Утверждается, что модель мушарака предполагает большую склонность к убыткам для бизнеса банка или финансового института, которые в конечном итоге лягут на вкладчиков. Вкладчики, будучи постоянно подверженными риску убытков, в результате не захотят размещать свои деньги в банках или финансовых институтах, а, следовательно их сбережения будут оставаться бесполезными или будут использоваться в операциях за пределами банковских каналов, которые не будут осуществлять вклад в экономическое развитие на национальном уровне.
Однако этот довод является результатом неправильного понимания. Прежде чем осуществлять финансирование на основе мушарака, банки и финансовые институты должны изучать осуществимость предлагаемого бизнеса, для которого необходимо фондирование. Даже в существующей системе ссудно-процентных займов банки не предоставляют кредиты для всех и каждого. Они изучают перспективы бизнеса и если они приходят к выводу, что бизнес не будет прибыльным, то они отказываются предоставлять займ. В случае с мушарака, им будет необходимо подходить к подобному изучению более глубоко и осмотрительно.
Более того, ни один банк или финансовый институт не будет ограничивать себя единичной сделкой мушарака. Всегда будет присутствовать диверсифицированный портфель мушарака. Если банк профинансирует 100 своих клиентов на основе мушарака, после изучение осуществимости каждого из предложений, маловероятным будет результат, чтобы все эти мушарака или большинство из них привели к убыткам. При принятии необходимых мер и соблюдения должной предосторожности, максимум, что может произойти, так это то, что лишь некоторые из них приведут к убыткам. Однако с другой стороны, прибыльные мушарака проекты принесут больше прибыли, нежели ссудно-процентный займ, так как фактическая прибыль будет распределяться между клиентом и банком. Следовательно, маловероятным является, чтобы портфель мушарака в целом принёс убытки, и возможность того, что весь портфель повлечёт убытки является лишь теоретической, которая не должна обескураживать вкладчиков.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Подобная теоретическая возможность убытков финансового института, гораздо ниже возможности убытков для открытой акционерной компании, чья деятельность ограничивается лишь одной коммерческой сферой. При этом люди покупают акции подобных компаний и возможность убытков не останавливает их от этого. Надёжность же банка или финансового института более высокая, так как их мушарака активность будет сильно диверсифицирована, таким образом что убыток по одной операции мушарака будет компенсирован прибылью от других операций мушарака.
Кроме того, исламская экономика должна сформировать мировоззрение, согласно которому любая прибыль зарабатываемая за счёт денег должна быть вознаграждением за принятие на себя рисков бизнеса. Этот риск может быть минимизирован посредством анализа и диверсификации портфеля, до той степени, что он станет лишь гипотетическим или теоретическим. Однако не существует пути устранить этот риск полностью. Тот кто хочет заработать прибыль, должен принимать на себя хотя бы этот минимальный риск. Так как подобное понимание уже имеется в отношении открытых акционерных компаний, и никогда не воспринималось в качестве препятствия, то, что деньги акционеров подвержены риску убытков. Проблема была создана системой, которая отделяет банкинг и финансирование от обычной коммерческой активности, и которая заставила людей поверить что банки и финансовые институты имеют дело лишь с деньгами и бумагами, и не имеют ничего общего с настоящими результатами в торговле и промышленности.
Таким образом утверждается что они заслуживают фиксированный возврат в любом случае. Подобное разделение финансового сектора и реального сектора принесло огромный вред экономике на макроуровне. Очевидно, что когда мы говорим об исламском банкинге, мы никогда не подразумеваем, что он должен следовать этой традиционной системе во всех её отношениях. Ислам имеет собственные ценности и принципы, которые не признают разделение финансового и реального секторов. Если люди будут обладать пониманием исламской системы, то они будут инвестировать в финансовый сектор, несмотря на теоретический риск убытков, более охотно чем они инвестируют в прибыльные открытые акционерные компании.