В социологии выделяются общества с разным уровнем социальной мобильности:
- высоким (пример - США). Любой индивид, приложив определенные усилия, настойчивость и сообразительность, может перейти из одной страты в другую (из страты рабочих перейти в страту промышленников, ученых, политиков и др.). Более того, сама идея достижения того статуса, который хочет человек, возведена в абсолют (т. наз. "американская мечта");
- относительно высоким. Принципиально существуют возможности изменения социального статуса, но они часто сдерживаются традициями обществами, откровенный карьеризм и целеустремленность американского типа не приветствуется (пример - Великобритания);
- средним. Изменить свой социальный статус могут немногие. Общество периодически предоставляет шанс, но редко и не всем. Как правило, это диктаторские режимы Латинской Америки, иные страны с авторитарной формой правления, где низкий уровень жизни большинства населения сосуществует с явно высоким уровнем жизни меньшинства (обычно элиты, представителям которой по разным причинам удалось сделаться таковой, и которые приняли существующие в обществе "правила игры");
- низким. Почти нет возможностей (а часто и необходимости) изменить свой социальный статус. Как правило, причина низкого уровня социальной мобильности заключается не в бедности государства, а, наоборот, в отсутствии самой проблемы социального статуса, ее неактуальности. Обычно низкий уровень социальной мобильности присущ небольшим странам с высоким уровнем жизни всего населения, независимо от статуса (примеры - Швейцария, Дания, Бельгия, Люксембург, и др.).
В подобных государствах уровень жизни всех граждан (независимо от статуса) примерно одинаков. Кроме того, сама культура таких обществ, пропагандирующая культ отдыха, спокойствия, размеренности, исключает агрессивную предприимчивость и карьеризм. Обычно в указанных государствах дети наследуют статус родителей (сын дворника становится дворником, преподавателя - преподавателем, госслужащего - госслужащим и т. д.).
Большинство граждан живет в свое удовольствие, и не озабочено проблемой смены своего социального положения (небольшие благополучные европейские страны). Также низкая социальная мобильность присуща восточно-азиатским странам с коллективистской национальной философией (Китай, Вьетнам, Камбоджа и др.);
- крайне низким. Присущ обществам, где статус дан от рождения и его изменение жестко запрещено традициями (например, Индия, в которой основополагающей является кастовая системой, некоторые арабские страны, самобытные племена Азии, Африки и др.).
Также к этой категории принадлежат страны, где большинство населения практически лишено самого необходимого - одежды, пищи, транспорта, доступа к образованию (Эфиопия, Ботсвана, Мозамбик, Мавритания и др.).
В указанных обществах человек в силу отсутствия элементарного быта лишен возможности изменить свой статус.
По мнению большинства американских социологов, чем выше социальная мобильность, тем более развито общество.
Во многом, именно высокой социальной мобильностью американские ученые, изучавшие проблемы социальной мобильности (П. Сорокин и др.) объясняли успехи США.