Независимо от формы собственности и численности персонала на каждом предприятии должна действовать своя система охраны труда, под которой понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающий в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные меры воздействия.
В соответствии с условиями трудового договора работник должен надлежащим образом выполнять возложенные на него обязанности. В свою очередь, работодателю необходимо полностью обеспечить его средствами, которые нужны для выполнения предусмотренных договором работ, а также обеспечить безопасность нахождения на рабочем месте. Условия труда, та обстановка, в которой приходится трудиться работнику, не должна оказывать на него негативное влияние, как в физическом, так и моральном плане. Следить за этим должен работодатель, эту обязанность трудовое законодательство полностью возлагает на него. Способы и методы воплощения данного условия в жизнь действующим законодательством предусмотрены, изобретать ничего нового не придется.
Требования охраны труда
Обязанность по обеспечению безопасных условий труда полностью возложена на работодателя. Работы и услуги, которые предоставляет его организация населению, другим юридическим лицам, приносят прибыль прежде всего ему. Работник за выполнение условий трудового договора получает только зарплату. Конечно, не все организации одинаковы, встречаются и такие, которые с регулярным постоянством выплачивают своим сотрудникам премии, но это встречается не всегда и не везде.
Государство заботится о сотрудниках всех организаций (независимо от формы собственности), и выражается это прежде всего в разработке нормативной базы, которая устанавливает правила, процедуры, критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения всеми без исключения как юридическими, так и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В связи с тем что с каждым годом внедряются новые технологии развития производства, вследствие чего появляется и новое оборудование, при помощи которого идет разработка и освоение, казалось бы, ранее совершенно недоступных областей и сфер человеческой жизни, в нормативную базу, касающуюся обеспечения техники безопасности на производстве, часто вносятся различные изменения.
Но основополагающие требования, установленные трудовым законодательством, неизменны. В соответствии с этими требованиями работодатель обязан обеспечить:
• безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
• применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
• соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
• режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
• приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
• недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
• организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
• в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
• недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
• информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
• предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
• расследование и учет в установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
• беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами сроки;
• обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• ознакомление работников с требованиями охраны труда;
• разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
• наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Следует сразу отметить и такой момент. Нормативная база, регулирующая правила техники безопасности — огромна. В каждой сфере и профессии есть свои нюансы. Поэтому естественно и то, что трудовое законодательство содержит только основные правила и требования, которые применимы к любому виду деятельности организации, например обеспечение пожарной безопасности.
Тем не менее ни одного конкретного правила, связанного с этим требованием, в Трудовом кодексе РФ вы не обнаружите, поскольку есть специальный перечень нормативных актов, которые регулируют данную сферу: Федеральный закон № 69ФЗ «О пожарной безопасности»; Правила пожарной безопасности 0103 (ППБ 0103); Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 11003); Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104 03). Это лишь малая часть всех документов, но именно здесь вы найдете большинство ответов на свои вопросы.
Ошибочно утверждать, что только работодатель несет ответственность за технику безопасности в организации. На работника в этой области тоже возложены определенные обязанности.
Так, в соответствии со статьей 214 ТК РФ работник должен:
• соблюдать требования охраны труда;
• правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
• проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
• немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
• проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Соблюдать вышеприведенные требования должен каждый работник без исключения. Согласитесь, несправедливым бы было привлечение к ответственности работодателя, который полностью выполнил все требования законодательства: проинструктировал сотрудника о том, как нужно вести себя на строящемся объекте, выдал спецодежду. Не смотря на это, работник, проигнорировав требования закона и работодателя, понадеявшись на свою ловкость и умение, подошел очень близко к краю, не удержался на скользкой мокрой поверхности и упал со второго этажа. При проведении расследования будет установлено, что с пострадавшим сотрудником был проведен вводный инструктаж, данный факт подтверждается его подписью, все документы в порядке, поэтому и оснований для привлечения к ответственности работодателя в данном случае не имеется. Чтобы не оказаться в подобной ситуации не стоит пренебрегать тем, что вы должны получить по закону: будь то какие-то материальные блага или информация (сведения), которая в дальнейшем может спасти жизнь.
Организация охраны труда
В соответствии с Трудовым кодексом РФ соблюдение требований охраны труда является обязанностью работодателя. Несмотря на это, многие предприятия, особенно те, которые относятся к частным (например, общества с ограниченной ответственностью — ООО), вопросам охраны труда не уделяют должного внимания. В связи с этим в последнее время вышел ряд законодательных и нормативных актов, более жестко регламентирующих данную сферу трудовых отношений: поправки в Трудовой кодекс РФ; Закон г. Москвы «Об охране труда в городе Москве»; приказ Минздравсоцразвития России № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», а также новые межотраслевые нормы и правила в сфере охраны труда.
Государственное управление охраной труда непосредственно осуществляется Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом исполнительной власти. В нашей стране таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных и других нормативных актов, а также требований, которые предъявляются к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантий здоровья и безопасных условий труда. Нормы, правила и другие нормативные правовые документы по охране труда, утвержденные государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на всей территории России всеми министерствами и ведомствами, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы деятельности и ведомственной подчиненности. Федеральные органы, осуществляющие отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны принимаемые ими решения и иную свою деятельность по охране труда согласовывать с Минздравсоцразвития России.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти в пределах представленных им полномочий. Такими органами являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. Данные органы также наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде.
Для того чтобы установить, соответствуют ли условия труда установленным стандартам проводится государственная экспертиза условий труда, которая осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
• качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
• правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
• соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
• фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
• в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
• запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
• проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
• составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
• обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
• обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Для предотвращения возникновения несчастных случаев в каждой организации должна быть создана своя служба охраны труда. В данном случае все зависит от численности рабочих предприятия. Если организация осуществляет производственную деятельность и количество работников превышает 50 человек, служба охраны труда должна быть создана в обязательном порядке или введена должность специалиста по охране туда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Выполнять все функции по охране труда может и стороння организация, с которой заключается гражданско-правовой договор на оказание услуг. К таким организациям предъявляется особые требования, которые касаются их аккредитации. Аккредитация (от лат. accredo, «доверять») — процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту. Иными словами, право организации, оказывающей те или иные услуги, должно быть подтверждено, гарантией такого подтверждения и является аккредитация.
В том случае, если в организации трудится менее 50 человек решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности принимается работодателем. Если он примет отрицательное решение по данному вопросу, значит функции специалиста по охране груда работодатель будет осуществлять лично.
Как по инициативе работодателя, так и по инициативе работников в организации могут быть созданы комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Права работников в области охраны труда
Каждый работник независимо от возраста, профессии, материального положения имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
На законодательном уровне это закреплено в статье 214 ТК РФ, согласно которой каждый работник имеет право на:
• рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
• получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
• отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
• обеспечение средствами индивидуальной и коллективной зашиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
• обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
• профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
• запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
• обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
• личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
• внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
• компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Государство гарантирует всем работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Выражается это в том, что права работника при несоблюдении работодателем требований техники безопасности защищены на законодательном уровне. Так, в соответствии со статьей 220 ТК РФ на время остановки работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ и иными федеральными законами.
Работодатель обязан оплатить время простоя и в случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты. Не выполнив требование нормы статьи 221 ТК РФ, работодатель не вправе требовать от работника исполнения трудовых обязанностей, приостановление трудовой деятельности последним будет вполне закономерно. Ранее упоминалось, что работодатель не может требовать от работника выполнения работ, не предусмотренных трудовых договором (ст. 60 ТК РФ). Статья 221 ТК РФ носит уточняющий характер, в ней говорится о том, что за отказ выполнения работ, не предусмотренных трудовым договором, работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, так как в данном случае отказ будет вполне законным.
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований норм охраны труда в целях предупреждения и устранения нарушений в этой области осуществляет трудовая инспекция, сотрудники которой устанавливают ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда.
Уделяет внимание законодатель также правам работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Перечень тяжелых работ, а также работ с вредными и опасными условиями труда, установлен постановлением Правительства РФ № 162. Данный перечень весьма обширен, в его состав входит 456 профессий. Особо следует обратить внимание на то, что заниматься этими работами женщинам строго запрещено.
Таким сотрудникам работодатель обязан бесплатно выдавать сертифицированную специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель вправе самостоятельно, исходя из своего финансового состояния, устанавливать правила бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Немаловажным является и то, что получить все средства индивидуальной защиты работник должен своевременно, отвечает за это работодатель. Кроме того, последний за счет своих средств также обязан обеспечить хранение, стирку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.
С внешними средствами защиты все понятно, теперь разберемся с внутренними, к которым действующее законодательство относит питание. Наверняка, многим известна фраза — «молоко за вредность надо давать». Каждый понимает это выражение по-своему, тем не менее возникло оно не на пустом месте. Статья 222 ТК РФ предусматривает, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания устанавливаются в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ № 168.
Кроме всего вышеперечисленного, работодатель обязан надлежащим образом обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.
В этих целях по установленным нормам должны быть:
• оборудованы санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;
• организованы специальные санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, за счет собственных средств или своим транспортом организовать перевозку пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям;
• установлены аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
При приеме на работу в любую организацию работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда. Для получения знаний и полномочий, дающих право проводить инструктаж и обучение по технике безопасности, необходимо пройти обучение в специальных учебных заведениях, имеющих лицензию на такого рода обучение. В конце обучения предстоит сдать экзамен.
В организациях, которые не занимаются производственной деятельностью, тоже нужно проводить инструктаж по технике безопасности. В современных условиях появилось много техники, которую раньше на рабочем месте нельзя было встретить: электрочайники, микроволновые печи, кофеварки, компьютеры, без которых теперь сложно обойтись. Все эти полезные и, казалось бы, нужные вещи моментально могут превратиться в угрозу не только для вашего здоровья, но и жизни. Поэтому даже в таких организациях, где работают три человека, работодатель обязан провести вводный инструктаж по технике безопасности при поступлении на работу.
Более жесткие рамки установлены для работников, которые поступают на работу с вредными и опасными условиями труда. Работодатель обязан обеспечить обучение таких лиц не только при поступлении на работу, но и в процессе работы. Причем изначально такие работники после обучения должны пройти стажировку и сдать экзамен.
Несчастные случаи на производстве
Несчастный случай — это телесные повреждения или смерть, причиной которых явилось неожиданное стечение обстоятельств. Типичными примерами несчастного случая являются попадание под машину, пожар, падение на ровном месте, падение с высоты, падение в яму, поражение электрическим током, неосторожное обращение с электропилой, с взрывчатыми материалами, производственные травмы.
Если с работником при исполнении им трудовых обязанностей произошел несчастный случай, в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ он подлежит обязательному расследованию.
К лицам, участвующим в производственной деятельности организации, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:
• работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;
• студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику;
• лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
• лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
• лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;
• члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
Расследованию как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
• в течение рабочего времени на территории работодателя, либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
• при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
• при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
• при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
• при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
• при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Если на предприятии произошел несчастный случай, работодатель или его представитель обязан:
• немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
• принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
• сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
• немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в статье 228.1 ТК РФ, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом — также родственников пострадавшего;
• принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель или его представитель в течение суток обязан направить извещение по установленной форме:
• в соответствующую государственную инспекцию труда;
• в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
• в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
• работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
• в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
• в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Для расследования несчастного случая работодатель незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лида, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.
Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем, с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.
Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо, имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.
По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
При расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.
По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:
• выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов экспертов;
• фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
• предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Материалы расследования несчастного случая включают:
• приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
• планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости — фото и видеоматериалы;
• документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
• выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
• протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
• экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
• медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
• копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
• выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
• другие документы по усмотрению комиссии.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:
• смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
• смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
• несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия устанавливает степень вины застрахованного в процентах.
Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая независимо от его срока давности.
Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае составляется на каждого пострадавшего отдельно.
При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
В акте должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью.
Работодатель в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию.
Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта и копии материалов расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
При несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности (ч. 5 ст. 229 ТК РФ), работодатель (его представитель), у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем, осуществляющим в соответствии с решением комиссии его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.
Один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае.
Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай. Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу; а при страховом случае — также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом — лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем решений государственного инспектора труда.
Приходит отец домой, а его ребенок плачет. Отец спрашивает ребенка: - Почему ты плачешь? Отвечает ему ребенок: - Почему ты мне папа, а я не сын тебе? Кто же это плакал?