Сторонами в договоре транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент. Если клиентом может являться любое лицо (физическое или юридическое), то экспедитор в соответствии с законодательными и нормативными актами должен получить соответствующие лицензии.
В соответствии со статьей 157.3 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте (перевозочной, транспортно-экспедиционной) без специального разрешения (лицензии) влечет за собой наложение соответствующих штрафных санкций, которые налагаются органами Российской транспортной инспекции.
Постановлением Правительства Российской № 20 «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерств транспорта Российской Федерации» на транспортную инспекцию возложена обязанность лицензирования перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса. Постановлением Правительства Российской Федерации № 118 было утверждено «Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации». Этим Положением для транспортно-экспедиционного обслуживания была введена лицензия вида «Т», которая может выдаваться на срок 3 месяца, 1 год или 5 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском, внутреннем водном транспорте, отнесено к компетентности Министерства транспорта Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона Российской Федерации № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения подлежат лицензированию в том числе и «транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц».
Если экспедитором является физическое лицо, то в соответствии с Федеральным законом № 26ФЗ организации, выплачивавшие доходы физическим лицам по договорам транспортной экспедиции, должны начислять на эти выплаты страховые взносы в ПФР. На это обстоятельство обращено внимание в письме Правления ПФР № НВ0911/2147ИН (с учетом последующих изменений и дополнений).
Предмет договора
Статья 801 Гражданского кодекса содержит следующее определение:
«По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой».
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено также осуществление прочих необходимых для доставки груза операций: получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Является ли договор транспортной экспедиции посредническим?
Для организации бухгалтерского и налогового учета у экспедитора принципиальным является вопрос, относится ли договор транспортной экспедиции к посредническим.
От ответа на этот вопрос зависит исчисление НДС и налога на прибыль.
Статьей 4 Закона «О налоге на добавленную стоимость» установлено, что «при осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов».
Статьями 2 и 5 Закона «О налоге на прибыль» установлено, что налог на прибыль по прибыли, полученной от посреднической деятельности («от посреднических операций и сделок»), подлежит исчислению по ставкам, установленным в данном субъекте Федерации (13% — в федеральный бюджет, до 30% в бюджет субъекта Федерации).
Так относится ли транспортная экспедиция к «посредническим услугам»?
Гражданское право не выделяет посреднические сделки в самостоятельную группу сделок, из-за чего, собственно говоря, и происходят конфликты по вопросам квалификации сделок для целей налогообложения. Вместе с тем отличительной характерной чертой посреднической деятельности является ее осуществление по поручению и за счет другой стороны. Например, деятельность по договору поручения поверенный осуществляет от имени доверителя, а по договору комиссии комиссионер по поручению комитента осуществляет деятельность от своего имени.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
«Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик», принятыми и утратившими силу в связи с принятием второй части ГК РФ, было четко определено, что договор транспортной экспедиции, являвшийся разновидностью договора перевозки, является посредническим. Статьей 105 «Основ...» были определены все признаки посреднической деятельности, осуществляемой экспедитором по договору транспортной экспедиции:
«По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет отправителя груза заключить от его или своего имени один или несколько договоров перевозки груза и выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции дополнительных услуг, связанных с перевозкой».
В этой же статье подчеркнуто, что в случае, если экспедитор по, договору транспортной экспедиции действует от имени отправителя, то к отношениям по договору применяются правила, регулирующие договор поручения; если же экспедитор по договору действует от своего имени, то к отношениям по договору применяются правила, регулирующие договор комиссии.
Вступившая в силу вторая часть ГК РФ выделила договор транспортной экспедиции из разновидности договора перевозки в самостоятельный вид договорных отношений. Однако в статье 801 ГК РФ отсутствует прямое указание на то, что к договору транспортной экспедиции применяются правила, установленные для договоров поручения и комиссии, но при этом указание на то, что экспедитор выполняет услуги «за вознаграждение и за счет другой стороны», дает веские основания отнести транспортную экспедицию к посреднической деятельности.
Вместе с тем следует руководствоваться формулировкой предмета конкретного договора: если экспедитор выполняет перевозки самостоятельно, данный вид сделки скорее всего ближе к договору перевозки или возмездного оказания услуг; если же экспедитор лишь организует перевозки, то очевидно, что он выступает лишь посредником между клиентом и перевозчиком.
Таким образом, можно констатировать, что в тех случаях, когда экспедитор по договору обязуется организовать выполнение услуг (т.е. выступает как явный посредник), договор транспортной экспедиции является посредническим, при осуществлении которого облагаемым НДС оборотом у экспедитора является лишь сумма дохода, полученного в виде вознаграждения.
Однако в тех случаях, когда экспедитор обязуется выполнить услуги самостоятельно, ни о какой посреднической сделке говорить не приходится.
Обязанности сторон
Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором.
Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.
Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. При этом возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Согласно статье 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.
По общему правилу договор транспортной экспедиции является возмездным, предполагающим платность за оказанные услуги со стороны клиента. Размер платы устанавливается сторонами и во избежание убыточных сделок у экспедитора должен покрывать все его издержки, связанные с исполнением договора. Однако, поскольку договор транспортной экспедиции является посредническим, в договоре необходимо четко отделить сумму посреднического вознаграждения, являющуюся собственной выручкой экспедитора, от сумм, переданных ему клиентом для оплаты целевых расходов.
Какие суммы дохода экспедитора облагаются НДС при осуществлении посреднической деятельности?
С одной стороны, как уже отмечалось, статьей 4 Закона «О налоге на добавленную стоимость» установлено, что «при осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов».
С другой стороны, этой же статьей определено, что «у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручениям, облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость».
Отметим два существенных момента:
Во-первых, указанный исключительный порядок налогообложения установлен только для торговых операций, связанных с «продажей и перепродажей товаров», при этом о других посреднических действиях, объектом которых являются работы или услуги, не говорится ни слова;
Во-вторых, из всех существующих видов посреднических сделок законодатель прямо предусмотрел особый порядок налогообложения только для двух комиссии и поручения, ничего не сказав о других видах посреднических сделок.
При осуществлении посреднической деятельности облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов. Исключительный порядок исчисления НДС законодательно установлен лишь для продажи (перепродажи) товаров по договорам комиссии и поручения.
Таким образом, у посреднической организации, работающей по договору транспортной экспедиции, оборотом, облагаемым НДС, является только сумма дохода, полученная в виде вознаграждения.
При этом, как подчеркнуто в письме Минфина России № 040310, «суммы авансовых платежей, поступившие на расчетный счет транспортно-экспедиторских организаций в счет предстоящего выполнения экспедиторских услуг, облагаются налогом на добавленную стоимость только в части их вознаграждения».
Порядок составления счетов-фактур транспортно-экспедиторскими организациями разъяснен в письме Минфина России № 040311:
«Учитывая, что по договору транспортной экспедиции расчеты за предоставленные транспортные услуги и связанные с этим работы осуществляются через Счета транспортно-экспедиторских организаций, у которых оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, является сумма дохода, полученная в виде вознаграждения, счет-фактура клиенту — грузоотправителю или грузополучателю составляется транспортно-экспедиторской организацией.
Счет-фактура типовой формы составляется на сумму, уплаченную организациям, осуществляющим транспортировку и связанные с этим работы, и сумму дохода, полученную в виде вознаграждения (платы) за оказание услуг, определенных договором экспедиции.
Счета-фактуры, полученные от организаций, осуществляющих транспортировку и связанные с этим работы, хранятся в журнале учета получаемых счетов-фактур, но в книге покупок у транспортно-экспедиторских организаций не регистрируются.
Счета-фактуры, составленные транспортно-экспедиторскими организациями, регистрируются в книге продаж только в части полученного дохода (вознаграждения), являющегося оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость у этих организаций. При этом в графах 4, 5а, 56 книги продаж указываются соответственно: сумма дохода (вознаграждения), включая НДС, сумма дохода без НДС и сумма НДС».
К сожалению, на практике налоговые органы подчас не делают различий между договорами на оказание услуг (или договорами перевозки) и договорами транспортной экспедиции, заставляя экспедитора включать в облагаемый НДС оборот не только сумму своего вознаграждения, но и все суммы, полученные от клиента для выполнения посреднических функций. Выполнение этого требования налоговых органов приводит к тому, что в случае, если экспедитор осуществляет по поручению клиента платежи в адрес организаций, освобожденных от НДС (например, таможенные платежи), то посредник вынужден искусственно завышать договорную калькуляцию на суммы НДС, которые фактически начисляются на таможенные платежи!
Тем не менее, поскольку деятельность экспедитора по договору транспортной экспедиции, с одной стороны, является посреднической, а с другой стороны, не связана с продажей, перепродажей и закупкой товаров, а связана с организацией и обеспечением транспортных перевозок этих товаров (т.е. с услугами), облагаются НДС только суммы посреднического вознаграждения, составляющего собственную выручку экспедитора.
Бухгалтерский учет
Рассмотрим порядок отражения операций по договорам транспортной экспедиции на условном примере. Клиент перечисляет экспедитору определенную сумму денег для выполнения комплекса транспортно-экспедиционных услуг: оплата фрахта транспортного средства, оплата погрузки и разгрузки, оплата таможенных платежей и др. При этом в эту же сумму включается и посредническое вознаграждение экспедитора.
Предположим, что в соответствии с договором, заключенном между клиентом и экспедитором, общая сумма, перечисленная клиентом экспедитору, составляет 300 руб., при этом посредническое вознаграждение экспедитора по договору транспортной экспедиции составляет 12 руб., включая НДС в сумме 2 руб.
Учет у клиента
Договор транспортной экспедиции может быть связан как с перевозкой грузов, которые являются товарами, реализуемыми клиентом, так и с перевозкой грузов, которые приобретаются клиентом в собственность. В зависимости от этого все затраты клиента по договору транспортной экспедиции могут отражаться либо в качестве издержек производства и обращения в случае реализации продукции, что составляет основную предпринимательскую деятельность клиента, — Дт 44 «Издержки обращения» (43 «Коммерческие расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.п.) Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», либо в качестве транспортных и посреднических расходов, связанных с реализацией объектов основных фондов и прочего имущества — Дт 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» (48 «Реализация прочих активов») Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», либо включаться в первоначальную стоимость приобретаемого имущества в случае приобретения имущества, которое является предметом договора транспортной экспедиции Дт 07 «Оборудование к установке» (08 «Капитальные вложения», 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и т.п.) Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Правомерность включения расходов по оплате транспортно-экспедиционных услуг в издержки производства и обращения у клиентов прямо предусмотрена рядом нормативных документов, регламентирующих отраслевые особенности состава затрат: пунктом 2.2 «Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания», утвержденных Минфином России и Комитетом Российской Федерации по торговле № 1550/322 (доведены до сведения налоговых органов письмом Госналогслужбы России № ЮБ617/256), предусмотрено, что в статью «Транспортные расходы» в том числе включается и «оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие услуги» пунктом 2.2 «Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятия потребительской кооперации», утвержденных Центросоюзом Российской Федерации № ЦСЦ27 (по согласованию с Минфином России с учетом последующих изменений и дополнений), предусмотрено, что в статью «Транспортные расходы» в том числе включается и «оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки, экспедирование грузов, перегон подвижного состава, надбавки к тарифам, оплату погрузочно-разгрузочных работ, сборы за услуги, связанные с перевозками» пунктом 2.9 «Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ», утвержденных Министерством строительства Российской Федерации № БЕ11260/7 (по согласованию с Минэкономики и Минфином России; доведены до сведения письмом Минфина России № 2), предусмотрено, в состав расходов на доставку материальных ресурсов до при объектного склада включаются в том числе и расходы на «сопровождение (экспедирование) грузов». Однако эти расходы не списываются сразу на себестоимость, а формируют цену приобретения материалов и включаются в статью «Материалы». По мере отпуска материалов в строительство стоимость материалов списывается на себестоимость в оценке, включающей покупную цену, а также расходы по погрузке, доставке, экспедированию, разгрузке и т.п.
Таким образом, бухгалтерский учет у клиента будет выглядеть следующим образом:
- перечисление денежных средств — Дт 61 «Расчеты по авансам выданным» Кт 51 «Расчетный счет» 300 руб.;
- зачет суммы ранее выданного аванса после выполнения договора транспортной экспедиции Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — Кт 61 «Расчеты по авансам выданным» — 300 руб.;
- включение уплаченного посреднического вознаграждения в издержки производства и обращения, или в счета учета реализации имущества, или в счета учета приобретенного имущества Дт счетов учета издержек производства и обращения, или расходов по прочей реализации, или учета имущества Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами) 10 руб.;
- выделение суммы НДС по посредническому вознаграждению на основании счета-фактуры, оформленного экспедитором, расчетных документов и акта сдачи-приемки — Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разними дебиторами и кредиторами») 2 руб.;
- отражение затрат, связанных с исполнением договора транспортной экспедиции:
- включение уплаченных сумм в издержки производства и обращения, или в счета учета реализации, или в счета учета приобретенного имущества Дт счетов учета издержек производства и обращения, или расходов по прочей реализации, или учета имущества Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») 240 руб.;
- выделение суммы НДС по затратам на основании счетов-фактур, оформленных экспедитором - Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») 48 руб.
Учет у экспедитора
Экспедитор, фактически получив от клиента денежные средства, отражает их в качестве полученного аванса:
Дт 51 «Расчетный счет». — Кт 64 «Расчеты по авансам полученным» 300 руб.
При этом в установленном порядке экспедитор выделяет сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, только с суммы своего вознаграждения, размер которого установлен в договоре транспортной экспедиции:
Дт 64 «Расчеты по авансам полученным» — Кт 68 «Расчеты с бюджетом»/субсчет «Расчеты по НДС» 2 руб.
Дальнейший бухгалтерский учет будет выглядеть следующим образом:
- перечисление денежных средств по целевому назначению согласно условиям договора транспортной экспедиции Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (61 «Расчеты по авансам выданным», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») Кт 51 «Расчетный счет» — на сумму 288 руб.;
- зачет суммы полученного аванса в счет расчетов по оплате целевых расходов Дт 64 «Расчеты по авансам полученным» — Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (61 «Расчеты по авансам выданным», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») 288 руб.;
- зачет суммы полученного аванса в счет собственной выручки экспедитора:
- восстановление суммы НДС в полученном авансе Дт 68 «Расчеты с бюджетом»/субсчет «Расчеты по НДС» Кт 64 «Расчеты по авансам полученным» 2 руб.;
- зачет суммы ранее полученного аванса в счет расчетов по реализации посреднических услуг Дт 64 «Расчеты по авансам полученным» — Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 12 руб.;
- отражение в качестве выручки суммы посреднического вознаграждения, составляющего собственную выручку экспедитора, в сумме 12 руб., включая НДС в сумме 2 руб. Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» на сумму 12 руб.;
- выделение НДС с суммы посреднического вознаграждения Дт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» Кт 68 «Расчеты с бюджетом»/субсчет «Расчеты по НДС» на сумму 2 руб.;
- начисление налога на пользователей автомобильных дорог — Дт 26 «Общехозяйственные расходы» Кт 67 «Расчеты по внебюджетным платежам» на сумму 0,25 руб.;
- списание собственных издержек экспедитора — Дт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» Кт 26 «Общехозяйственные расходы» на сумму 3 руб.;
- определение прибыли от посреднической сделки Дт 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» Кт 80 «Прибыли и убытки» на сумму 7 руб.;
- начисление налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы — Дт 80 «Прибыли и убытки» Кт 68 «Расчеты с бюджетом» на сумму 0,15 руб. Следует подчеркнуть, что прибыль, полученная от посреднических сделок (в том числе и по договорам транспортной экспедиции), облагается налогом на прибыль по повышенной ставке (до 43% вместо 35%).
Поскольку экспортируемые услуги, в том числе и «услуги по экспедированию», в соответствии с пунктом 14 Инструкции «О порядке исчисления НДС» освобождаются от НДС, существенным является вопрос: «Когда транспортно-экспедиционные услуги являются экспортируемыми?»
Ответ на этот вопрос можно найти в письме Госналогслужбы России № 05409/19, в котором констатируется, что льгота по НДС может быть предоставлена «только реальному экспортеру транспортных услуг при наличии прямых контрактов с иностранным партнером на оказание этой транспортной услуги и других документов, подтверждающих факт сделки». В этом же письме разъясняется, что для целей налогообложения услуга может считаться экспортированной только в том случае, если такая услуга фактически осуществляется (потребляется) за пределами границ Российской Федерации (стран СНГ). Поэтому, если экспедитор резидент Российской Федерации оказывает услугу другому российскому юридическому лицу, такого рода услуга не является для экспедитора экспортной и в этой связи подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке.
В пункте 14 Инструкции «О порядке исчисления НДС» разъяснено, что экспортируемыми являются услуги по экспедированию только «при наличии у российских налогоплательщиков прямых договоров с иностранными лицами или международных транспортных соглашений на осуществление транзита груза, а также соответствующих платежных документов на оплату этих услуг иностранными лицами и отметок таможенных органов о фактическом ввозе и вывозе указанных транзитных грузов».
Договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме.
При этом если экспедитор выполняет свои обязанности по договору от имени клиента, клиент должен выдать экспедитору соответствующую доверенность, необходимую для выполнения обязательств по договору.
Экспедитор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору, однако если экспедитор докажет, что нарушение им обязательств вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
В тех случаях, когда экспедиторские услуги оказываются непосредственно населению за наличный расчет, возможно использование вместо контрольно-кассовых машин бланков документов строгой отчетности. Письмом Минфина России № 16003033 утверждена форма БО3 в том числе и для транспортно-экспедиторских услуг (код услуги 018200). При этом следует иметь в виду, что письмом Госналогслужбы России № ЮУ4 14/29н разъяснено, что утвержденные Минфином России формы бланков документов строгой отчетности «содержат все необходимые реквизиты для оформления всего комплекса транспортно-экспедиционных услуг», поэтому «налоговые органы не вправе предъявлять дополнительные требования по документальному оформлению услуг, оказываемых населению транс-агентствами». Ранее образцы этих бланков были доведены до сведения налоговых органов письмом Госналогслужбы России № НИ614/320.
Грищенко считал, что все в жизни временно и все, чем мы располагаем в этом мире, по существу, находится у нас во временном пользовании. Володя был очень смущен, когда восемь младших полицейских во главе с Грищенко подали ему заявление: «Просим выдать во временное пользование по одному фунту постного масла из камеры вещественных доказательств».
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам. После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу. Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу. Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло. -так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?
Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.
Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?