Прямые затраты, как трудовые, так и материальные, могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид продукции или услуг, общепроизводственные расходы могут быть распределены по видам продукции только при помощи специальных методов.
Распределение затрат— процесс отнесения понесенных затрат к определенным объектам затрат.
Объект затрат — организационное подразделение, контракт или другая учетная единица, по которой собираются данные о затратах и измеряется стоимость процессов, продукции, работ, проектов капиталовложений и т.д.
По объектам затрат обычно выделяют методы распределения затрат при массовом и серийном производстве (по деталям, изделиям, процессам, переделам) и при индивидуальном и мелкосерийном производстве (по заказам). В России используют процессный, сопредельный и позаказный методы калькулирования себестоимости. В данном разделе рассмотрены позаказный и попроцессный методы. Разновидностью последнего является попередельный метод. Эти методы освещены с точки зрения западного бухгалтерского учета, описаны их особенности.
Другой важной категорией процесса распределения затрат является центр затрат. Центр затрат—организационная единица или область деятельности, где целесообразно накапливать информацию об издержках на приобретение активов (входящие в затраты) и расходах (затраты на выходе). Чаще всего это структурные подразделения низшего уровня, не обладающие относительной самостоятельностью, та-кие, как производственный участок, бригада, цех.
Все группировки затрат предназначены для принятия управленческих решений. В системе управленческого учета затраты должны распределяться по двум главным группам объектов: подразделениям и продукции.
Процесс осуществляется в два этапа:
1. Сбор затрат по центрам ответственности.
2. Отнесение их на конкретную продукцию, обрабатываемую в данном цехе (или другую калькуляционную единицу).
При расчете себестоимости готовой продукции прибегают к калькулированию затрат с включением всех затрат или только их части — переменных затрат. Второй метод называется «директ-костинг».
Основное различие этих методов заключается в порядке распределения постоянных расходов. В первом случае все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками готовой продукции.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
При втором методе постоянные расходы полностью относят на реализацию.
Методы калькулирования себестоимости влияют на форму финансовой отчетности.
В финансовом отчете при использовании метода включения затрат представлен расчет операционной прибыли в два этапа:
1. Рассчитывают валовую прибыль (маржу) как разность между выручкой от реализации и всеми производственными затратами.
2. Рассчитывают операционную прибыль как разность между валовой прибылью и коммерческими и административными расходами.