Сегодня проблема толерантности является одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых во всем мире. «Толерантность (от лат. “tolerantia” – терпимость) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.).
Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие». Толерантность, как основа культуры общения, на сегодняшний момент является необходимым условием взаимопонимания и единения внутри общества с различными культурными традициями, религиозными и политическими убеждениями.
Вопрос толерантности привлекает большое внимание не только на международном, но и на государственном уровне, поскольку Россия – это многонациональное государство с разнообразным этническим и религиозным составом населения. Современное состояние общества нередко характеризуется как нестабильное: в ряде регионов страны существует межэтническая напряженность, проявляющаяся в повышении уровня агрессии, этнической и религиозной нетерпимости.
В таких условиях особое внимание стоит уделять воспитанию толерантности в подростковом возрасте, поскольку в этот период жизни процессы личностного формирования и адаптации в социуме протекают наиболее активно.
«Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе».
По словам Г.У. Солдатовой, «…подростковый возраст – важнейший период в психо-социальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов».
Значительную роль в воспитании толерантности у подростков играет педагог, который должен владеть культурой межнационального общения, придерживаться гуманистических норм межличностного взаимодействия, учитывать особенности и культурные традиции того региона, в котором протекает образовательный процесс.
М. И. Рожков, Л. В. Байбородова и М. А. Ковальчук утверждают, что успешное воспитание толерантности зависит от реализации в педагогической деятельности ряда принципов, наиболее важными из которых являются следующие. «Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Принцип индивидуальности предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации, самораскрытия. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах. Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности».
По мнению А. А. Погодиной, стратегия формирования толерантности выглядит следующим образом:
• создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию убеждений и взглядов, навыков толерантного поведения в микросреде – семье, в учебном заведении, на рабочем месте и т.д.;
• способствование реализации идей привития детям и юным гражданам полинационального государства, открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в различных сферах;
• распространение позитивного подхода к этническим вопросам и предотвращение проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии и др. через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов.
Таким образом, толерантность, выступающая в качестве активной нравственной позиции, а также психологической готовности к терпимости и взаимопониманию между этническими и социальными группами, для мирного и конструктивного взаимодействия с людьми различной социальной, культурной, религиозной или национальной принадлежности, является основополагающим фактором формирования личности в подростковом возрасте. Основная задача педагога в развитии толерантных отношений заключается в повышении коммуникативной компетентности учащихся, готовности к открытому диалогу, а также в формировании оптимальных условий для самовыражения индивидуума, развития культуры достоинства и терпимости по отношению к окружающим.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было: Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс? Девушка ему ответила: Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -… После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева. Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?