Социализация детей и подростков сегодня одна из актуальных тем для обсуждения, как в профессиональных кругах педагогов, психологов, так и в обывательских. Еще бы. Мало кто не замечает, как нынешнее поколение отличается от предыдущих. Мало кто не видит, что былые ценности уступают место новым, что старые привычные методы воспитания не приносят тех результатов, каких бы хотелось.
Думается, небезосновательно некоторые исследователи полагают, что успешная социализация детей — залог счастливого будущего не только отдельно взятой личности, но и страны, всего человечества. И вопрос о том, как правильно должна протекать социализация детей – вопрос выживаемости и полномасштабного развития современного общества.
Социализация – процесс усвоения ребенком принятых в обществе ценностей, норм. Социализация охватывает все общество в целом. Процесс замены старых ценностей новыми принято называть ресоциализацией, а утрату личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации, как отрицательные (к примеру, преступник), так и положительные (к примеру, гений) принято называть девиацией.
Выделяется несколько факторов, влияющих на прохождение социализации человеком – биологический, социальный, психологический. С какими задатками, темпераментом и физическими возможностями родился ребенок, в какое окружение, в какую культуру он будет погружен – от этого зависит качество его социализации.
Условно можно выделить несколько кругов социализации детей: вначале это семья, потом горизонты общения ребенка расширяются — улица, образовательные учреждения, город, страна, мир. С каждым годом ребенку требуется усваивать все большее количество информации, обретать все большее количество навыков для наилучшего выживания в современном мире. Одновременно с этим мы наблюдаем деградацию социальных институтов общества: кризис семьи, школы, дополнительного образования детей и пр.
Тревожные звоночки, связанные с тем, как проблематично проходит социализация детей, повсеместно раздаются в разных уголках страны. Количество детей с негативными отклонениями (алкоголизм, преступность, наркомания, игромания, суицид, нравственный аутизм и т.д.) в социализации неуклонно растет. Пора что-то делать. Не только рассуждать на завалинке о том, как все плохо и смаковать яркие примеры из жизни.
Системно векторная психология (новое направление в психологии) предлагает начать с Понимания сути проблемы.
С точки зрения системно векторной психологии, социализация – это путь становления ребенка Человеком. Человеческому детенышу, рожденному с заданными от природы особыми психическими свойствами – векторами, вплоть до пубертатного периода предстоит их развивать.
Дело в том, что вектора заданы нам в своих базовых свойствах. От того, в какую социальную среду попадает ребенок, зависит — сможет он стать человеком или так и останется в «недочеловеком» (то есть в биологическом плане ребенок изначально человек, а вот в социальном, психологическом ему еще предстоит им стать). Вспомним про детей – маугли.
Следует отметить, что системно векторная психология различает такие понятия, как адаптация (приспособление к ландшафту) и социализацию (процесс усвоения человеком культурных ценностей). Тот же Маугли хорошо адаптировался в джунглях, он научился там выживать, но вот социализироваться по определению он мог только в обществе.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В эпоху первобытности ребенку для успешной социализации надо было знать и уметь гораздо меньше, чем сегодня – ландшафт, культура изменились в сторону усложнения. А природа устроена разумно – новая среда – новые свойства для человека. Так, если каждый в первобытной стае рождался с одним вектором – он и выполнял свою видовую роль, способствуя тем самым выживанию и себя, и всех членов стаи. Человек с кожным вектором являлся охотником и воином, с анальным вектором был домохозяином, охранял женщин и детей, когда остальные уходили на охоту.
Современные же дети рождаются многовекторными и у них не все так прямолинейно, как у наших предков. Больше задатков, больше возможностей, больше желаний и больше пустоты, проблем в случае, если что-то в социализации детей пошло не так.
Одно осталось неизменным – огромная роль в жизни человека общества. От того насколько ребенок впишется в общество зависит его ощущение счастья и социума в целом.
На сегодня очевидны две основные проблемы того, что социализация детей проходит не так как надо: 1. ребенок усвоил плохие ценности, 2. ребенок – социальный неадаптант. Почему так происходит?
Институты социализации детей находятся в кризисе и тут, что называется, повезет или не повезет. В какую семью, в какой коллектив, к каким педагогам попадет ребенок? Столкнется ли он с крайностями, в которые порой впадают родители, когда некоторым из них совершенно безразлична судьба детей, или, напротив, когда родители стремятся огородить ребенка от любого зла, в том числе от современного общества, воспитывая его в тепличных условиях?
Немаловажную роль имеет и состояние общества в целом. Что для россиян сегодня оценивается как «нормальное» поведение? Выпить пивка на диване, покурить на кухне, вести разговоры о плохой власти, непутевой России, поругаться с супругой, не задумываясь о том, как эти наши необдуманные поступки, разговоры влияют на представления ребенка о должном, и о правильном?
Каждый из нас является частью общества и вносит свой вклад в формирование коллективного бессознательного — чем больше оно наполняется нашими нехватками, неудовлетворенностью жизнью, чем больше мы отрываемся от культуры и понижаем эталоны нравственности и морали по отношению к самим себе, тем больше общество оказывает негативное влияние на социализацию детей.
В советское время за счет высокого уровня культуры в своей массе советских граждан институты социализации работали лучше, страховали один другой. Давали возможность ребенку успешно социализироваться не дома, так на улице, в школе, на бесплатных кружках и секциях.
Вывод один: чтобы изменить ситуацию в социализации детей требуется начать с себя, научиться мыслить системно и чем больше людей это сделают, тем больше шансов воспитать полноценное поколение.
В качестве иллюстрации к выводу: знания по системно векторной психологии о том, как различать детей по векторам помогают видеть болевые точки социализации конкретного ребенка и малой кровью их ликвидировать и самим стать счастливее.
Так, анальный ребенок трудно приспосабливается к новому коллективу, новому месту и для него первые походы в детский сад – сущий кошмар, он будет цепляться за мамину юбку, для него рушится привычный мир и если мама пойдет у него на поводу, перестанет водить в садик, не понимая сути социализации и природу своего карапуза, то адаптация в школе будет проходить сложно.
Кроме того, на самом деле анальному ребенку нужен коллектив, так как друзья входят в список его жизненных ценностей, наряду с семьей и детьми. Задача родителей – поддержать анального ребенка в прохождении через трудности, и он приобретет необходимые ему для жизни социальные навыки общения в коллективе сверстников, пройдет ранжирование – найдет свою роль в обществе и сможет полноценно раскрыть свои природные задатки.