Сегодня российский бухучет может похвастаться своими положениями, которые на 80% составлены с учетом требований МСФО. Остальные 20% планировали перевести на международные стандарты до 2018 года.
Заметим, что активизировался процесс реформирования бухгалтерского учета Российской Федерации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Что этому предшествовало? Ряд принятых нормативных актов, среди которых помощник президента Российской Федерации Андрей Белоусов, ранее занимавший должность министра экономического развития России, на конференции в Берлине высказался о переходе на международные стандарты следующим образом:
«Мы приняли в правительстве жесткую программу перехода на МСФО. Международные стандарты финансового учета обязательны для всех общественно значимых компаний... А с 2018 года мы планируем, что весь российский бизнес перейдет на новые стандарты полностью».
Высшее руководство уверено, что такой ход принесет экономике страны немалые иностранные инвестиции, что в свою очередь поднимет уровень жизни российского народа.
Основным стопором полноценного и повсеместного введения англо-саксонской модели финансовой отчетности является частое противоречие требований к составлению отчетной документации. Так, по международным стандартам отчетность должна отвечать запросам собственников, тогда как национальные стандарты финотчетности устанавливают требования законодательства. Радикалы среди CFO крупных компаний России предлагают полную отмену РСБУ. Такое решение, по их мнению, ликвидирует проблему несоответствия целей ведения учета и составления отчетности. Как российским предприятиям вести учет в соответствии с МСФО и одновременно не нарушать государственные установки? По мнению экспертов, необходимо модернизировать налоговый учет. После этого российские компании смогут составлять две отчетности: по МСФО и для налоговой.
Все организации, предоставляющие консолидированную финансовую отчетность по результатам года, обязаны применять международные стандарты финансовой отчетности.
Поскольку международные стандарты финансовой отчетности намного сложнее РСБУ, бухгалтерам и финансовым специалистам необходимо проходить обучение МСФО и обзавестись новыми знаниями и навыками применения международных стандартов.
Многие компании уже прибегают к помощи внешних консультантов по МСФО, однако довольно быстро они поймут, что услуги профессионалов достаточно дорогие. В этом случае намного выгоднее обучить своих специалистов внутри организации.
Кроме того, бухгалтеры и будущие специалисты по МСФО должны владеть финансовым английским языком, чтобы избежать официальных переводов международных стандартов и поправок к ним сторонними организациями.
К основным преимуществам перехода на МСФО можно отнести следующие:
• увеличение числа потенциальных иностранных инвесторов, что в свою очередь приведет к улучшению состояния экономики страны в целом;
• повышение конкурентоспособности компании ввиду предоставления внешним пользователям достоверной информации;
• уменьшение процентной ставки во время привлечения дополнительного финансирования;
• улучшение качества ведения управленческого учета владельцами компании, более точная оценка финансового состояния дел.
Переход всего российского бизнеса на МСФО в 2018 году неизбежен, поскольку подкреплен законодательно.
Изменения МСФО в 2018 году
Из-за очередных поправок в налоговом законодательстве необходимо внести изменения в учетную политику на 2018 год. Расскажем об обязательных пунктах политики, какие формулировки изменить и как актуализировать документ.
В этом году вступили в силу поправки в ПБУ 1/2008. В связи с этим учетную политику надо проверить на соответствие новым правилам. Расскажем, нужно ли вносить изменения в политику на 2018 год и какие корректировки нужны.
Способ учета в политике. В учетной политике необходимо прописать способы учета для операций, которые проводит организация. В этих целях надо руководствоваться федеральными стандартами (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ). Если же в них не установлен способ, закон требует разработать его по правилам, прописанным в стандартах.
ПБУ 1/2008 считается федеральным стандартом. Именно это положение описывает способ, которым компания должна выбрать метод учета (п. 7 ПБУ 1/2008). Новый алгоритм смотрите на схеме ниже.
Хорошо, когда способ учета единственный. Если способов несколько или их нет, требуется провести дополнительную работу.
Способы учета в федеральном стандарте:
Способов учета нет
Способов несколько
Если в стандарте нет способа, надо разработать его. Если до поправок организация разрабатывала собственный метод, его нужно проверить по новому алгоритму. Если нарушена последовательность и выбран способ не из того документа, в учетной политике УСН на 2018 год надо прописать новый метод учета.
Можно разрабатывать собственные способы учета, даже если в стандартах есть правила. Это исключительный случай, когда из-за использования законного способа отчетность компании получится недостоверной (п. 7.3 ПБУ 1/2008). В этом случае компания прописывает свой способ учета, а также называет метод, вместо которого она применяет собственный.
Если в федеральном стандарте несколько способов на выбор, нужно оценить каждый по критериям - допущениям и требованиям (см. сноски под таблицей), которые перечислены в ПБУ 1/2008. Выбрать нужно тот, что соответствует всем этим критериям.
Можно не оценивать каждый способ по всем критериям, если метод учета компания будет использовать, чтобы формировать несущественную информацию. Несущественной считают информацию, от которой не зависят экономические решения пользователей отчетности. Критерии существенности нужно прописать в учетной политике.
Если компания решает, что способ учета нужен для несущественных операций, надо оценить его только исходя из рациональности. При оценке рациональности учитывают размер компании и условия, в которых она ведет бизнес (абз. 6 п. 6 ПБУ 1/2008).
Как применять требование рациональности? Например, на сомнительную и просроченную дебиторскую задолженность нужно создавать резерв. Но сомнительный долг может быть небольшим по меркам самой компании. При этом расчет резерва - трудоемкая работа. Бухгалтер применит критерии существенности к примерной сумме, которую нужно отразить в балансе при формировании резерва. А затем напишет руководителю докладную записку, что информация несущественная и траты на ее формирование нерациональны. Директор примет решение, создавать резерв или нет.
Для крупных компаний есть особенность выбора способов. Если организация входит в холдинг, то может составлять политику независимо от других компаний группы. Но только при условии, что основная компания не издает собственные стандарты, которые обязаны применять все организации группы.
Компании, которые составляют и публикуют отчетность по МСФО, получили в этом году право упростить себе формирование политики и учет. Независимо от того, есть ли в федеральном стандарте один или несколько способов, можно пользоваться особым правилом. Если способы в федеральных стандартах противоречат МСФО, можно руководствоваться международными стандартами (абз. 2 п. 7 ПБУ 1/2008).
Новое правило избавляет крупные организации от двойной работы. В учетной политике на 2018 год нужно прописать, от какого способа отказалась компания и какому правилу в международном стандарте оно противоречит.
Новый инвестиционный вычет в политике. С 1 января 2018 года компании смогут воспользоваться новым инвестиционным вычетом. Он позволяет уменьшить налог на прибыль на расходы по покупке или модернизации основных средств из 3-7 амортизационных групп. Поправки в Налоговый кодекс ввел Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ, который вступает в силу 1 января 2018 года.
В учетной политике 2018 нужно прописать, что компания будет пользоваться вычетом. Правила о том, как будете рассчитывать вычет, писать не нужно. Их утвердят региональные власти. Решение о вычете можно поменять в течение трех лет, если другой срок не установит регион.
Правила работы с инвестиционным вычетом вводит новая статья 286.1 НК РФ, она будет действовать до 2027 года. Чтобы льгота заработала, ее должны ввести региональные власти. Они вправе устанавливать свои условия. Но есть общие правила для вычета.
Региональную часть налога на прибыль компания вправе уменьшить на 90% от расходов на покупку, доработку, модернизацию или техническое перевооружение активов. У инвестиционного вычета есть предельная величина - это разница между налогом в региональный бюджет по обычной ставке и налогом по ставке 5 %.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Последнюю ставку регионы вправе менять в большую сторону. При этом, если компания пользуется вычетом, федеральную часть налога можно уменьшить на 10 % от расходов на активы. Эту часть налога на прибыль можно обнулить.
Вычет можно применять к активам 3-7 групп. Регионы могут устанавливать и другие ограничения по видам основных средств, а также категориям компаний, которые не вправе пользоваться инвестиционным вычетом. По кодексу это резиденты особых экономических зон, участники региональных инвестиционных проектов и др.
Применять вычет можно с периода, в котором компания начала использовать основное средство или изменила его первоначальную стоимость. Вычет сверх предельного значения можно будет переносить на другие месяцы, кварталы и годы. Инвестиционный вычет нужно применять ко всем активам, в отношении которых он установлен кодексом и региональными властями. При этом амортизировать такие основные средства компания уже не сможет.
Если компания решит продать актив раньше, чем пройдет срок полезного использования, потребуется доплатить налог с пенями. Тогда первоначальную стоимость основного средства компания учтет в расходах того периода, в котором продала актив (подп. 4 п.1 ст. 268 НК РФ).
Кроме того, к компаниям, которые используют инвестиционный вычет, будут и дополнительные требования на камеральных ревизиях. Инспекторы смогут запрашивать пояснения и документы по активам, к которым компания применила вычет.
По закону бухгалтер, когда составляет учетную политику, в первую очередь должен смотреть федеральные стандарты. Сейчас нет утвержденных документов с таким названием. Первый стандарт должен появиться к 2019 году.
С 19 июля 2017 года к федеральным стандартам приравняли ПБУ (Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ). Из них нужно выбирать способы учета (см. таблицу ниже). Конечно, при условии, что для вашей операции способ установлен. Если нет, компания действует по алгоритму - смотрит МСФО, затем федеральные стандарты по аналогичным вопросам либо отраслевые стандарты. Отраслевыми считаются стандарты ЦБ РФ. Для компаний таких стандартов нет.
Способы учета для учетной политики 2018:
Что утверждают в политике
Какие способы прописать
В каком документе смотреть (без учета МСФО и рекомендаций БМЦ)
Способы оценки активов и обязательств
Оценка фактов хозяйственной деятельности
ПБУ 19/02, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99
Погашение стоимости активов
ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007, ПБУ 17/02
Рабочий план счетов
Применение счетов бухгалтерского учета
Типовой план счетов, утв. приказом Минфина России № 94н (п. 9 Положения, утв. приказом Минфина № 34н)
Критерии, по которым активы и обязательства нужно группировать
Группировка фактов хозяйственной деятельности
Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России № 94н
Формы регистров бухучета
Организация регистров
Компания самостоятельно определяет формы первички, регистров, внутренней отчетности (п. 3 ст. 9, п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ). Обязательно применять унифицированные формы, если это установлено нормативными актами. В частности, обязательны к применению кассовые документы
Формы первичных документов
Документооборот
Формы для внутренней отчетности
Правила документооборота
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина № 105
Технология обработки учетной информации
Обработка информации
Порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация
Методические указания по инвентаризации, утв. приказом Минфина России № 49
Последний документ, в котором нужно искать способ учета, - рекомендации. Разъяснения по бухучету вправе давать негосударственные регуляторы - некоммерческие организации (ст. 21,23, 24 закона № 402-ФЗ). Сейчас к ним относится Бухгалтерский методологический центр (БМЦ).
Компании использовали в учетной политике рекомендации отраслевых министерств. Например, по вопросам калькулирования себестоимости или по способу учета в отрасли (см. Инструкцию, утв. приказом Минздрава России № 284, Методические рекомендации, утв. приказом Минсельхоза России № 537 и др.).
Теперь нужно проверить, не противоречат ли такие способы учета федеральным стандартам, МСФО и рекомендациям некоммерческих организаций. Ведь документы отраслевых министерств больше не регулируют бухучет. А раз так, будет считаться, что компания сама разработала способ, если взяла его из этих документов.
Далее расскажем, какие изменения произойдут в бухучете в ближайшие два года и что изменить в учетной политике 2018 года из-за новых стандартов.
В этом году чиновники внесли в закон о бухучете изменения, которые приравняли 24 действующих ПБУ к федеральным стандартам по ведению учета. Тем не менее Минфин собирается заменить многие из этих ПБУ новыми документами. В программе разработки стандартов сейчас 14 проектов (приказ от 07.06.2017 № 85н). В 2019 году планируют ввести в действие федеральные стандарты "Запасы" и "Нематериальные активы". На сегодняшний день закончено общественное обсуждение.
Некоторые ПБУ не заменят полностью, но обновят. К 2019 году чиновники собираются внести изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".
Компания вправе заранее применять новые стандарты, если Минфин прописал такую возможность в приказе, которым утвердил стандарт (п. 23 ПБУ 1/2008). Без этой оговорки новые правила не применяйте. Безопаснее подождать, пока стандарт станет обязательным.
Можно уже сейчас готовиться к переходу на новые стандарты, которые будут аналогичны МСФО. Для этого используйте ежегодные рекомендации Минфина аудиторам. В них есть способы, которые соответствуют международным стандартам отчетности. Сближение с МСФО - это главная цель реформирования российского бухучета.
Любое изменение способа учета нужно прописать в учетной политике. Для этого надо издать приказ или распоряжение руководителя (п. 8, 11 ПБУ 1/2008).
Все новые стандарты будут вступать в силу с начала года. Если компания захочет работать по стандарту раньше, выясните, требуется ли ретроспективный пересчет. Его нужно будет провести, если в стандарте не пропишут специальный порядок, как отразить изменение способа учета (п. 14 ПБУ 1/2008). В бухгалтерской отчетности потребуется отразить, что компания досрочно использует стандарты (п. 23 ПБУ 1/2008).
Изменения, которые компания планирует внести в учетную политику на будущий год, больше не нужно раскрывать в отчетности. Минфин исключил это правило из ПБУ 1/2008 (п. 14 приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н). Как и прежде, потребуется раскрыть в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах способы учета, которые могут повлиять на решения пользователей (п. 24 ПБУ 1/2008). Это нужно, так как пользователи отчетности сравнивают показатели за разные годы и делают выводы. По той же причине в отчетности отражают причину и содержание изменений в учетной политике (п. 21 ПБУ 1/2008). А если это существенно повлияло на финансовый результат или движение денег, то оценивают и раскрывают последствия (п. 13, 16ПБУ 1/2008).
Небольшие компании могут значительно упростить учет. Такое право сохранится в 2018 году.
Малые компании вправе не использовать самые сложные правила из федеральных стандартов и составлять отчетность всего из двух форм. Но такая льгота доступна не для всех.
Отказаться от сложных способов учета вправе малые компании, некоммерческие организации и участники проекта "Сколково". В 2018 году к малым будут относиться компании со среднесписочной численностью сотрудников до 100 человек и доходами не более 800 млн. рублей за тот же период. При этом нужно выполнять еще хотя бы одно условие из части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Например, доля участия иностранных и российских организаций, которые не относятся к малым, не должна превышать 49 %.
Не все малые компании вправе использовать упрощенные способы. Упрощать отчетность нельзя, если компания обязана проводить аудит. А это требование касается всех акционерных обществ, организаций с валютой баланса более 60 млн. рублей или выручкой более 400 млн. рублей за год, предшествующий отчетному (ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ). Чиновники планируют поднять лимит по выручке до 800 млн. рублей. Проект закона уже внесли в Госдуму (законопроект № 273179-7).
Для упрощенного учета есть ограничения по видам деятельности. В частности, пользоваться льготой не праве кредитные и жилищные кооперативы (п. 2–12 ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ). Если вид бизнеса не запрещает вести упрощенный учет, проверьте компанию по другим критериям. Убедитесь, что вправе упростить учет, а затем включите новые правила в учетную политику на 2018 год.
Отчетность МСФО в 2018 году
Чтобы упростить учет выручки по МСФО в 2018 году, корректировку данных из российских стандартов в международные, сблизьте методы учета. В каждом стандарте выручка – это доход от основной деятельности.
С 1 января 2018 года в системе МСФО изменили правила учета выручки. Определяйте их по МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями». Расскажем, как сократить корректировки при подготовке финансовой отчетности.
Условия, при которых выручку признают в учете по РСБУ и в учете по МСФО, схожи по своей сути. Отличаются лишь формулировки.
Если один из критериев не выполнен, то поступившие активы нужно признать как кредиторскую задолженность, а не как выручку. Это правило едино и для РСБУ, и для МСФО. Но по МСФО (IFRS) 15 такую задолженность нужно учитывать отдельно - по статье «Обязательства по договору».
Чтобы сблизить учет выручки по РСБУ и по МСФО, закрепите в учетной политике единые правила ее признания. Вы избежите корректировок, если специалисты по РСБУ и по МСФО будут признавать выручку согласованно. Критерии признания по РСБУ можно расширить. Добавьте для этого недостающие из МСФО.
В российском стандарте бухучета выручку признают в сумме, которая равна величине поступивших денежных средств, стоимости полученного имущества или величине дебиторской задолженности. Если от контрагента получили только часть выручки, то в бухучете признают отдельно поступившую сумму и отдельно дебиторскую задолженность в размере непокрытого остатка. Такой принцип прописан в пункте 6 ПБУ 9/99. На практике это правило применяют и для признания выручки по МСФО.
Величину поступлений и дебиторки определяют исходя из цены договора с учетом всех скидок и надбавок. Это правило также едино для РСБУ и МСФО (п. 6.1 и 6.5 ПБУ 9/99, п. 47 МСФО (IFRS) 15). Но есть два случая, когда могут возникнуть расхождения по размеру выручки в РСБУ и МСФО.
МСФО стандарты 2018 года
Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC) был создан в 1973 году. В эти годы бухгалтерская профессия переживала значительные изменения – в те же годы в США был создан FASB (Совет по стандартам финансового учета), в Великобритании была создана национальная организация для разработки стандартов.
Начало было положено после неформальных встреч представителей бухгалтерских ассоциаций Великобритании (ICAEW) и США (AICPA). Затем после консультаций с бухгалтерскими ассоциациями Канады, Австралии, Мексики, Японии, Франции, Германии, Нидерландов и Новой Зеландии эти страны были приглашены к участию в международном проекте. Из-за давления Великобритании вкупе с ее финансовыми вливаниями Комитет (IASC) был размещен в Лондоне. Там же находится и штаб-квартира Совета по МСФО (IASB), который принял на себя все функции Комитета после его реструктуризации.
Настоящие причины создания Комитета по МСФО окутаны тайной. Конечно, в то время уже назрела необходимость в создании единого языка для растущего в объемах международного бизнеса. Но, скорее всего, основной мотивацией было желание Великобритании создать организацию для разработки международных стандартов в пику попыткам Европейского союза создать такой же орган. Ведь в случае, если бы страны Европы сделали это первыми, то в международных стандартах господствовала бы континентальная модель бухгалтерского учета (Code model of reporting), а не та модель (англосаксонская), которая была принята в Великобритании и в большинстве англоговорящих наций (Anglo-Saxon financial reporting approach).
В марте 1974 года был выпущен E1 – проект первого стандарта под названием «Раскрытие учетной политики» (Disclosure Of Accounting Policies), а в январе 1975 года этот стандарт был принят. 2 стандарта были выпущены в 1975 году, еще 3 в 1976, два в 1977, три в 1978.
Первоначально мало кто использовал данные стандарты, однако с течением времени ситуация сильно изменилась.
Список действующих стандартов МСФО:
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».
МСФО (IAS) 2 «Запасы».
МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств».
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».
МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода».
МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».
МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность».
МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (IAS 16 «Property, Plant and Equipment»).
МСФО (IAS) 17 «Аренда» (IAS 17 «Leases») - действует до 1 января 2019 года.
МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам».
МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют».
МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам».
МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах».
МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам».
МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность».
МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия».
МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике».
МСФО (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве».
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации».
МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию».
МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».
МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».
МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».
МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».
МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество».
МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство».
МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов».
МСФО (IFRS) 2 «Платеж, основанный на акциях».
МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса».
МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования» до 1 января 2021 года.
МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».
МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых».
МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».
МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».
МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность».
МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность».
МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях».
МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».
МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц»(Regulatory Deferral Accounts).
МСФО (IFRS) 15 «Выручка от контрактов с клиентами» (Revenue from Contracts with Customers).
МСФО (IFRS) 16 «Аренда» вышел в январе 2016 года, вступит в силу с 1 января 2019 года.
МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» вышел 18 мая 2017 года, вступит в силу с 1 января 2021 года.
Все названия стандартов на русском языке (за исключением IFRS 15) взяты из текстов перевода МСФО на русский язык на сайте Минфина РФ.
Учетная политика по МСФО на 2019 год
Учетная политика на 2018 год готовится с учетом изменений в ПБУ 1/2008. Ниже вы можете скачать бесплатно образец учетной политики для ОСНО и разобраться по шагам, что надо обязательно прописать в «учетке» на 2019 год, а что там указывать не нужно. Скачайте готовые шаблоны образцов по разным видам деятельности компаний на ОСНО.
Если организация в ходе своей хозяйственной деятельности ведет налоговый и бухгалтерский учет, то порядок этого учета должен быть закреплен в учетной политике компании. Для этого руководитель издает приказ или распоряжение, которым утверждает учетную политику на 2019 год.
Учетная политика компании состоит, как правило, из двух частей:
• налоговая;
• бухгалтерская.
Их можно включить в виде разделов в один документ, а можно издать по каждому виду учета отдельный приказ.
Утвердить учетную политику для ООО на ОСНО на 2019 год (скачать и посмотреть образец можно ниже) надо до начала отчетного года, то есть до 31 декабря 2018.
Компания, которая только зарегистрировалась, утвердить учетную политику должна в течение 90 дней после создания. Срок надо считать с момента внесения сведений о создании компании в ЕГРЮЛ (ст. 313 НК РФ, п. п. 4, 8, 9 ПБУ 1/2008).
Компании не надо каждый год менять учетную политику, если для этого нет веских причин. Учетная политика, как правило, редко меняется, это свидетельствует о последовательности компании в выбранных способах учета.
Поэтому, утвердив учетную политику один раз, в дальнейшем вам просто нужно продлевать ее каждый год приказом руководителя.
В отдельных случаях компания может поменять или дополнить свою «учетку» (п. 10 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ):
Вид учета
Порядок внесения изменений в учетную политику
Порядок внесения дополнений в учетную политику
Налоговый учет
1. При перемене метода налогового учета все изменения в учетную политику вносятся до наступления нового налогового периода, а применяются соответственно уже в новом периоде.
2. Если Минфин, ФНС или иной законодательный орган вносит изменения в НК РФ, то эти изменения должны быть учтены компанией с момента вступления в силу нового закона.
Любые дополнения принимаются компанией во внимание в том налоговом периоде, когда они начинают действовать.
Бухгалтерский учет
Новые правила бухучета, согласно ПБУ 1/2008, должны быть внесены в учетную политику организации до наступления нового года, следующего за годом принятия этих изменений. Причем применяться новшества должны так, как будто компания пользовалась ими всегда.
Любые дополнения принимаются во внимание в том периоде, когда они начинают действовать, и когда компания нуждается в них, то есть перспективно.
Составлять учетную политику на 2018 год надо по-новому с учетом изменений в ПБУ 1/2008. Чиновники прописали, когда руководствоваться федеральными, международными и отраслевыми стандартами учета.
Компании должны вести учет по федеральным стандартам. К ним приравняли все Положения по бухгалтерскому учету (Федеральный закон от 18.07.17 № 160-ФЗ).
Раньше статус ПБУ был неясен. Закон о бухучете предусматривает федеральные стандарты, о ПБУ там ничего не сказано. По этой причине многие эксперты ставили под сомнение правомерность применения этих Положений. Теперь подобных разночтений не будет.
Когда вариант учета не предусмотрен в ПБУ, компания должна обратиться к международным стандартам. Если вопрос не раскрыт и в МСФО, нужно посмотреть отраслевые стандарты и рекомендации. Эта последовательность теперь четко определена в пунктах 7—7.4 ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28.04.17 № 69н).
Раньше, если главбух не находил вариант учета в ПБУ, он брал за основу отраслевые стандарты по схожим вопросам и рекомендации чиновников.
Компании, которые отчитываются по МСФО, вправе вести учет по федеральным стандартам с учетом международных норм. Когда нормы ПБУ приводят к искажению отчета по МСФО, от федеральных правил можно отказаться (абз. 2 п. 7 ПБУ 1/2008).
Предусмотрите в учетной политике, что компания ведет учет по федеральным стандартам с учетом МСФО. Это позволит избежать двойного учета.
Например, Международный стандарт «Основные средства» предписывает включать в первоначальную стоимость основного средства планируемые затраты на демонтаж (подп. «с» п. 16 МСФО 16 «Основные средства» (IAS)). Компании, которые раскрывают отчетность по МСФО, могут предусмотреть в «учетке» международную норму (п. 7 ПБУ 1/2008).
Но если вы решите вести бухгалтерский учет по международным стандартам, будьте готовы раскрывать в отчетности больше информации. Нужно будет прописать каждый пункт ПБУ, от которого отказались, и обосновать свое решение. Опишите международную норму, которая не вписалась в ПБУ, и как вы будете ее применять. Этого требует пункт 20.1 ПБУ 1/2008.
Малым и некоммерческим компаниям разрешили не применять международные нормы, даже если метод учета не предусмотрен в ПБУ. Организациям, которые сдают упрощенную отчетность, дали право формировать «учетку» исходя из принципа рациональности. Понятие рациональности в ПБУ 1/2008 теперь новое — это соотношение затрат на формирование информации об объекте учета и полезности этой информации.
Получается, если в федеральных стандартах не определен порядок учета, такие компании могут не обращаться к МСФО. Достаточно сравнить отраслевые нормы, рекомендации и выбрать более простой вариант. Вы можете и сами разработать свой способ учета без лишней детализации. Но будьте готовы его обосновать. Упростить учет можно, если затраты на него несопоставимы с пользой.
Рассмотрим порядок формирования на примере учетной политики на 2018 год.
Сразу скажем, что в учетной политике не надо прописывать порядок учета налогов, который установлен законом, как обязательный к применению, то есть тот, который компания не в силах изменить. Но если законодательство предлагает два или более способа ведения учета, надо обязательно отметить в учетной политике, какой из них выбирает ваша компания.
Для ОСНО очень важно правильно отражать формирование базы для налога на прибыль. Обязательно отметьте:
• Какие налоговые и учетные регистры компания будет использовать, и как отражать в них аналитические данные;
• Как начисляете и затем платите налог на прибыль, а также авансовые платежи по нему;
• Что вы относите к прямым, а что к косвенным расходам. Если вы спишите расходы, как косвенные, а в учетной политике они числятся прямыми, вам, скорее всего, увеличат налоговую базу;
• Порядок учета основных средств и способ амортизации: линейный или нелинейный;
• Порядок формирования и учета материально-производственных запасов;
• В случае осуществления операций, облагаемых разными ставками НДС, пропишите раздельный учет ведения НДС (абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Проследите, чтобы порядок распределения расходов на прямые и косвенные был одинаковым и в учетной политике и в программе по ведению бухучета, учитывая изменения в ПБУ 1/2008.
Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.
Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?