общности, происходит рост безличных механизмов социальной связи, рост индивидуализма.
2. Технологические сдвиги в производстве и использовании энергии, а, следовательно, в производстве веществ и материалов, в развитии транспортных систем, а также в средствах и методах передачи информации.
3. Увеличение множества коммуникаций (взаимодействий между людьми, бизнес-общения), информационно-насыщенных продуктов и услуг, передающихся с помощью средств электроники (компьютеризация общества).
4. Увеличение множества форм организации бизнеса (например, появление электронной, или сетевой, экономики, распространение электронной кооперации, увеличение количества религиозных и семейных производственных команд, интеллектуальных рабочих и т.д.).
5. Изменения в характере и содержании труда (например, перенесение профессиональной активности с заводов и учреждений в индивидуальные жилища работников, рост интеллектуализации труда, новый баланс полов и возрастов, повышенная эмоциональная нагрузка, новые формы мотивации и контроля труда, новые формы занятости, новые формы организации профсоюзов и т.д.).
6. Распространение небольших, гибких и восприимчивых к нововведениям производственных систем, тенденция к дематериализации производства.
7. Возникновение новых форм участия работников в собственности, прибыли и управлении (происходящее в связи с возрастанием доли капитала, контролируемого теми, кто занят в данной организации).
8. Новая структура общественного производства, увеличение доли в ВВП третичного сектора экономики (переход к так называемому «обществу услуг»).
Как утверждал Э. Дюркгейм, уменьшение коллективного многообразия в Новое время между регионами, нациями и классами компенсировалось увеличением многообразия на индивидуальном уровне. Для мира наших дней этот тезис отнюдь не потерял актуальность, а в условиях глобализации стал еще более значимым. Рост многообразия экономического самовыражения людей в современных условиях имеет вполне серьезные основания. Известно, что различные формы сознания отражают различные стороны действительности. Например, экономическое бытие общества определяет экономическое сознание, а, следовательно, и различные формы и виды экономического самовыражения (т.е. активизации людей в сферах их включенности в производственные отношения). Усложнение же общественного экономического бытия, а также развитие и обогащение познавательных способностей людей ведут к бесконечному увеличению числа видов их экономического самовыражения. Но здесь имеется и обратная связь. В свою очередь, усложнение элементов экономики (как системы общественных отношений по поводу формирования, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности) и их взаимосвязей (что отчасти видно и из таблицы) обусловлено объективным усложнением и развитием самого социума.
При этом производственные отношения (как способ соединения факторов производства) не просто воспринимают те импульсы к изменению, которые обусловлены экономическим самовыражением людей (работников), т.е. основного элемента производительных сил, они в свою очередь оказывают активное обратное воздействие на их развитие, ведут к еще большему многообразию средств производства, плюрализму видов личных факторов производства, форм экономического самовыражения работников, а также к кардинальной трансформации самой технологии и организации производства. Следует заметить также, что плюрализм самовыражения различных социальных групп делает их интересы все более несопоставимыми и множественными, что может инициировать в будущем множество локальных конфликтов интересов.
Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам. После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу. Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу. Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло. -так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?