Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка
17. Надбавка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2019    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения
папка Главная » Налоги » Налоговый кредит

Налоговый кредит

Налоговый кредит

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

1. Налоговый кредит
2. Инвестиционный налоговый кредит
3. Проценты по налоговому кредиту
4. Налоговый учет кредитов
5. Налоговый вычет на кредит
6. Предоставление налогового кредита
7. Срок налогового кредита
8. Суть инвестиционного налогового кредита
9. Бухгалтерский учет налоговых кредитов
10. Система налоговых кредитов

Налоговый кредит

Налоговый кредит (tax base) — перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Налоговый кредит предоставляется на том этапе процесса исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и рассчитан размер причитающегося налога. Налоговые кредиты по своей сути являются тоже вычетами, но уже не из облагаемой прибыли, а непосредственно из суммы начисленного налога. Наиболее известные на Западе виды налоговых кредитов — кредит для налогов, уплаченных за рубежом, кредит на подоходный налог, кредит для стимулирования занятости, инвестиционный кредит.

В России согласно ст.66 Налогового кодекса организации, осуществляющие НИОКР, техническое перевооружение собственного производства, внедренческую и инновационную деятельность, выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению, имеют право в течение от одного до пяти лет пользоваться инвестиционным налоговым кредитом, уменьшая суммы налога на прибыль (доход), а также региональных и местных налогов.

Конкретные размеры инвестиционного налогового кредита, зависящие от оснований его предоставления, определены п.2 ст.67 Кодекса. Однако суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общему правилу без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Помимо инвестиционного налогового кредита перенос срока уплаты налогов и сборов осуществляется в России также в формах отсрочки, рассрочки и налогового кредита. Порядок и условия их предоставления изложены в ст.64 и 65 Налогового кодекса.

Инвестиционный налоговый кредит

Понятие инвестиционного налогового кредита. Условия предоставления. Величина предоставляемого кредита. Сроки и стоимость предоставляемого кредита. Принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Расчет эффективности предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в Налоговом Кодексе, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. проведение этой организацией научно - исследовательских или опытно - конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально - экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1. по основаниям, указанным в подпункте 1) - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
2. по основаниям, указанным в подпунктах 2) и 3) - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.

При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Базовые документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита:

1. Заявление налогоплательщика;
2. Бизнес - план инвестиционного проекта;
3. Данные о предполагаемых сроках и источниках погашения инвестиционного налогового кредита;
4. Расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией;
5. Баланс с приложением Отчета о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года;
6. Документы об имуществе, которое является предметом залога или поручительство;
7. Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности по текущим платежам в бюджет города;
8. Копии учредительных документов налогоплательщика, заверенные нотариально, либо органом, осуществившим регистрацию организации (Устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, протокол о назначении директора);
9. Расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.

Целесообразность предоставления инвестиционного налогового кредита логично оценивать, базируясь на рассмотрении прироста налоговых поступлений, связанных с реализацией проекта.

С точки зрения бюджета:

• расходами являются величины недополученных бюджетом доходов (сумма предоставленных льгот);
• доходами являются дополнительные поступления по всем налогам, возникшие в результате реализации проекта, а также величина уплачиваемых заемщиком процентов.

Практический пример:

Хлебозавод развивающегося региона предполагает осуществить проект по модернизации и расширению производства, что позволит оптимизировать структуру производства (продаж) в сторону увеличения высококачественных и булочных изделий, увеличить ассортимент предлагаемой продукции, обеспечить высокое качество продукции.

Настоящее техническое состояние предприятия не позволяет удовлетворять спрос населения региона в продукции широкого ассортимента и высокого качества.

По оценкам специалистов, спрос на хлебобулочные изделия превышает мощности и ассортиментные возможности существующей пекарни. Ожидается увеличение спроса со стороны школ на булочные изделия, в районе ведется большой объем строительных работ - много приезжих, есть потребность в разнообразии поставок ржано-пшеничного хлеба, в летний период булочные изделия продаются на открытых лотках. Существуют заявки на поставку хлебобулочных изделий от предприятий региона, близко расположенных поселков.

Проект предполагает:

• частичное замещение существующего хлебопекарного оборудования современным, высокопроизводительным оборудованием;
• организацию производства кондитерских изделий на базе нового цеха.

Финансирование инвестиционных затрат предполагается частично за счет собственных средств от текущей деятельности предприятия, частично - за счет привлекаемого кредита в размере 7 400 тыс. руб. стоимостью 24% годовых в рублях. Установленный банком срок действия кредитного договора составляет 2 года с начала реализации проекта. Требованием банка является погашение кредита равными частями в течение 6 месяцев при ежеквартальной уплате процентов.

Для обеспечения финансовой состоятельности проекта (погашения кредита в установленных объемах и сроках) предприятие обращается с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль сроком на 1,5 года.

Исходные данные:

Инвестиционные затраты (включает в себя разработку технического проекта строительства цеха, строительство объекта, приобретение и пуско-наладку оборудования, приобретение дополнительного парка автотранспорта для доставки готовой продукции потребителям, формирование оборотного капитала.

9 600 тыс. руб. (с учетом НДС),8 000 тыс. руб. без учета НДС

Продолжительность инвестиционной фазы

6 месяцев

Фактическая величина налогооблагаемой прибыли

2800 тыс. руб. в год

Инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль (не более 2800*14,5%*50% = 203 тыс. руб.)

168 тыс. руб.

Срок инвестиционного кредита

12 месяцев

Ставка процента по инвестиционному кредиту

0,5*Ставка рефинансирования РФ 0,5*21%=10,5%


Изменение доходов и затрат в связи с реализацией проекта

До реализации проекта

После реализации проекта

Выручка от реализации, тыс. руб./квартал

7 866

9500

Текущие затраты, тыс. руб./квартал, в том числе затраты на оплату труда

7 027 в т.ч. 500

8 300 в т.ч. 615

Дополнительный объем запасов, незавершенного производства, готовой продукции), тыс. руб.

 

288



Подготовка информации для оценки бюджетной эффективности проекта, дополнительные поступления налогов в бюджет в связи с реализацией проекта:

Дополнительные поступления налогов в бюджет

Изменение налогооблагаемой базы

Налог на пользователей автомобильных дорог

Изменение Выручки

1 634 тыс. руб./квартал

Налог на прибыль

Изменение Прибыли (учесть уменьшение налогооблагаемой прибыли при привлечении кредита)

361 тыс. руб./квартал

Начисления на заработную плату

Изменение Затрат на оплату труда

115 тыс. руб./квартал

Налог на имущество

Изменение Величины запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции на складе

Остаточная стоимость приобретенных ОПФ

В среднем 288 тыс. руб.

Балансовая стоимость приобретаемых активов - 8 000 тыс. руб., норма амортизации - 7%

Налог на добавленную стоимость

Дополнительный НДС в бюджет по текущей деятельности = НДС к дополнительной выручке - НДС к дополнительным затратам (учесть возмещение НДС, уплаченного по постоянным активам)

82 тыс. руб./квартал

НДС, уплаченный по постоянным активам 1600 тыс. руб.

Проценты по налоговому кредиту

Порядок учета процентов по займам и кредитам – это вопрос, который волнует практически каждую организацию. Рассмотрим действующий порядок учета, в том числе, затронем особенности учета процентов по контролируемым сделкам.

На основании подп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ операции по получению и возврату займов не учитываются в составе доходов и расходов.

Организация вправе при расчете налоговой базы по налогу на прибыль учесть расходы в виде процентов по займу.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 272 НК РФ вне зависимости от даты уплаты проценты признаются в составе внереализационных расходов:

• на дату возврата кредита (займа);
• на последнее число каждого месяца в течение всего срока пользования займом.

При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) проценты признаются в расходах на дату их уплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Особенности учета процентов по долговым обязательства установлены положениями статьи 269 НК РФ.

Под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.

По общему правилу, по долговым обязательствам любого вида расходом признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки - для целей налогообложения проценты нормированию не подлежат.

Иначе обстоит дело с контролируемыми сделками – в качестве расходов по ним признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

По контролируемым сделкам организация признает в качестве расхода процент по займу, исчисленный исходя из фактической ставки, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений (пункты 1.1, 1.2 ст. 269 НК РФ).

Данные значения, в частности, составляют:

• по рублевым займам – не более 125 % процентов от ключевой ставки ЦБ РФ (устанавливается диапазон для учета доходов/расходов от 75% до 125 %).

Ключевая ставка на настоящий момент составляет 10 % (Информация Банка России "Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 10,00% годовых").

Таким образом, процентная ставка по контролируемой сделке должна быть не более 12,5 %:

• по займам в ЕВРО – от Европейской межбанковской ставки предложения (EURIBOR) в евро, увеличенной на 4 процентных пункта до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пункта;
• по займам в долларах США - от ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пункта.

Особые нормы (так называемые привила «тонкой капитализации») установлены в части учета процентов по контролируемой задолженности (см. подробнее п.2. ст. 269 НК РФ), которые являются предметом отдельного рассмотрения.

Налоговый учет кредитов

Расходы по процентам с заемных средств возникают в процессе хозяйственной деятельности многих предприятий. Относятся они в состав внереализационных расходов и учитываются в налоговом учете организаций в соответствии с Налоговым кодексом. Порядок расчета, начисления и учета процентов регламентируется 42 гл. Гражданского кодекса, ПБУ 15/2008, Положением ЦБ РФ №39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками».

Проценты начисляются и уплачиваются согласно условиям заключенных договоров. Они могут быть простыми и сложными, с использованием фиксированной либо плавающей процентной ставки.

Расходы в виде процентов в налоговом учете организаций.

Порядок начисления и уплаты процентов, а так же их величина, должны быть указаны в договоре.

В соответствии с п.3.9 Положения ЦБ РФ, если в кредитном договоре способ начисления процентов не указан, то начисление процентов осуществляется по формуле простых процентов с использованием фиксированной процентной ставки.

При этом в расчет принимаются величина процентной ставки (в процентах годовых) и фактическое количество календарных дней, на которое привлечены денежные средства. За базу берется действительное число календарных дней в году (365 или 366 дней соответственно).

Сложные проценты начисляются с учетом начисленных процентов за предыдущий период. При начислении сложных процентов сумма процентов в течении срока договора заимодавцу не уплачивается, а прибавляется к сумме основного долга, то есть – капитализируется, увеличивая сумму основного долга.

И сложные и простые проценты могут начисляться как по фиксированным, так и по плавающим ставкам. Наиболее известные из плавающих процентных ставок – ставка рефинансирования ЦБ и ЛИБОР. ЛИБОР (LIBOR - London Interbank Offered Rate) - ставка по краткосрочным кредитам, предоставляемым лондонскими банками обычно на срок 3 - 6 мес. другим первоклассным банкам. Эта ставка является основным ориентиром, базовой ставкой для установления каждым банком своих учетных ставок кредитного процента.

Однако, каким бы образом не начислялись проценты в соответствии с условиями заключенных договоров, для признания расходов в виде процентов в налоговом учете, необходимо делать альтернативный расчет.

Расходы в виде процентов в налоговом учете организаций.

В соответствии со ст.265 Налогового кодекса, в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

К таким расходам относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе проценты начисленные:

· по займам и кредитам (в т.ч. коммерческим и товарным);
· по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 настоящего Кодекса;
· уплачиваемые в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

Расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам в целях налогового учета регламентируются ст.269 Налогового кодекса.

Расходом признается сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения ценных бумаг у третьих лиц). Расходы по процентам для целей налогового учета не могут превышать фактически понесенных расходов.

При этом по векселям в расчет берутся расходы, исчисленные исходя из первоначальной доходности по векселю, установленной при его выдаче, т.е. ставка процента, указанная в самом векселе при его выписке.

Методология налогового учета применяется также к процентам в виде вексельного дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой погашения (обратной покупки векселя) и ценой его продажи (размещения).

В соответствии с п.1 ст.269 НК РФ, расходами признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.

Сопоставимыми условия по долговым обязательствам признаются, если заемные средства получены:

· в одной и той же валюте;
· на одни и те же сроки;
· в сопоставимых объемах;
· под аналогичные обеспечения.

Существенным отклонением размера начисленных процентов считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

Данное условие налогового законодательства применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя (п.1 ст.269 НК РФ).

Производить сравнение необходимо со всеми привлеченными организацией займами и кредитами, включая выданные в отчетном периоде векселя.

Сравниваемые заемные обязательства признаются сопоставимыми только при соблюдении всех четырех условий, указанных в п.1 ст.269 НК РФ. Налогоплательщик не вправе признавать обязательства сопоставимыми при несоблюдении хотя бы одного из них.

При этом Налоговый кодекс не регламентирует, каким образом необходимо оценивать сопоставимость сроков, объемов и аналогичность обеспечения. Поэтому при выборе этого метода определения предельного уровня процентов, налоговые риски довольно высоки.

Вот что пишет Минфин в своем Письме №03-03-05:

· Учитывая изложенное, при определении среднего уровня процентов налогоплательщик должен провести анализ на предмет сопоставимости долговых обязательств, полученных как данным налогоплательщиком, так и иными налогоплательщиками (при наличии такой информации).
· При этом в силу абзаца 4 пункта 1 статьи 269 Кодекса, устанавливающего условие применения альтернативного метода определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, анализируемые долговые обязательства должны являться долговыми обязательствами перед российскими организациями.
· Иная трактовка пункта 1 статьи 269 Кодекса (в частности, предъявление требования о проведении анализа на сопоставимость только по долговым обязательствам, выданным данному налогоплательщику-заемщику) может привести к невозможности использования этого метода определения предельной величины процентов, признаваемых расходом.
· Такая ситуация, в частности, может возникнуть при наличии у налогоплательщика по итогам квартала только одного долгового обязательства либо нескольких долговых обязательств перед российскими организациями, заведомо не являющихся выданными на сопоставимых условиях (на разные сроки, в разных валютах и т.д.). При этом по смыслу ст. 269 Кодекса именно метод определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, является основным.
· Каких-либо иных критериев, при которых долговые обязательства признаются выданными на сопоставимых условиях, отличных от тех, которые установлены п. 1 ст. 269 Кодекса, положениями Кодекса не установлено. При этом, по нашему мнению, анализ процентов по долговым обязательствам на предмет сопоставимости должен осуществляться одновременно по всем перечисленным критериям.

Письмо Минфина поможет налогоплательщикам, не боящимся отстаивать свою точку зрения в суде. Опираясь на данное разъяснение, организация может подать письменный запрос в кредитную организацию, выдавшую заемные средства, для получения справки о сопоставимости условий по каждому долговому обязательству.

Контролирующие налоговые органы, в случае необходимости, всегда могут проверить информацию такого рода, так же обратившись в выдавшую заемные средства кредитную организацию.

Организациям, использующим заемные средства, полученные по выданным векселям, а так же заемные средства, полученные от:

· других компаний, не являющихся кредитными организациями;
· физических лиц.

будет сложно обосновать предельный уровень процентов на основании метода сопоставимости долговых обязательств.

В соответствии с положениями 269 статьи НК РФ, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных единицах), принимается равной:

· ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях;
· 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи.

При этом, под ставкой рефинансирования ЦБ РФ понимается:

· в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств;
· в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

В связи с положениями ст.269 НК РФ, в учетной политике организации для целей налогового учета, необходимо указать, каким именно способом организация будет определять предельную величину процентов – по ставке рефинансирования ЦБ РФ или по сопоставимым долговым обязательствам.

В соответствии с п.2 ст.269 НК РФ, в случаях, когда российская организация имеет непогашенную задолженность по долговым обязательствам перед:

· иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем20% УК этой российской организации;
· российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством РФ аффилированным лицом указанной иностранной организации.

А так же в случаях, когда по долговому обязательству выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации:

· иностранная организация, прямо или косвенно владеющая более чем 20% УК этой российской организации;
· аффилированное лицо этой иностранной организации. Задолженность признается контролируемой задолженностью перед иностранной организацией.

Если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, применяются следующие правила:

· Налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности.
· Это осуществляется путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего периода.
· Коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала пропорционально доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в УК российской организации, и деления полученного результата на три.
· В целях настоящего пункта при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам (включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита).

В соответствии с п.3 ст.269 НК РФ, в состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с вышеописанными правилами, но не более фактически начисленных процентов.

Согласно п.4 ст.269 Налогового кодекса, положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с вышеуказанными правилами, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 НК РФ.

В соответствии с п.8 ст.272 Налогового кодекса, расходы по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогового учета признаются и включаются в состав внереализационных расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода, расход признается осуществленным и включается в состав внереализационных расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

В соответствии со ст.285 НК РФ, налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Таким образом, несмотря на то, что в договоре займа (кредита и пр.) может быть указана в виде расчетной (или даты оплаты процентов) любая дата, для целей налогового учета расходы по процентам начисляются и признаются на конец месяца.

В том месяце, в котором менялась ставка рефинансирования ЦБ РФ, для расчета предельной величины процентов следует использовать ту ставку, которая действовала на конец этого месяца.

Налоговый вычет на кредит

Ежемесячно каждым гражданином нашей страны отдается государству часть собственного заработка в виде подоходного налога. При этом, чем больше заработная плата, тем большей будет сумма налога. Но если вы являетесь заемщиком, то в некоторых случаях у вас есть не только возможность возврата страховки по кредиту, но и возместить этот вид налога.

Возвратить налог по кредиту имеют право только резиденты, имеющие идентификационный номер. Также обязательным условием является то, чтобы работодателем заемщика был уплачен в бюджет подоходный налог НДФЛ, поскольку возвращению из бюджета подлежат лишь зачисленные в него средства.

Воспользоваться правом на возврат налога за кредит можно только в течение года, который следует за отчетным. Помимо этого, расходы, понесенные налогоплательщиком, должны быть подтверждены документально. И еще – возврат налога можно получить всего 1 раз в жизни.

Для возвращения налога за кредит необходимо до 1 апреля предоставить в налоговый орган годовую налоговую декларацию за прошлый (отчетный) год. При этом заемщик имеет право до 1 марта обратиться в налоговую инспекцию с просьбой заполнить такую декларацию за него, где обязаны бесплатно предоставить услуги по такому заполнению.

На практике такие декларации от желающих возвратить налог принимаются лишь до конца года, а больший срок – до 1 апреля – действует в основном для тех, кто вносит подоходный налог в бюджет.

Получение налогового вычета с потребительского кредита невозможно, за исключением того случая, если потребительский кредит является целевым и предназначен именно для покупки жилья (в такой способ нередко приобретаются дома/квартиры на вторичном рынке). Это должно быть четко оговорено в кредитном договоре. Если потребительский кредит был потрачен на покупку жилья, а в кредитном договоре об этом ничего не сказано, то возврат налога невозможен. Возврат налога по автокредиту также не допускается.

Человек, покупающий в собственность недвижимость (квартиру, комнату, дом, земельный участок) по ипотеке, при ее стоимости не более 2 млн. рублей имеет возможность возвратить уже упомянутые 13% от суммы покупки (кредита). При стоимости жилья, превышающей 2 млн. рублей без учета суммы процентов, вычет от суммы покупки не должен быть более 260 000 рублей. Но, кроме этой суммы можно также получить и 13% от процентов, внесенных по договору кредита.

Для возврата удержанного после приобретения недвижимости подоходного налога потребуется написать заявление на имя начальника ФНС и предоставить в Налоговую инспекцию следующий пакет документов:

• декларация по налогам на доходы за прошедший год (форма 3-НДФЛ);
• справка о доходах (форма 2-НДФЛ);
• документы, которые подтверждают затраты на покупку недвижимости;
• документы, которые подтверждают права на собственность недвижимости (акт приема-передачи, договор купли-продажи, свидетельство собственности);
• документы, которые подтверждают оплату процентов (в рублях) по ипотечному кредиту;
• кредитный договор.

Налоговый вычет при ипотеке при наличии утвердительного постановления ИФНС может осуществляться одним из следующих способов:

• Путем перечисления денежных средств на банковский счет заявителя (возврат ранее вычтенного подоходного налога).
• Компенсирование налога по месту работы (некоторое время подоходный налог не будет взиматься с зарплаты).

Расчет налогового вычета при ипотеке. Пример:

• Стоимость приобретаемой квартиры – 4 400 000 рублей.
• Недостающая сумма, она же сумма кредита – 2 200 000 рублей.
• Срок кредита – 10 лет.
• Общая сумма процентов – 1 100 000 рублей.

Расчет:

2 000 000 (максимально возможна для предъявления сумма стоимости жилья) + 1 100 000 (полная сумма процентов) = 3 100 000 рублей.

13% от 3 100 000 – это 403 000 рублей – общая сумма налогового вычета.

Из них 260 000 рублей (13% от 2 000 000) можно возвратить сразу, а остальная сумма – сумма вычета из процентов (403 000 – 260 000 = 143 000 рублей) будет вам возвращена в течение 10 лет по мере их оплаты банку-кредитору.

В случае с кредитом на образование налоговый вычет возможен при следующих условиях: если ребенок учится на дневной форме, а его возраст не более 24 лет. Оформлять возврат подоходного налога разрешено как родителям, так и учащимся, которые на обучение зарабатывают самостоятельно.

Для возврата налога при кредите на образование, кроме заявления, необходимо будет предоставить перечисленные ниже документы и их копии:

• в зависимости от возраста ученика – его свидетельство о рождении и паспорт родителя или паспорт ученика;
• заверенная лицензия учебного заведения;
• документы, подтверждающие внесение оплаты за обучение;
• договор, который заключен учебным заведением с обучающимся (в нем должны быть определены сроки обучения, форма и стоимость учебы);
• справка о доходах заявителя (форма 2-НДФЛ).

Следует помнить, что возврат подоходного налога – это право гражданина, а не обязанность сотрудников Налоговой инспекции. Поэтому человек должен самостоятельно предпринимать действия для получения налогового вычета. И, конечно же, для того чтобы иметь возможность возврата подоходного налога, его изначально необходимо оплачивать, так как любые суммы считаются на основе белой (официальной) части зарплаты, которая облагается налогом.

Предоставление налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита установлены гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных п.п. 1 – 5 п. 1 ст. 67 НК РФ. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Порядок оформления и принятие решения уполномоченным органом определены статьей 63 Кодекса. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям. Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных статьей 68 Кодекса.

Для того чтобы получить налоговый кредит, организация согласно п. 3.1. ст. 61 НК РФ сначала подает заявление в ИФНС по месту учета, а затем, после получения согласия на предоставление льготы, заключает договор с тем органом, который уполномочен на принятие решения.

Уполномоченный орган выбирается в зависимости от вида налогового платежа, а именно:

• по федеральным налогам решение будет принимать ФНС;
• по региональным или местным налогам — управления ФНС в регионах или местные налоговые инспекции;
• по платежам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ,— орган исполнительной власти федерального уровня, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
• по государственной пошлине — те органы, в полномочия которых входит совершение действий, за которые эта госпошлина уплачивается.

Налоговый кодекс в ст. 67 определяет условия, которым должны удовлетворять налогоплательщики, чтобы получить кредит.

Отсрочка может быть предоставлена, если имеется в наличии хоть одно из нижеследующих оснований:

• налогоплательщик осуществляет НИОКР или проводит мероприятия по техническому перевооружению своего производства — размер кредита может достигать 100% от стоимости купленного оборудования;
• занимается внедрением новых технологий, инновациями — величина кредита устанавливается в соглашении сторон;
• ему доверено исполнение особого заказа по социально-экономическому развитию региона — размер кредита определяется сторонами договора;
• выполняет гособоронзаказ - сумма кредита устанавливается сторонами в соглашении;
• инвестирует средства в особо эффективные энергетические объекты — величина кредита может достигать 100% от стоимости купленного оборудования;
• включен в реестр резидентов зоны территориального развития — размер кредита может равняться 100% от стоимости купленного оборудования.

Уполномоченный орган начинает оформлять кредит только в том случае, если имеются документы, способные подтвердить право на получение этой льготы. Законодательством установлено, что решение о выдаче кредита или отказе в этой льготе должно быть принято в течение 30 дней с даты подачи заявления.

При осуществлении платежей в условиях налогового кредита следует учитывать такие особенности:

• Кредитная сумма определяется по каждому соглашению отдельно, когда на момент очередного платежа у налогоплательщика действуют несколько кредитных договоров такого рода.
• Текущие платежи в бюджет, по которым оформлен кредит, разрешено снижать не более чем на 50%.
• При наличии убытков в некоем отчетном или налоговом периоде собравшуюся кредитную сумму следует перенести на следующий год. Она будет считаться накопленной кредитной суммой в первом отчетном периоде очередного налогового периода.

Оформляя договорные отношения, налогоплательщик должен внимательно ознакомиться со всеми условиями, выдвигаемыми другой стороной соглашения. Пропуск неточности в каком-либо пункте может обернуться в дальнейшем дополнительными платежами или нарушениями сроков.

В договоре налогового кредита должны найти отражение следующие положения:

• наименование налога, по которому выдается кредит;
• размер кредита;
• каким образом и в каком размере будут уменьшаться платежи по данному налогу;
• срок действия договора;
• размер процентов по предоставляемому кредиту;
• в каком порядке погашается тело кредита;
• в каком порядке уплачиваются проценты;
• каким путем обеспечиваются обязательства сторон;
• ответственность сторон.

При предоставлении в качестве обеспечения имущества в залог в соответствии со ст. 73 НК РФ стороны должны заключить отдельный договор о залоге.

Для процентов установлены рамки, из которых выходить запрещено. Нижний порог установлен на уровне 1/2 ставки рефинансирования Центробанка РФ, верхний — на уровне 3/4. В течение срока договора ставка может меняться, если это предусмотрено договором.

Проценты могут и вовсе отсутствовать, если налогоплательщик входит в реестр резидентов зоны территориального развития.

Если уполномоченный орган не входит в структуру ФНС, заключенный договор о налоговом кредите следует представить в налоговую инспекцию в течение 5 дней с момента заключения такого соглашения. Когда налоговики заключают договор сами, они же его и регистрируют.

Кредитный договор может прекратить действие по следующим причинам:

• истек срок действия договора;
• задолженность и соответствующие проценты погашены досрочно;
• налогоплательщик нарушил условия кредитного договора.

Прекращение действия договора может быть инициировано сторонами как по взаимному согласию, так и по решению суда. Размер сумм, которые надо будет выплатить налогоплательщику в результате расторжения договора, зависит от причин такого расторжения.

Если налогоплательщик не выполнил обязательства по договору, ему дается 3 месяца на то, чтобы полностью погасить всю задолженность по налогу и процентам. Примечательно, что сумма процентов в таком случае подлежит пересчету: ее надо будет рассчитать по полной ставке ЦБ РФ за весь срок действия договора.

Может так случиться, что налогоплательщик нарушил условия кредитного договора, реализовав (передав во владение, пользование или распоряжение) оборудование или другой актив, для приобретения которого и предоставлялся налоговый кредит. Договор в таком случае расторгается, но к сумме задолженности и процентам, рассчитанным по ставке ЦБ РФ, добавляются пени за срок, прошедший с даты расторжения до даты внесения налога в бюджет. Данные суммы требуется внести в короткий срок, равняющийся одному месяцу с момента расторжения кредитного соглашения.

Налоговый кредит позволяет отсрочить уплату налогов и тем самым помогает налогоплательщику перенести нагрузку на более поздний период. Возможность отсрочить уплату налогов предоставляется на период от года до 5 лет, а при соблюдении особых требований — и до 10 лет. При этом соответствующий договор может заключаться только при строгом выполнении условий, определенных НК РФ. Нарушение обязательств по договору может повлечь его расторжение и начисление повышенных процентов за весь период действия соглашения. Кроме того, единожды нарушив соглашение с ФНС или ФТС, впоследствии на получение налогового кредита можно не рассчитывать.

Срок налогового кредита

НК РФ выделяет налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит, рассматривая их как формы изменения срока уплаты налога и сбора (п. 3 ст. 61). Уполномоченными органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются финансовые органы соответствующего уровня в зависимости от принадлежности налогов и сборов к группам федеральных, региональных или местных, а также таможенные органы и органы внебюджетных фондов.

Налоговый кредит, как и инвестиционный налоговый кредит, предоставляются заинтересованному лицу по его заявлению и оформляются договором с уполномоченным органом. Заключение договора в этом случае отличает названные институты от других форм изменения срока уплаты налога. Вместе с тем имеются различия и между названными двумя формами налогового кредита при многих сходных чертах.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года, причем по одному или нескольким налогам. Кодекс не уточняет, какому лицу он предоставляется, следовательно, имеются в виду все налогоплательщики, т. е. организации и физические лица.

Основаниями его предоставления является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного лицом государственного заказа;
3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты лицом налога.

Договор о налоговом кредите заключается в течение семи дней после принятия по этому вопросу решения уполномоченным органом. В договоре должны быть указаны: сумма задолженности по налогу, начисляемые на нее проценты, срок действия договора, порядок погашения задолженности и процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, а также ответственность сторон. Проценты начисляются только при предоставлении налогового кредита в случае угрозы банкротства, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на период договора о налоговом кредите.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, в отличие от налогового кредита, согласно НК РФ по ограниченному кругу налогов, а именно: по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст. 66). Такой кредит предоставляется организациям.

Инвестиционный налоговый кредит - это получение организацией возможности в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В каждом отчетном периоде, а также в течение всего налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащей уплате по общим правилам.

Основаниями предоставления инвестиционного налогового кредита является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) проведение организацией научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства;
2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;
3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Решение о предоставлении кредита должно быть принято уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Закон устанавливает ограничения по процентам на сумму кредита: они не должны быть ниже одной второй и выше трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать по региональным и местным налогам соответственно иные условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита.

Суть инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — это один из инструментов государственного «плеча», направленных на повышение инвестиционной привлекательности определенной категории инвестиционных проектов. Несмотря на достаточно благоприятное нормативное регулирование, а также возможность применения и регламентирования как на федеральном, так и на региональном уровне, ИНК не получил широкого распространения. В то же время существуют примеры его успешного использования, которые свидетельствуют о стабильном интересе к нему со стороны определенного круга налогоплательщиков.

В российскую правовую терминологию понятие «инвестиционный налоговый кредит» впервые введено Законом РФ № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите». Общая концепция ИНК в редакции этого закона предполагала возможность получения кредита не только государственными, но и частными предприятиями. Так, кредит мог быть предоставлен товариществу, которое создано в ходе приватизации, при условии, что все товарищи являются бывшими работниками приватизируемого предприятия. Названный закон был отменен в связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ, в рамках которого инвестиционный налоговый кредит действует до сих пор, и Федерального закона № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ).

ИНК может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 1 ст. 67 НК РФ):

• проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
• осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
• выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
• выполнение государственного оборонного заказа;
• осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
• включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, инвестиционный налоговый кредит представляет собой механизм государственной инвестиционной поддержки, сочетающий в себе элементы заемного финансирования. Суть инструмента заключается в возможности изменения срока уплаты налога на прибыль организации, а также региональных налогов в части, поступающей в бюджет субъекта РФ. Инвестор — получатель ИНК приобретает в течение определенного срока и в определенных пределах право на уменьшение своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании договора на срок от года до пяти лет в случаях проведения НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, осуществления внедренческой или инновационной деятельности, создания новых видов сырья или материалов, при выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении особо важных услуг населению, при выполнении организацией государственного оборонного заказа и при осуществлении организацией инвестиций в создание энергоэффективных объектов. Если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития, ИНК может быть предоставлен на срок до десяти лет. Помимо этого резидент зоны территориального развития в отличие от иных организаций, имеющих право на ИНК, не уплачивает проценты на сумму задолженности по соответствующему налогу.

Важно: организация может заключить несколько договоров на предоставление инвестиционного налогового кредита. Как правило, кредит выделяется в размере не более 50% годовой суммы подлежащих зачислению в бюджет налогов, исчисленных в текущем финансовом году.

Безусловно, эффективность инвестиционного налогового кредита необходимо оценивать в рамках отдельных инвестиционных проектов с учетом чувствительности финансовой модели проекта к предоставлению кредита по отдельно взятым налогам. В некоторых случаях он играет важную роль среди мер государственной поддержки бизнеса, так как позволяет существенно снизить налоговое бремя инвестора и одновременно решить проблему получения заемного финансирования с достаточно низкой процентной ставкой.

Для получения ИНК инвестору необходимо подать заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России № САЭ-3-19/798@, приложив документы, подтверждающие:

• основание для получения кредита;
• факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования;
• бизнес-план инвестиционного проекта.

После заключения с региональным органом ФНС России договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита копию этого договора нужно в пятидневный срок представить в инспекцию ФНС России по месту учета организации. Общий срок для рассмотрения и принятия решения ФНС России о предоставлении или об отказе в предоставлении кредита не должен превышать 30 рабочих дней со дня получения заявления.

На практике получение инвестиционного налогового кредита заметно тормозится, и одна из причин — несовершенство законодательной базы, регулирующей предоставление такого кредита. В частности, отсутствуют понятные критерии, позволяющие определить срок, на который может быть предоставлен ИНК. Ни в федеральном, ни в региональном законодательстве нет четкой информации о сроках и величине кредита (что, безусловно, придает инструменту определенную гибкость), а также сумме процентов по нему. Фраза «поэтапная уплата» может обозначать выплаты данного кредита и процентов в течение как длительного, так и короткого промежутка времени. Между тем этот механизм связан со «скрытым» финансированием инвесторов, он не требует выделения из регионального бюджета дополнительных средств.

Примеры организаций, которым в России предоставлен инвестиционный налоговый кредит, приведены в таблице.

Закономерным является тот факт, что предоставление инвестиционного налогового кредита происходило в регионах с высокими бюджетными показателями, имеющими благоприятный инвестиционный климат. Практика получения ИНК свидетельствует и о том, что в большой степени его широкое распространение на территории какого-либо субъекта РФ зависит от наличия политической воли администрации региона.

Несмотря на все указанные преимущества и наличие достаточно большого числа успешных примеров предоставления ИНК не получил широкого применения. И можно сделать вывод, что законодательная цель положений Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите не достигнута — слишком незначительно количество полученных налоговых преференций на фоне потенциала всех предусмотренных для кредита направлений хозяйственной деятельности, имеющих важное социально-экономическое значение.

На наш взгляд, основными препятствиями для развития механизма ИНК являются существенные ограничения в условиях его предоставления. Так, согласно п. 3 ст. 66 НК РФ накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Для повышения стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов необходимо существенно повысить предельный размер — вплоть до 100% размеров суммы налога при благоприятной бюджетной ситуации.

Кроме того, необходимо пересмотреть сроки предоставления инвестиционного налогового кредита. В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ такой кредит предоставляется для большинства инвестиционных проектов на срок до пяти лет. Имеет смысл снять это ограничение на максимальный срок ИНК либо существенно повысить данный срок и более тесно увязать условия его предоставления с инвестиционными условиями проекта, включая сроки окупаемости и нормы доходности. Такое регулирование предоставит большую гибкость получателю кредита и налоговым органам в структурировании проекта в части налогообложения и обеспечит более высокую инвестиционную привлекательность проектов для частных инвесторов.

В качестве уже существующих положительных характерных особенностей ИНК стоит отметить определенную свободу в отношении его суммы. В налоговом законодательстве нет нормативов, определяющих точную величину кредита, установлены только лимиты суммы. Размер кредита определяется по соглашению между налоговым органом и организацией, что обеспечивает инструменту гибкость.

Таким образом, для более активного использования ИНК необходимо предпринять ряд мер по его усовершенствованию.

Безусловно, нужна модернизация нормативной правовой базы с учетом упомянутых ранее сроков и лимитов суммы инвестиционного налогового кредита. В настоящее время на федеральном уровне кредит может быть предоставлен только по налогу на прибыль организаций. И перспективным направлением может стать расширение перечня федеральных налогов, по которым может быть предоставлен кредит, к примеру, в отношении налога на добавленную стоимость.

Кроме того, данный механизм может сделаться существенной поддержкой инвестиционных проектов для малого и среднего бизнеса. Для этого целесообразно дополнить перечень оснований предоставления ИНК новым основанием: «вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) уже существующим субъектам малого бизнеса на развитие новых видов деятельности». Естественно, такие субъекты должны вести раздельный учет налоговой базы по деятельности, под которую получен указанный кредит, и по остальной деятельности субъекта. Отсутствие такого раздельного учета должно служить основанием для расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите.

Помимо этого необходимо дать региональным властям возможность предоставлять кредит в отношении специальных налоговых режимов по вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) в отношении нового вида деятельности, которым собирается заниматься уже существующий субъект малого бизнеса. Для предотвращения возможных злоупотреблений максимальная сумма ИНК, которая может быть предоставлена в рассматриваемых условиях, должна быть законодательно ограниченна для субъектов РФ на федеральном уровне. Причем для получения кредита субъект малого бизнеса не должен представлять в обязательном порядке залог, поручительство, гарантию и бизнес-план, а также технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.

Наконец, необходима активная позиция самого бизнеса в отношении предоставления инвестиционного налогового кредита. При демонстрации государственному партнеру и налоговым органам очевидного интереса к данному инструменту государственной поддержки шансы на предоставление налогового кредита и развитие его инструментария существенно повышаются. Особенно это важно в отношении субъектов РФ, в которых не существует практики широкого применения ИНК ввиду недостаточной политической воли.

Формы договоров как для налога на прибыль, так и для региональных, местных налогов предусмотрены приказом ФНС России № САЭ-3-19/622@.

В Налоговом кодексе РФ и в нормативно-правовых актах в сфере налогов и сборов понятие инновационной деятельности отсутствует.

В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы (утверждены Председателем Правительства РФ 2473п-П7) инновационная деятельность трактуется как выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

• на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
• создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
• применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Бухгалтерский учет налоговых кредитов

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога от трех месяцев до одного года.

Организации, претендующие на получение налогового кредита, – заинтересованные лица – обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении налогового кредита при наличии хотя бы одного из трех оснований:

1) причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы и иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка заинтересованному лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;
3) угроза банкротства заинтересованного лица при единовременной выплате налога.

Документальное оформление налогового кредита осуществляется в соответствии со ст. 64 части первой НК. Договор о налоговом кредите содержит информацию о виде и сумме налога, по которому предоставляется кредит, о порядке погашения задолженности по налогу и процентам за налоговый кредит, срок действия договора, ответственность сторон, обеспечение кредита. Копия договора о налоговом кредите должна быть представлена заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок с даты заключения договора.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Налоговый кредит, полученный по первому и второму основаниям, – беспроцентный. При предоставлении налогового кредита по третьему основанию (угроза банкротства заинтересованного лица при единовременной выплате налога) НК предусматривает уплату процентов на сумму задолженности, исходя из ставки рефинансирования ЦБ России, действовавшей на период действия договора о налоговом кредите.

При предоставлении налогового кредита в бухгалтерском учете оформляется проводка: Дебет счета 68, соответствующий субсчет, Кредит счета 68, субсчет «Налоговый кредит».

Проценты за налоговый кредит, полученный по третьему основанию, оформляются записью: Дебет счета 91-2 Кредит счета 68, субсчет «Проценты за налоговый кредит».

Погашение задолженности по налоговому кредиту и процентам за кредит отражается записью: Дебет счета 68, субсчет «Налоговый кредит», Дебет счета 68, субсчет «Проценты за налоговый кредит», Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Система налоговых кредитов

Система налогового кредита – это режим льготного налогообложения, при котором уменьшается ставка по налогу либо налогооблагаемая сумма.

Система налогового кредита образована совокупностью элементов, которые определяют ее эффективность и функционирование.

К подобным элементам относят:

• снижение налоговой ставки;
• сокращение налогооблагаемой базы;
• налоговые каникулы – временное освобождение от налога (частичное или полное);
• отсрочка налоговых платежей либо предоставление рассрочки по их уплате;
• зачет или возврат налога, который был уплачен в предыдущем периоде;
• замена налоговой выплаты другим обязательством (например, поставкой в натуральной форме, то есть производимой продукцией).

Налоговый кредит является государственным инструментом регулирования экономики и обычно используется при дефиците государственного бюджета, когда недостаточно прямых источников финансирования для поддержки бизнеса. Такой кредит применяется при различных обстоятельствах.

Назовем самые распространенные случаи использования:

• сезонный характер деятельности налогоплательщика;
• риск банкротства юридического лица в случае единовременной выплаты налога либо неудовлетворительное имущественное положение физического лица;
• убытки налогоплательщика, возникшие в результате катастрофы либо стихийного бедствия;
• задержка оплаты по договорным обязательствам со стороны государства;
• перемещение товаров через границу (в случаях, предусмотренных таможенным законодательством страны).

В Российской Федерации согласно действующему законодательству и сложившейся практике используют следующие формы налогового кредита:

• Целевой – предоставляется в случаях, описанных выше. Объектом предоставления выступают местные (региональные) налоги.
• Инвестиционный – может быть предоставлен в случаях ведения налогоплательщиком научной деятельности, осуществления инновационных разработок или модернизации производства, выполнения особо важных задач (например, оказание населению социально значимых услуг, выполнение государственного заказа по развитию региона или оборонного заказа). Помимо местных и региональных налогов кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль.

Налоговый кредит оформляется в письменной форме путем заключения договора с уполномоченными государственными органами. Главным отличием от классического кредита является возможность исключения в некоторых случаях принципа платности (то есть проценты на сумму предоставленного налогового кредита не начисляются). Также при наличии достаточных оснований есть возможность заключения с одним субъектом нескольких договоров налогового кредита.

Система налогового кредитования является механизмом государственной поддержки реального сектора экономики, позволяющим дать стимул для развития хозяйствующего субъекта и продвижения государственных целевых программ.

Многообразие элементов позволяет применить форму налогового кредита при различных обстоятельствах.

Для предприятий существует возможность снижения налоговой нагрузки при возникновении форс-мажорных ситуаций и высвобождения финансовых ресурсов для своих инвестиционных нужд.

Для эффективного использования налоговых кредитов необходимо упростить процедуру их получения и расширить области применения.

тема

документ Налоговый период
документ Налоговые каникулы
документ Налоговое правонарушение
документ Налоговая политика
документ Налоговая база




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара
Курс евро
Цифровые валюты
Алименты

Аттестация рабочих мест
Банкротство
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерские изменения
Бюджетный учет
Взыскание задолженности
Выходное пособие

График отпусков
Декретный отпуск
ЕНВД
Изменения для юристов
Кассовые операции
Командировочные расходы
МСФО
Налоги ИП
Налоговые изменения
Начисление заработной платы
ОСНО
Эффективный контракт
Брокеру
Недвижимость



©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты