Социализация в ее широком понимании определяется как процесс и результат усвоения человеком социального опыта. Это также приобщение людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоение и воспроизводство людьми человеческой культуры. В результате социализации люди становятся образованными и культурными, с социально-психологической точки зрения — личностями, приобретают свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека и необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
В более узком, специальном смысле слова под социализацией может пониматься следующее:
1. Процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и необходимого ему социального опыта, превращение человека в полноценного члена общества или какой-либо социальной группы. К социализации в этом понимании относится, например, освоение человеком норм права, морали, культуры человеческих отношений, правил поведения в обществе, различных видов человеческой деятельности и форм общения с людьми, разнообразных социальных ролей и многого другого.
2. В промышленной и организационной психологии социализация — это процесс, посредством которого новый член соответствующей организации адаптируется к нормам и ролям в данной организации.
Понятие социализации введено в научный оборот и используется главным образом в социологии и социальной психологии. То, что здесь понимается под социализацией, близко к тому, что в общей психологии и психологии развития трактуется как формирование личности, а в педагогике и педагогической психологии — воспитание человека как личности. Вместе с тем, как подчеркивает Г. М. Андреева, социализация имеет свою специфику по сравнению с формированием, воспитанием и общим развитием личности.
В специальном, узком смысле слова, характерном для социологии и социальной психологии, социализация представляет собой процесс вхождения индивида в социальную среду, его становление как личности через социальные влияния, а также приобщение индивида к системе социальных связей и отношений — словом, превращение человека из биологического существа в полноценного члена общества, в личность, хорошо адаптированную к нему.
Социализация происходит в результате взаимодействия человека с другими людьми в разнообразных социальных группах. Следовательно, это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом в этих группах социального опыта и, свою очередь, обогащение этого опыта за счет собственной социальной активности — общения и деятельности в этих группах. Так называемый процесс социализации начинается фактически с первых дней существования человека и непрерывно продолжается в течение всей его жизни.
В социальной психологии традиционно выделяются три сферы, в которых реализуется процесс социализации. Это — деятельность, общение и самопознание.
В плане деятельности социализация означает включение человека в различные виды социальной деятельности и их освоение. Данный аспект социализации хорошо представлен в теории деятельности А. Н. Леонтьева, особенно в его работе "Деятельность. Сознание. Личность".
С точки зрения общения социализация представляет собой формирование компетентности в общении или развитие коммуникативных способностей человека, позволяющих ему хорошо понимать людей и умело взаимодействовать с ними. Важная сторона этой области социализации — включение человека в различные социальные труппы.
Самопознание как аспект социализации — это становление образа "Я" человека, или его Я-концепции.
Наряду с описанными выше сферами (аспектами или сторонами) социализации выделяются и обсуждаются ее стадии. Данный вопрос пересекается с периодизацией психического развития человека, представленной в возрастной психологии. Выделение стадий социализации человека в социальной психологии происходит, однако, на других основаниях, чем определение периодов развития в психологии развития.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Возрастная периодизация развития опирается на внутреннюю характеристику личности или на межличностные отношения, но не всегда принимает в расчет отношения человека с обществом или социальными группами. Периодизация социализации, напротив, делает акцент именно на социальных аспектах отношений человека с людьми и обществом.
Несомненно, что главными периодами жизни, в которых происходит социализация человека, являются детство, отрочество и юность. Здесь периодизация возрастного развития в основном совпадает с периодами социализации. Последние неплохо представлены и описаны в концепции периодизации развития человека как личности, предложенной Д. И. Фельдштейном. Что касается периодов социализации взрослого человека (этот процесс, по признанию большинства ученых, активно продолжается и за пределами детства или юности), то в их выделении и понимании среди ученых нет единства.
Один из подходов к решению данного вопроса заключается в том, чтобы выделить основные сферы в жизни общества и в соответствии с ними рассмотреть процесс освоения человеком тех видов деятельности, через которые он включается в Данные социальные сферы. Такими сферами могут быть, например, семейно-бытовая, трудовая, политическая, правовая и другие.
Соответственно в каждой из них можно выделить определенные этапы социализации личности. К примеру, в трудовой деятельности можно выделить следующие стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую, если иметь в виду включение человека в трудовую деятельность, его участие в ней и уход на пенсию; Правда, в современных условиях послетрудовая стадия выделяется весьма условно, так как многим людям, достигшим пенсионного возраста, по материальным и другим соображениям приходится продолжать работать в каких-либо учреждениях или организациях. Кроме того, труд пенсионера дома или в быту продолжается и, как правило, является не менее активным, чем в социальных учреждениях.
Стадии политической социализации могут включать в себя начальную стадию политической жизни после получения права участия в выборах в органы власти, продолжение политической жизни в той или иной форме (например, работа в выборных или иных политических органах) и прекращение активного участия в политической жизни, отход от нее в связи с уходом на пенсию или по каким-либо другим причинам.
Особенность социологического и социально-психологического понимания социализации заключается в том, что, кроме процесса и стадий (периодов) социализации, здесь выделяются и рассматриваются институты социализации, то есть те социальные учреждения и структуры, которые обеспечивают полноценную социализацию индивида или его адаптацию в обществе.
Важнейшим институтом социализации является семья. Ее значение особенно велико на ранних стадиях социализации, однако и позднее семья продолжает играть существенную роль в процессе социализации.
Вторым по степени значимости социализирующим институтом является система образования.
На третьем месте по своему социализирующему влиянию находятся средства массовой информации.
Если говорить о профессиональном, или трудовом, аспекте социализации, то здесь решающую роль играют те организации и учреждения, в которых человек работает. Нельзя сбрасывать со счетов социализирующее влияние и таких институтов, как учреждения, представляющие культуру.
Для определенной части населения, которая принимает участие в их деятельности, социализирующими институтами могут стать армия, другие силовые структуры, спортивные учреждения и организации. Можно выделить общие для всех индивидов институты социализации (большинство из них было названо выше) и специальные институты, в жизни и деятельности которых принимают участие не все члены общества (некоторые из них также были указаны выше).
Одной из немногих теорий, представляющих и описывающих в социальной психологии процесс социализации, является социально-когнитивная теория А. Бандуры. В данной теории подчеркивается способность человека научаться путем наблюдения за поведением других людей и подражания им. При этом обучающийся человек имеет дело с когнитивными процессами или способностями, которые наряду со стимулами (подкреплениями) оказывают влияние на процесс его научения.
К когнитивным процессам или способностям в данном случае относятся прогнозирование, ожидание, оценивание и представление. Они — эти процессы — опосредствуют связи между поведением человека и социальными подкреплениями его действий. Этим социально-когнитивная теория отличается от теории модификации поведения, разработанной другим представителем необихевиоризма — Б. Скиннером. Согласно социально-когнитивной теории общество задает определенные модели поведения, на основе которых человек обучается. Эти модели в основном представляются людям через средства массовой информации: печать, радио, телевидение, телефон и Интернет.
А. Бандура установил, что большинство людей выбирает в качестве объектов для подражания людей своего пола и примерно такого же возраста, как они сами. Главное, по его мнению, заключается в том, что объектами подражания становятся для многих такие люди, которые успешнее, чем они сами, решают характерные для них проблемы. Кроме того, люди чаще подражают тем, кто занимает более высокое положение, и тем, с кем данный человек непосредственно контактирует. Дети, как правило, сначала подражают взрослым, а затем, взрослея, своим сверстникам, чье поведение приводит к достижению желанных целей.
У одной смазливой девушки есть муж и любовник, оба богатые люди. Для неё они денег не жалеют и осыпают её дорогими подарками. А вот денег на карманные расходы не дают. Но вот у девушки после каждого презента появляются и деньги и подарки. Что для этого она делает?