Социальные инновации - это новые стратегии, концепции, идеи и организации, отвечающие любым потребностям общества: от условий труда и образования до развития общества и здравоохранения. Социальные инновации включают в себя, например, методы и техники открытых ресурсов, а также социально направленные инновации, такие как микрокредит или дистанционное обучение.
Впервые социальные инновации начали широко обсуждаться в 60-х годах в работах таких авторов как Питер Друкер и Майкл Янг (основатель Открытого университета и других организаций). Этот термин также появлялся в работах французских писателей 70-х годов. Однако темы и концепции социальных инноваций существовали задолго до этого. Бенджамин Франклин, например, говорил о небольших изменениях внутри социальной организации обществ, которые могли бы помочь решить повседневные проблемы. Многие радикальные реформаторы 19 века, например Роберт Оуэн, основатель профсоюзного движения, продвигал инновации в социальной сфере. Все крупнейшие социологи, включая Карла Маркса и Макса Вебера, говорили о глубоких социальных изменениях. Другие теории инноваций становятся известными в 20 веке.
Социальные инновации распространяются во всем мире, поскольку люди понимают, что настало время работать сообща, чтобы найти новые решения проблем, стоящих перед нашим обществом. Новые инициативы предлагаются повсеместно: научно-исследовательскими организациями, компаниями или независимыми организациями. Существуют различные определения социальных инноваций, но все определения имеют один общий пункт: взаимодействие с целью достижения устойчивого общества.
Центр Социальных Инноваций Стэндфордской школы полагает, что Великая депрессия в США была наиболее плодотворным временем для внедрения социальных инноваций. Так, можно сделать предположение, что в условиях нарастающего кризиса наступает наилучшее время для активного внедрения социальных инноваций в России. Тем более что кризис касается не только производственных сфер, экономических, но и обширно соприкасается с границами социальной жизни населения (безработица, как социальный аспект – деградация общества; старение населения и т.д.).
Однако социальные инновации не исчерпываются заменой государственных расходов бесплатными усилиями добровольцев и платными услугами фирм. Это и социальная ответственность бизнеса.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Но к российским бизнесменам и предпринимателям еще не пришло осознание того, что нематериальные инвестиции дают большую отдачу, нежели материальные. Так, например, соотношение материальных и нематериальных активов в компании IBM составляет 17:69, а “Coca-Cola” – 4 к 9, соответственно.
А российский бизнес не рассматривает нематериальные активы как серьезное конкурентное преимущество. Отсюда и низкая степень инициативы поддержания социальных инноваций, инноваций, в общем.
Таким образом, Россия сейчас должна, в первую очередь, оказывать информационную поддержку этому направлению и, имея возможность заимствовать положительный опыт Европы, выработать свою политику поддержки социальных инноваций с учетом локальных особенностей и российского менталитета.
Социальные инновации давно прижились в Европе. И хотя идея социальных инноваций стала одним из векторов политического развития недавно, корни ее уходят в 1990-е годы. Тогда Инициативы Европейского Социального Фонда – «NOW», «ADAPT», «HORIZ ON», а также «LEADER» и другие, стали предвестницами нового подхода к социальной политике, в которой сломаны границы между государством, частной сферой и гражданским обществом. Этот подход применим также к образованию и здравоохранению. Его распространению способствовали изменения в системе управления ЕС и развитие информационных технологий. Так Еврокомиссией был накоплен ценный опыт, и создана солидная база знаний, которую можно использовать для решения социальных проблем через делегирование полномочий.
Формально же идею социальных инноваций признали после встречи, тогда еще, президента Баррозу и группы общественных активистов и инноваторов. Конкретные предложения вошли в официальные документы – «Стратегию Европа» и программы исследований «FP7» Евросоюза. Как сказал Баррозу, политика социальных инноваций «еще не полностью принята в политических кругах», однако социальные инновации это удобный подход для решения крупных общественных проблем, хотя это все еще понятие не устоявшееся. Есть немало практических подтверждений того, что социальные инновации могут решить проблемы уязвимых групп населения, улучшить качество жизни, и, в-третьих, провести важные системные изменения в обществе для роста его благосостояния».
В России «Социальные инновации» – это новый термин, который только начинает получать распространение и ассоциируется с такими понятиями, как государственно-частное партнерство, корпоративная социальная ответственность, социальное предпринимательство и благотворительность. Для большинства российских компаний, например, социальные инновации и социальные инвестиции сводятся к традиционной благотворительной политике. То есть, подразумевают материальное и нематериальное инвестирование, что для российского общества не вполне характерно, в силу особенного менталитета.
Но, не смотря на это, все уже давно уяснили – изменяйся, или умрешь (приняли западный подход). В Европе или Америке при каждом ВУЗе имеются лаборатории социальных инноваций.
В России же даже люди, которые занимаются социальным проектированием, не всегда считают себя социальными инноваторами. А ведь для нашей страны социальные проекты сами по себе являются новшеством.
В нашей стране готовность населения к социальным инновациям правильнее было бы назвать страхом перед переменами.
Во-первых, страх перед неизведанным – неотъемлемая черта характера большинства людей, во-вторых, инновации, прежде всего, предполагают обучение и развитие. А это, в свою очередь, вложение времени, человеческих ресурсов и денег без отдачи в денежной и материальной форме.
Отличным примером является то, что люди, родившиеся и выросшие в, уже не существующем, Советском Союзе, по прежнему мысленно живут по законам того времени, желая все вернуть назад.
Точно так же и сейчас общество пытается сохранить свои убеждения и ритм жизни, привычные порядки, даже если понимает, что они устарели.
Итак, для успешного развития в России социальных инноваций нам, прежде всего, не хватает информации, информирования населения. Опыт реализации имеется у большинства развитых стран, которые всегда готовы им поделиться. Тем более, что в Татарстане был реализован, и успешно, проект «Электронная Республика», «Доступная среда», в частности, в нашем городе поддерживается программа «Доступная среда» проектом «Безбарьерный Нижнекамск».
Однако, простое вбрасывание в социальную сферу государственных средств и даже щедрых пожертвований со стороны корпораций, ничего существенно не меняет. Нужны длительные целенаправленные усилия всех заинтересованных сторон на благо всего общества. Широкий взгляд на социальные инновации, как способ удовлетворения важных потребностей общества и его системное изменение, для целей долгосрочного планирования становится необходимым.
Социальные инновации пока что не являются устоявшимся понятием, и распространение информации о существующих удачных инициативах является важной составляющей успеха.
В советские времена у телефонисток на коммутаторе висел лозунг, из которого следовало, что они все ратуют за свободные сексуальные отношения. Что это был за лозунг?