Семейную социализацию можно рассматривать двояко: с одной стороны, как подготовку к будущим семейным ролям, а с другой - как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности.
Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияний. Нормативные влияния предписывают определенные образцы, модели поведения, что позволяет действовать в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью стереотипами. В механизме воздействия нравственно-психологического климата на формирующуюся личность важное место занимает личный пример родителей.
В ранние годы жизни наиболее существенно для ребенка влияние не только матери, но и отца. Как показывает обычный опыт и как это было также доказано социологическими исследованиями, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые и серьезные изменения. В современном обществе отсутствие отца сказывается намного тяжелее, чем в прошлом, когда вся работа с ребенком была преимущественно "женским делом". Ребенок, растущий без отца, лишен мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера.
Ребенок без отца страдает также, как правило, от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, который в нормальных условиях олицетворяется отцом. Важно также влияние братьев и сестер на развитие ребенка. Старшие братья и сестры с первых дней жизни ребенка являются значимыми другими для него, хотя по своей роли не менее важно общение с младшими братьями и сестрами.
По данным социологических опросов, семья в системе ценностей человека (по вербальным самооценкам) занимает лидирующую позицию. По данным опроса мнений ВЦИОМ "Семья в зеркале общественного мнения", для 90% респондентов важнейшая ценность — "вырастить детей, обеспечить им будущее", для 86% — создание прочной семьи. В качестве главных целей семейной жизни указывались желание иметь детей (56%) и стремление находиться рядом с супругом. Более 60% состоявших в браке и овдовевших связывали ценность брака с желанием иметь детей и продолжением рода, в то время как среди холостых такого же мнения придерживались только 40% респондентов.
Вместе с тем нарастают общие тенденции снижения уровня рождаемости, распространения малодетности, повышения уровня разводимости. В Российской федерации 40,2 млн. семей, из них около 58% имеют несовершеннолетних детей. Причем более половины этих семей — однодетные. 14% семей от общего их числа являются неполными (с одним родителем). Каждый второй брак заканчивается разводом, на каждые 100 браков приходился 51 развод. Растет внебрачная рождаемость, вне брака родилось 19,6% детей. 90% детей-сирот брошены своими родителями. Эти данные наглядно характеризуют процесс снижения ценности семьи и детей на поведенческом, а не на вербальном уровне, связанный со структурными изменениями в семейной сфере, разрушением внутрисемейных связей, приоритетом вне семейных ценностей, усложнением межличностных отношений между супругами, отчужденностью, непониманием и взаимоотдалением детей и родителей, низкой эффективностью социализации детей.
Существенным фактором семейной социализации является стабильность семьи. Семья может быть нестабильна по многим причинам: смерть одного или обоих родителей, смерть детей (брата или сестры), развод и повторный брак, работающие или безработные родители, смена места жительства и т.п. Для всех членов семьи развод является сильнейшим потрясением, нарушающим стабильность семейной среды, что отражается на поведении ребенка.
Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: конфликтностью, общим дефицитом общения, особенно отцов с детьми, нехваткой взаимопонимания и эмпатии, преобладанием взаимного отчуждения и авторитарно-командного стиля отношений, широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; сверхопека и завышение требований родителей к детям в однодетных семьях и др.
Процесс социализации в современных условиях сложен и противоречив. Растет число конфликтных ситуаций, порожденных разногласиями в представлениях, взглядах, мнениях членов семьи. Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями (59% детей вступают в конфликты с родителями). В случае возникновения разногласий большинство родителей (61%) проводят с детьми серьезный разговор, 19 — лишают их удовольствий, а 6% - применяют физические наказания!
Социализирующая и воспитательная функция семьи реализуется через формирование фундаментальных ценностей, идеалов, выработку жизненных целей, способов их достижения. Чем сплоченнее семья, чем сильнее семейное МЫ, тем эффективнее ее воздействие на личность. Основные жизненные ценности и цели современных подростков распределяются следующим образом: хотят иметь хорошую семью — 66%, интересную профессию — 41, получить образование — 38, хорошую работу — 34, достичь материального благополучия — 31,5, приносить пользу людям — 24,5%. При этом примерно треть детей считает образцом семейную жизнь своих родителей.
Социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, осложняют реализацию тех ценностей человека (ценности семейной жизни, стремления иметь детей), которые уже несколько десятилетий подвержены дезорганизации. Тем не менее семейное измерение жизни дает человеку ощутить всю полноту человеческих способностей и полностью реализовать собственное Я. Семья в этом смысле незаменима.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Никакие межличностные связи, тем более в формальных организациях, нельзя уподобить семейным. Поэтому крайности в формах отчуждения личности, социальной патологии могут быть только результатом дезорганизации семьи. И конечно, в современных условиях осуществления семьей социализирующей функции требует серьезной поддержки как со стороны общества, так и со стороны государства.
Эволюция содержания и методов семейной социализации неразрывно связана с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей.
Современная семья является продуктом длительного исторического развития. Ее не было в первобытном обществе, где социализация детей осуществлялась непосредственно в масштабах всей родовой общины. Затем долгое время семья была едва ли не главной социально-экономической ячейкой общества, выполняя, помимо регулирования половых отношений и воспитания детей, еще целый ряд социальных функций. Семья была первичной производственной ячейкой (вспомним крестьянское хозяйство); эту функцию она постепенно утратила. Семья была первичной имущественной и потребительской ячейкой; эту функцию она частично сохраняет, но развитие системы общественного обслуживания, питания и т. д. делает ее все менее существенной. Наконец, семья была не только важнейшей, но и почти единственной (за исключением церкви) ячейкой по воспитанию детей; эту функцию она сохраняет, но в суженном масштабе. Уже появление всеобщего школьного образования до известной степени эмансипирует детей от семьи, ослабляет ее влияние. Чем раньше начинается общественное обучение и воспитание, тем меньше, соответственно, удельный вес семьи. Общность черт, формируемая в процессе коллективного общения и под влиянием средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино и т. д.), все больше перевешивает влияние особенных условий, свойственных той или иной семье. Нравится нам это или нет, этот процесс закономерен и неотвратим.
Наконец, существенные сдвиги наблюдаются в структуре самой семьи. Из «большой семьи», включавшей в себя многочисленных родственников, она превращается в нуклеарную семью, состоящую только из мужа, жены и их потомства. Взрослые дети, как правило, предпочитают, если имеют к тому возможность (особенно влияют жилищные условия и проблема ухода за ребенком в отсутствие родителей), жить отдельно от родителей.
Исторические и этнографические исследования свидетельствуют о том, что принятые в обществе способы семейного воспитания обусловлены господствующими в обществе культурными стандартами.
В первобытном обществе семейная социализация в основном осуществлялась через ритуальную сторону жизни (так называемые ритуалы перехода). В традиционных обществах ритуалы перехода - это специальные ритуалы, знаменующие собой переход, из одного социального или религиозного статуса в другой. Подобные ритуалы есть во всех известных истории обществах.
Первая попытка дать научную интерпретацию ритуальной практики была предпринята в 1909 г. французским антропологом Арнольдом ван Геннепом. Ван Геннеп рассматривал ритуалы как средство, облегчающее индивиду сложности неизбежного перехода от одной социальной роли к другой. На основе проведенных им эмпирических исследований ван Геннеп пришел к выводу, что все ритуалы перехода имеют одну и ту же трехчленную структуру, включающую в себя отделение, переход и воссоединение (иначе, долиминальная, лиминальная и постлиминальная стадии). Центральный участник (или участники) ритуала вначале символически отделяется от своего прежнего статуса, затем претерпевает изменения, готовясь к жизни в новом статусе, и, наконец, включается в общество в своем новом социальном статусе. Хотя большинство наблюдавшихся ритуалов было связано с кризисами жизненного цикла, ван Геннеп считал, что по своему смыслу они являются социальными и культурными церемониями и знаменуют события скорее социокультурные, нежели биологические.
Современные социологи, как правило, придерживаются взглядов ван Геннепа в том, что касается социального значения и психологической значимости ритуалов перехода. Они считают, что ритуалы перехода обладают позитивной ценностью с точки зрения индивидуальной психологии, поскольку они ослабляют стресс в моменты серьезных жизненных перемен - взросления, вступления в брак, рождения детей, смерти близких - и облегчают трудности адаптации к новой социальной роли. Кроме того, ритуалы перехода способствуют укреплению общества.
С переходом человечества в феодальную эпоху доминировал традиционный христианский взгляд, согласно которому ребенок несет на себе печать первородного греха родителей, ведет к репрессивному стилю воспитания, преобладанию запретов и наказаний в отношениях к детям как родителей, так и общества в целом.
Роль мужчин в воспитании и уходе за детьми, по крайней мере, в предшествующие исторические эпохи была незначительной. Более того, в истории известны народы, у которых существуют правила "избегания", резко ограничивающие контакты между отцами и детьми, Такой обычай до последнего времени сохранялся у кавказских горцев: социальная норма запрещала отцу брать ребенка на руки, играть с ним. В современной семье роль отца изменилась: уход за ребенком, проявление родительских чувств характерен для большинства мужчин. Отец, как правило, предопределяет социальный статус ребенка в обществе. Такая ситуация характерна для доиндустриальных обществ, где ребенок наследовал социальное положение отца.
В современном обществе с ориентацией на статус, достигаемый высокой межпоколенной мобильностью, социальное положение ребенка, когда он вырастет, зависит во многом и от его личных усилий, но тем не менее стартовой позицией для его карьеры служит социальное положение родителей.
Различные функции отца и матери в воспитании детей - одно из проявлений половозрастного разделения труда в семье. Роли мужа и жены в семье определяются господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями и обычаями. В традиционном обществе за мужчиной обычно закреплялась роль "хозяина", "добытчика", "кормильца", поскольку он обладал физической силой и соответствующими навыками охотника или землепашца. Женщина занималась главным образом уходом за детьми и домашним хозяйством. Поэтому в социологической теории роль женщины в семье называют "экспрессивной", а роль мужа - "инструментальной". В современном индустриальном обществе роли мужа и жены значительно трансформировались: они обладают примерно одинаковым статусом, одинаковым объемом прав и обязанностей, стремятся поровну распределить обязанности по дому я уходу за детьми.
По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами факторы их передачи дифференцируются и специализируются. Автономизация процессов семейной социализации от других видов общественной деятельности сопровождается изменением функций ее «естественных» агентов (родителей, родственников, братьев и сестер и др.) и появлением специализированных социальных институтов, осуществляющих воспитание и обучение детей (детские дошкольные учреждения, школы, профессиональные училища и т.п.), которые вступают в сложные и противоречивые отношения с семейными влияниями, причем их значимость соотносится с конкретными фазами жизненного цикла: до какого-то возраста ребенок воспитывается в семье, а затем переходит в специализированный институт. Таким образом, индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишают семью функции социализации. В процессе урбанизации и индустриализации значение общественных институтов как средство социализации неуклонно возрастает. Воспитание становится непосредственно общественным, государственным делом, требующим управления и систематической координации усилий отдельных институтов. Некоторые исследователи отмечают "прогрессивный" характер этого процесса, так как дифференциация институтов социализации обеспечивает определенные предпосылки для формирования более творческой и высококвалифицированной личности. Однако нельзя забывать о том, что само появление всеобщего школьного образования до известной степени эмансипирует детей от семьи, ослабляет ее влияние. Как справедливо замечает П.Сорокин, "и юридически, и фактически дитя все более и более отнимается из-под влияния семьи и переходит в руки общества. Даже время, проводимое им вне семьи, все более и более укорачивается... Это еще резче оттеняет... ослабление семейной связи родителей и детей...".
В современных условиях семейное влияние уравновешивается, а зачастую и перевешивается воздействиями многих других социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций. В попытках разрешить это противоречие возникают различные общественные движения (например, в США — движение за семейное образование; с помощью специальных компьютерных программ родители обучают своих детей)2. По-видимому, для наиболее адекватного решения этой сложной проблемы недостаточно компьютерных технологий, необходимо учитывать согласованность интересов личности, семьи и общества. Соответственно "критерий воспитания детей должен содержать наилучшее соотношение двух взглядов на социализированность детей - с точки зрения родителей, семьи и с точки зрения общества, общности".
Основа родительского воспитания слагается из двух компонентов. Один из них - изменение форм поведения ребенка, второй - представление родителей о том, каким должно быть поведение ребенка на данном этапе развития, представление, которое отчасти завесит от родительских устремлений.
На развитие ребенка в семье в большей мере влияют сама семейная ситуация, взаимоотношения между родителями, стиль семейной жизни, нежели целенаправленные взаимодействия взрослых воспитателей. Внутрисемейные отношения, нравственно-психологический климат семьи стоят на первом месте в ряду факторов ранней социализации. Нравственно-психологический климат семьи — величина интегративная, синтезирующая различные компоненты: личностные качества супругов, уровень их общей нравственной культуры, их совместимость и характер эмоциональных контактов, отношение к детям, принятые формы общения.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
В ресторане за один столом сидела две мамы и столько-же дочерей. Официант подал к столу три кофе, и при этом всем досталось по чашке. Как это возможно?
Ничего не пишите и не используйте калькулятор, и помните - вы должны отвечать быстро. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось? Ответ 5000? Опять неверно.