Отчетность—совокупность сведений о результатах и условиях работы предприятия за истекшее время, представленных органам управления. Она содержит сведения о реализованной продукции, затратах на производство продукции, состоянии хозяйственных средств и источниках их образования, финансовых результатах работы предприятия.
Основная задача отчетности — изыскание резервов дальнейшего роста и совершенствование деятельности предприятия, стабильности на рынке. По данным отчетности руководитель предприятия отчитывается перед трудовым коллективом, учредителями, государством.
В первую очередь отметим, что предприятия (за исключением предприятий с иностранными инвестициями) представляют в обязательном порядке квартальную и годовую отчетность следующим пользователям:
- собственникам (органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; участникам, учредителям в соответствии с учредительными документами);
- органу государственной налоговой инспекции;
- другим государственным органам, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности;
- органу государственной статистики.
Указанные субъекты хозяйствования представляют квартальную бухгалтерскую отчетность 20-го числа следующего за отчетным месяца, а годовую—1 марта следующего за отчетным года.
Предприятия с иностранными инвестициями представляют годовую бухгалтерскую отчетность 15 марта следующего за отчетным года каждому участнику совместного предприятия в порядке, предусмотренном учредительными документами, а также органу государственной налоговой инспекции и органу государственной статистики.
Отчет подписывает руководитель и главный бухгалтер, если же учет на предприятии осуществляется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то обязательна подпись лица, ведущего учет.
Напомним, что годовая бухгалтерская отчетность предприятия о результатах хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении является открытой к публикации для заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков и др.). Достоверность публикуемой отчетности подтверждается независимой аудиторской организацией.
Годовая бухгалтерская отчетность предприятия до представления в соответствующие органы рассматривается и утверждается в порядке, устанавливаемом учредительными документами. Утверждены Минфином РФ следующие формы годового отчета: № 1 «Баланс предприятия»; № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании»; № 5 «Приложение к балансу предприятия», состоящего из 8 разделов; 1. «Движение фондов», 2. «Движение заемных средств», 3. «Дебиторская и кредиторская задолженность», 4. «Состав нематериальных активов на конец года», 5. «Наличие и движение основных средств», 6. «Финансовые вложения», 7. «Социальные показатели», 8. «Движение валютных средств».
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Инвентаризация — установление на определенный момент фактического наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат и т. п. путем пересчета инвентаризируемого объекта в натуре, т. е снятия остатков, или путем проверки учетных записей.
С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете: учитывают неучтенные хозяйственные операции, контролируют сохранность тех или иных хозяйственных средств, числящихся у материально ответственных лиц.
Инвентаризации бывают полные, охватывающие все виды рее (сов предприятия, и частичные, охватывающие какую-либо определенную группу хозяйственных средств или их источников, например материалы на одном складе. Инвентаризации могут быть плановые и внеплановые.
Так, Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации № ГО указано, что в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия, учреждения проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств проверяемых при каждой из них устанавливаются предприятием, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:
- при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в два-три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В /районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае пожара или стихийных бедствий.
Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты или увеличение финансирования (фондов) с последующим установлением причин излишка и виновных лиц;
- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия соответственно на издержки производства, обращения или на уменьшение финансирования (фондов). Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
- недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порчи сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства, обращения или уменьшение финансирования (фондов).
Рассмотрим порядок проведения инвентаризации расчета с дебиторами и кредиторами.
Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается во взаимной выверке расчетов с соответствующими предприятиями, организациями и отдельными лицами. Записи сумм долга за тем или иным дебитором, которые числятся по данным бухгалтерского учета предприятия, сверяются с записями сумм долгов по данным бухгалтерского учета предприятий дебиторов и кредиторов, а также отдельных лиц. Как правило, каждое предприятие ставит задачу в первую очередь проверить расчеты с предприятиями дебиторами.
Проверка расчетов осуществляется либо путем посылки письма, либо путем командирования работников бухгалтерии на предприятие, числящееся дебитором. В том случае, когда счетный работник выезжает лично для проверки расчетов, он по окончании проверки составляет акт. При сверке может оказаться, что задолженность стала нереальной: предприятия ликвидированы и правопреемников установить не удалось, пропущена исковая давность, дебитор не признает долга и т. д. В таких случаях в бухгалтерии предприятия составляются списки на безнадежную дебиторскую задолженность. В списках против каждого дебитора и кредитора указывают причины, по которым долг следует считать нереальным.
Указанные списки представляются на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии. После заключения комиссии долги, по которым истекла исковая давность, а также присужденные судом, но не взысканные в связи с несостоятельностью должника, списываются по распоряжению руководителя предприятия за счет резерва по сомнительным долгам (прочие долги).
Дебиторская задолженность списывается по ведомости № 7 и журналу-ордеру № 8 по кредиту счетов дебиторов, на которых числилась задолженность в корреспонденции с дебетом счетов 80, 82. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не считается аннулированием задолженности. Она подлежит учету за балансом в течение пяти лет.
Списываемая невостребованная кредиторская задолженность зачисляется в состав прибыли предприятия.
На предприятии в период инвентаризации хозяйственных средств создается центральная инвентаризационная комиссия, которая разрабатывает план инвентаризации.
Результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией с принятием решения, за счет кого должны быть отнесены недостачи, выявленные при инвентаризации, или как оприходованы излишки. Решения комиссией протоколируются. Протоколы в зависимости от размера и характера недостач утверждаются директором предприятия или вышестоящей организацией но ходатайству руководства предприятия. На основании утвержденных протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, приводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущего учета.
Организация работы по составлению отчетности
Для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов вводят сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ. При ручной технике учета в сроки, установленные графиком, подсчитывают итоги в журналах-ордерах, при необходимости суммы из одних регистров записывают в другие и осуществляют взаимную сверку встречных корреспонденций счетов.
Последовательность учетных работ при переносе сумм и закрытии учетных регистров журнально-ордерной формы по окончании месяца следующая:
- из листков-расшифровок вносят дебетовые и кредитовые обороты в журналы-ордера и ведомости, при этом делают соответствующие отметки в листках-расшифровках и журналах-ордерах;
- из ведомости по дебету счета 50 «Касса» и ведомости № 2 по дебету счета 51 «Расчетный счет» переносятся итоги в журналы-ордера № 3, 10/1, 13;
- подсчитывают итоги в ведомостях аналитического учета № 7, 12, 14, 15, 16, 17 и других, после чего итоговые данные отражают в соответствующих журналах-ордерах;
- подсчитывают итоги оборотов по кредиту счетов в журналах-ордерах.
Если журналы-ордера содержат аналитические данные по счетам, делают подсчеты и определяют остаток на следующий месяц, сверяют итоги различных регистров, имеющих взаимосвязь по корреспондирующим счетам. Например, в журнале-ордере № 1 итог графы, отражающий корреспонденцию дебета счета 51 и кредита счета 50, должен быть сверен с итогом графы, отражающим ту же корреспонденцию счетов в ведомости № 2. Такая сверка показателей применяется по всем журналам-ордерам. Затем производят записи из журналов-ордеров в Главную книгу — оборота по кредиту одного или нескольких счетов и сумм по дебету всех корреспондирующих с ним счетов. После этого подсчитывают обороты по дебету и определяют остатки на 1е Число следующего месяца по каждому синтетическому счету. Записи в Главную книгу делают только из журналов-ордеров.
Порядок записей сумм из журналов-ордеров в Главную книгу рассматривается в основах бухгалтерского учета. Ниже приведен пример записи из журналов-ордеров на счета Главной книги (приводятся записи в два синтетических счета). По окончании записей в Главную книгу на журнале-ордере делается пометка: «В Главной книге суммы оборотов отражены», ставятся дата и подписи исполнителя и главного бухгалтера.
После определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с аналитическими данными, составляют баланс и другие отчетные таблицы по данным регистров журнально-ордерной формы.
Бухгалтерский баланс
Баланс в системе бухгалтерской отчетности занимает центральное место. В составе годового отчета он претерпел большие изменения, так как приближен к требованиям международных стандартов и ориентирован на рыночные отношения. Содержание статей актива и пассива баланса дает возможность использовать его как внутренними, так и внешними пользователями (акционерами, учредителями, поставщиками, кредиторами, банками и др.). Для последних нужны и необходимы сведения о финансовых результатах деятельности предприятия, его финансовой устойчивости, объемах кредиторской задолженности, долгах по ссудам банков и займам.
Внутри Предприятия бухгалтерская балансовая информация широко применяется для анализа хозяйственной деятельности для изыскания резервов в сокращении затрат и потерь, устранения причин штрафов, неустоек, оплачиваемых за счет прибыли; остающейся в распоряжении предприятия. Понятно, что особую ценность она имеет при сопоставлении с плановыми, нормативными показателями (что может представлять коммерческую тайну), которые в балансе отсутствуют. Особенно широкая информация для анализа представлена в формах отчетности № 2 и 5.
К содовому отчету прилагается объяснительная записка отчетный доклад руководителя предприятия о направлении деятельности; Это один из важнейших аналитических документов предприятия. В ней раскрываются факторы, повлиявшие на выполнение плана по основным показателям: количеству, ассортименту, качеству выпущенной продукции, объему реализации, сумме прибыли, снижению себестоимости, повышению производительности труда, рентабельности и т. п. Содержание объяснительной записки определяется особенностями организации и технологии производства.
Еще отметим, что понятие «реформации баланса» в установленном его составе за 1992 г. исчезает, так как прибыль и се использование хотя и учитываются па различных счетах, но в балансе отражаются в одном разделе пассива и в итог не включаются. Реформацией можно будет назвать только последующее выбытие этих статей из баланса с суммами годовых оборотов, потому что эти строки будут нести информацию о новых суммах оборотов с начала года.
На счетах бухгалтерского учета по состоянию на начало года производятся записи по закрытию счетов 81 «Использование прибыли» и 80 «Прибыли и убытки»:
1) па сумму оборота по дебету сч. 81 за отчетный год:
- Дт сч. 80 «Прибыли и убытки»
- Кт сч. 81 «Использование прибыли»;
2) на оставшуюся сумму неиспользованной прибыли:
- Дт сч. 80 «Прибыли и убытки»
- Кт сч. 87 «Нераспределенная прибыль».
В последующих отчетах и балансах последняя сумма будет записываться по статье «Нераспределенная прибыль прошлых лет».