Расчеты наличными средствами предприятия (предприниматели) между собой и с гражданами могут осуществлять:
- за счет средств, полученных из касс банков;
- за счет выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг);
- других кассовых поступлений.
Причем сумма платежа наличными одного предприятия (предпринимателя) другому предприятию (предпринимателю) не должна превышать 10 тыс. руб. в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам.
Указанные ограничения касаются также наличных расчетов предприятий на оплату за товары, приобретенные для производственных (хозяйственных) нужд за счет средств, полученных по корпоративным карточкам.
При этом количество предприятий (предпринимателей), с которыми производятся расчеты в течение дня, не ограничивается. Платежи предприятий (предпринимателей) сверх установленной суммы (п. 2.3 Положения № 637)] должны осуществляться только в безналичном порядке.
Внимание! 10-тысячное ограничение применяется в рамках одного календарного дня и не зависит от количества предприятий (предпринимателей), с которыми проводились расчеты.
В то же время есть и такие наличные операции, при проведении которых можно не опасаться за размер суммы платежа.
Итак, 10-тысячное ограничение не распространяется на:
1) расчеты предприятий (предпринимателей) с физическими лицами, бюджетами и государственными целевыми фондами;
2) добровольные пожертвования и благотворительную помощь;
3) расчеты предприятий (предпринимателей) за потребленную ими электроэнергию;
4) использование средств, выданных на командировку;
5) расчеты предприятий (предпринимателей) между собой при закупке сельскохозяйственной продукции. (Перечень товаров см. Закон «О государственной поддержке сельского хозяйства №1877-IV .При этом отметим, что согласно п. 2.15 Закона № 1877 сельскохозяйственная продукция — товары, подпадающие под определение групп 1 —24 УКТ ВЭД (кроме подакцизных товаров)
Кстати, предельная сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в размере 10000 (десять тысяч) установлена согласно п. 2.3 Положения № 637 отдельным постановлением Правления Национального банка № 32.
Отметим, что предельная сумма наличного расчета одного Предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) распространяется на наличные расчеты, которые проводятся как через их кассы, так и через кассы банков, других финансовых учреждений, предоставляющих услуги по переводу денег, и предприятий почтовой связи.
Обращаем ваше внимание, что ответственность за превышение 10-тысячного лимита не грозит предприятию или предпринимателю — получателям денежной наличности, так как при получении ими денежной наличности действующим законодательством никаких ограничении не предусмотрено.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
КСледовательно, при наличных расчетах между предприятиями (предпринимателями) об указанном ограничении должен помнить плательщик (предприятие), поскольку именно для предприятий, осуществляющих операции с наличными в национальной валюте, устанавливаются лимит кассы и сроки сдачиналичнойой выручки (наличных) согласно требованиям главы 5 Положения № 637
Нужно помнить, что предпринимателям лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличных) не устанавливаются. Таким образом, в случае осуществления предпринимателями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) сверх 10000 средства в размере превышения установленной суммы расчетов не прибавляются к фактическим остаткам наличных в кассе на конец дня плательщика наличных одноразово в день осуществления этой операции, поскольку невозможно осуществить сравнение такой расчетной суммы с лимитом кассы, который предпринимателям не устанавливается.
Возвращаясь к теме использования наличных денежных средств предприятий в торговле, отметим, что если расчеты производятся путем внесения наличных в учреждения банков для дальнейшего перечисления их на счета предприятий (предпринимателей) или физических лиц, то такие расчеты являются для покупателей (плательщиков средств -) наличными, а для предприятий-продавцов (получателей средств) — безналичными (я. 2.5 главы 2 Положения № 637). Другими словами, расчеты за проданные товары (работы, услуги) через кассу банка, минуя кассу предприятия, для предприятия-продавца считаются безналичными, а стало быть, не требуют наличия торгового патента.
Отдельного внимания заслуживает вопрос, касающийся использования предприятиями наличной выручки.
В соответствии с 2.9 Положения № 637 предприятия и предприниматели имеют право использовать свою наличную выручку на следующие цели:
— для обеспечения потребностей, возникающих в процессе их функционирования;
— для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам).
Ограничивающим фактором в части использования наличной выручки является наличие у предприятия налогового долга.
В случае наличия у предприятия налогового долга выплаты наличными осуществляются с учетом требований Закона "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от №2181-111 (далее - Закон №2181). Напоминаем, что налоговый долг (недоимка) — налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное плательщиком или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства (п. 1.3 ст. 1 Закона № 2181)«налоговый долг (недоимка) — налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное плательщиком налогов или согласованное в административном либо судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства;»
Положениями ст. 8 Закона № 2181 налоговому органу предоставляется законное основание согласовывать в отношении должника проведение хозяйственных операций с его, активами, что обеспечит выполнение налогового обязательства и реализацию в связи с этим обязанности должника по уплате налогов и сборов.
Вместе с тем нормами я. я. 8.6.2 п. 8.6 ст. 8 Закона №2181 установлено, что плательщик налогов, активы которого находятся в налоговом залоге, имеет право осуществлять операции со средствами без их согласования с налоговым органом, за исключением операций, подлежащих письменному согласованию с налоговым органом. Такие операции определены я. я. «б» я. я. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 Закона № 2181 , а именно: использование объектов недвижимого или движимого имущества, имущественных или неимущественных прав, а также средств для осуществления прямых или портфельных инвестиций, а также ценных бумаг, удостоверяющих отношения, долга, предоставления гарантий, поручительств, уступки требования и перевода долга, выплаты дивидендов, размещения депозитов или предоставления кредитов.
В случае осуществления указанных операций без получения предварительного согласования налогового органа, должностное лицо такого плательщика налогов или физическое лицо, принявшее указанное решение, несут ответственность, установленную законодательством за уклонение от налогообложения.
Внимание! Право свободного использования наличной выручки не распространяется на предприятия, имеющие налоговый долг.
Установлена ответственность за расходование наличности из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений (кроме средств, полученных из касс учреждений банков) на выплаты, связанные с оплатой труда при наличии налоговой задолженности, в размере осуществленных выплат.
Однако нормы Положения № 637 не содержат никаких ограничений в отношении каких-либо выплат из выручки (в том числе выплат, связанных с оплатой труда). Более того, в п. 2.9 Положения № 637 указано, что наличная выручка (наличность) предприятия (предпринимателей), в том числе наличность, полученная в банке, используется ими для обеспечения нужд, возникающих в процессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами. В связи с этим НБУ в своих письмах № 11-113/1077-3214 мот 18.12.2006 г. № 11-115/4668-13627 разъясняет, что в отношении выплат, осуществляемых после 14 февраля 2005 года, установленный ст. 1 Указа № 436 штраф не применяется. С этим выводом согласны и в ГНАУ (см. письмо № 6363/6/23-8019).
Как сдвинуть с места бетонную плиту размером 50 метров в высоту, 100 метров в длину и весом 202 тонны, не применяя никаких механизмов и приспособлений?