Сложность механизма мотивации вытекает из того факта, что психика имеет несколько этажей отражения. Каждый этаж влияет на мотивацию по-разному.
На этаже непосредственных впечатлений мотивация очень проста.
Привлекает все новое, яркое, блестящее, движущееся, хорошо пахнущее и приятное на ощупь (танцовщица стриптиза).
Новизна привлекает внимание, и лимбическая система пытается переключиться на ее достижение. Но не тут-то было!
Цели фиксируются лобными долями, а они ждут резолюций от других этажей психики.
А следующие этажи психики — этажи интерпретации — уже начали свою работу и выдают рекомендации: «Это нельзя! Это аморально! Это противозаконно! Да и дорого!» Здесь срабатывает автоматическая классификация ситуации. Этот процесс протекает очень быстро и бессознательно.
Типовые стимулы вызывают типовые реакции. Человек автоматически переключается на привычное реагирование. И закрепляется та цель, которая уже многократно и привычно достигалась: пойти выпить и пожаловаться на свою никчемную жизнь.
А вот на этаже сознательного обдумывания мотивация выглядит в виде мечтаний, планов, желаний. «А если бы я был президентом! Или тренером сборной по футболу! Пойти, что ли, выпить с горя?»
Получается: хотел тренировать танцовщицу, а в результате спит под забором.
Часто психологи в таком случае говорят о «борьбе мотивов». Это неправильное объяснение ситуации. Борьба мотивов происходит только на сознательном уровне. И, как правило, тогда, когда мотивация уже закрепилась в лобных долях и человек настроен на достижение цели, которая не нравится сознанию.
А в данном случае это борьба этажей отражения за влияние на «Я». И кто получит это влияние, узнать не так просто. Голод или жажду легко игнорировать, пока эти чувства слабы. Но по мере усиления они полностью подчиняют себе сознание.
Бороться с организмом бесполезно. Но и привычки и стереотипы так просто не поменяешь. Какова должна быть жажда, чтобы человек начал пить из лужи?
Как из множества целей выбираются те, которые становятся мотивами? Это происходит путем отбора целей на всех этажах отражения. Для того чтобы цель стала мотивом, нужно, чтобы она была привлекательной со всех сторон.