Научное определение должности состоит в том, что часть организационной структуры органа, обособленную и закрепленную в официальных документах, с соответствующей частью компетенции органа, предоставленной лицу – служащему в целях ее практического осуществления.
Должность – понятие, которое служит связующим звеном между организацией государственной службы и деятельностью человека.
У должности два аспекта:
1 – организационный,
2 – функциональный.
Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. На практике различаются формальный (служебный, должностной) и неформальный (персональный, личностный) статус служащего.
Установление должности означает закрепление её точного наименования, положения в системе организации, основных функций, способа замещения и требований к лицу, которое может замещать должность.
Должности в государственном аппарате подразделяются на государственные должности и должности государственной службы. Государственные должности устанавливаются в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государства и его органов. Должности государственной гражданской службы устанавливаются штатным расписанием государственных органов в соответствии с реестрами должностей государственной гражданской службы для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности.
В зависимости от вида службы должности государственной службы подразделяются на следующие виды:
1) должности федеральной государственной гражданской службы;
2) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
3) воинские должности;
4) должности правоохранительной службы.
В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы. Так, должности гражданской службы, в соответствии со ст. 9 ФЗ о государственной гражданской службе подразделяются на категории и группы.
К категориям относятся:
- руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений;
- помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий;
- специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые;
- обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.
Должности гражданской службы подразделяются на группы в рамках категорий:
1) «руководители», «помощники (советники)» подразделяются на высшие, главные, ведущие;
2) «специалисты» подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие;
3) «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главные, ведущие, старшие, младшие.
Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с группой замещаемой должности, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины. Служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Все должности государственной службы содержатся в Сводном реестре должностей государственной службы Российской Федерации.
В него включаются федеральные перечни должностей, утверждаемые Президентом РФ:
а) перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;
б) перечни типовых воинских должностей;
в) перечни типовых должностей правоохранительной службы.
В субъектах Федерации законом или иным нормативным правовым актом утверждается реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Кадровикам необходимо знать, как заполняются записи в трудовой книжке. Всю информацию о работе необходимо вносить в раздел «Сведения о работе», столбец номер три. Наименование организации пишется в качестве заголовка. Следующей строкой в первом столбце проставляется порядковый номер, во второй графе – дата приема на работу.
В третью графу записывается вся информация о работе:
• должность,
• структурное подразделение,
• разряд или квалификация, если они есть.
В том случае, когда компания очень большая, целесообразнее более подробно указать отдел или цех, куда устроен работник. Это поможет избежать путаницы в будущем. В четвертом столбце указываются реквизиты документа, согласно которому осуществляется прием, а также его название. Важным нюансом является тот факт, что название должности должно полностью соответствовать штатному расписанию компании.
Если должность, на которую принимали работника по трудовому договору, была переименована, то необходимо внести изменения в штатную сетку. В первой графе указывается порядковый номер, во второй – дата изменения должности. В третьем столбце запись имеет приблизительно такой вид: «Должность … переименована в должность …». В четвертой графе указываются название и реквизиты документа, который подтверждает переименование.
Все изменения штатного расписания, если они есть, должны доводиться до сведения работника и вноситься в трудовую книжку. Также нужно указывать документ, который подтверждает правомерность исправлений. Все дополнения, которые касаются категории или разряда, также вносятся в трудовую.
Сотрудники кадровой службы должны четко понимать, что является переводом: работник выполняет обязанности на другой должности и согласно другой профессии. Если работник переходит в другую организацию на такую же должность – это тоже считается переводом.
С любым переводом необходимо ознакомить работника и получить его согласие. Оно не требуется только в том случае, когда условия труда не меняются, работа не несет угрозу жизни и не вредит здоровью.
Запись в трудовую книжку о временном переводе на другую должность не делается, отображаются переводы только на постоянной основе. Если организация нуждается в работнике на определенный период времени, заключается гражданско-правовой договор или срочный контракт.
Все работы по совместительству, которые выполняет сотрудник, могут быть зафиксированы в трудовой книжке по его желанию. Запись осуществляется по основному месту работы, необходимо предъявить подтверждающий документ.
В первом столбце ставится номер по порядку, во втором – дата первого рабочего дня в роли совместителя. В третье графе нужно указать название должности по совместительству, указать, где проводились данные работы, при необходимости – обозначить разряд или квалификацию. В четвертом столбце нужно написать, на основании какого документа проводились работы по совместительству, указать его номер и дату.
В том случае, когда переименовывается название организации, запись в трудовой книжке должна иметь такой вид: «С такого-то числа организация … переименована в …». В следующей графе обязательно указываются название и реквизиты документа, который это подтверждает.
Все данные о награждениях работника фиксируются в трудовой книжке. В разделе «Сведения о награждениях» в третьем столбце пишется полное название организации в виде заголовка. В первом столбце указывается номер по порядку, во втором – дата награждения. В третьем столбце необходимо описать, за что, кем и как награжден работник, обязательно указать, какая награда была вручена. В четвертом столбце указать название, номер и дату документов, которые подтверждают награждение.
Факт увольнения работника должен быть зафиксирован в трудовой книжке. Производится он по аналогии с приемом на работу. В первом столбце ставится порядковый номер, во втором – дата увольнения. В третьем столбце описываются причины увольнения. В четвертом указывается вся информация о документе, на основании которого делается запись.
Если дополнительным соглашением или законом не предусмотрена иная ситуация, то датой расторжения трудового контракта является последний день, когда сотрудник выполнял свои обязанности.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ вносятся такие данные:
• Прием на работу, должность;
• Перевод на постоянное место работы;
• увольнение;
• поощрения;
• повышение квалификации;
• служба в армии, МЧС, МВД.
Внутренний переход сотрудника осуществляется в пределах одного предприятия. Он, как правило, делается с целью должностного повышения работника или повышения зарплаты, связанной с изменением условий труда.
Может быть сделан на том участке работы, где непосредственно трудится человек. Но это может быть другое структурное подразделение (цех, участок, отдел), относящееся к одной организации без смены работодателя.
При этом в трудовой книжке делается очередная запись, без указания организации.
Внешний переход сотрудника в другую организацию со сменой работодателя. При этом необходимо согласование обоих руководителей и сотрудника, который переходит из одной организации в другую.
В трудовой книжке делается запись об увольнении, в связи с переводом на другое место работы по согласию работника и согласованию руководителей.
Принимающая организация делает запись о приеме на работу по переводу с согласия работника и руководителей.
При оформлении перевода работника составляется дополнительное соглашение. В нем указывается:
1. Временный или постоянный перевод.
2. С какого числа приступить к работе.
3. Название новой должности.
4. Наименование новой структурной организации, если такая будет.
5. Полный перечень новых должностных обязанностей.
6. Размер заработной платы.
7. Дополнительные условия.
В обоих экземплярах расписываются руководитель и сотрудник. В экземпляре руководителя сотрудник делает пометку о том, что второй экземпляр получен на руки и расписывается.
После подписания дополнительного соглашения руководитель организации должен написать приказ по унифицированной форме Т-5 с указанием причины перевода. Этот приказ под роспись доводится до сотрудника.
Далее он передается отделу кадров для оформления. Кадровик заполняет карточку по форме Т-2. В ней прописывается дата, новая должность, оклад или зарплата, реквизиты приказа и сотрудник расписывается. И только после этого заполняется трудовая книжка.
Если организация, где работает или будет работать человек, находится в районах Крайнего Севера или приравненных к нему, об этом обязательно должна делаться запись в трудовой книжке.
Если такой отметки не будет, то потом при выходе на пенсию и начислении пенсионного стажа возникнет много вопросов по поводу северных льгот.
Все записи делаются ручкой. Цифры пишутся арабские:
1. От последней записи отступается чистая строка.
2. Первая колонка – прописывается порядковый номер.
3. Вторая – число, месяц, год.
4. Третья - делается краткая запись о переводе сотрудника. Начинается с записи "Переведен (а)..." Если позиция относится к категории руководители специалисты, то пишем "...на должность...", если к категории работников, то не пишется. Указываем наименование должности, при необходимости наименование структурного подразделения.
5. Четвертая – слово приказ пишется без сокращений, дата и номер приказа.
Часто случается, что даже сотрудники отделов кадров путают понятия перевода и перемещения работника на другое место. Дело в том, что при перемещении согласия работника не требуется. Сотрудник просто переходит на другую работу того же предприятия. При этом он занимает прежнюю должность, без изменения квалификации, заработной платы, условий труда.
На протяжении всей своей трудовой жизни внимательно относитесь к документам, подтверждающим производственный стаж. Контролируйте каждую запись, когда происходят какие-то изменения на работе.
Трудовые функции должности
Трудовая функция работника – это совокупность норм и правил поведения в соответствии с занимаемой должностью и характером деятельности. При заключении трудового соглашения с работодателем гражданин, принимаемый на работу, обязуется выполнять вменённые ему обязанности и нести ответственность за нарушение условий сотрудничества.
Виды обязательств:
• общие;
• узкие.
Как правило, других видов нет.
К понятию «общие трудовые функции» относятся обязательства, указанные в ст. 21 ТК РФ:
1. Добросовестное исполнение профессиональных обязанностей, согласно ТД.
2. Исполнение производственного регламента и ПВТР.
3. Соблюдать нормы по ОТ и технике пожарной безопасности.
4. Действия в рамках трудовой дисциплины.
5. Аккуратность и бережность в отношении имущества организации – нанимателя.
6. Выполнение норм труда.
7. Информирование руководства о возникновении ситуаций, которые влекут опасность для окружающих сотрудников и предприятия в целом.
8. Обязанности, в рамках коллективных трудовых договоров.
Согласно ст. 57 ТК РФ, если какие-либо обязательные функции не включены в перечень по ТД, персонал не освобождается от ответственности за невыполнение этих обязательств.
При этом работодатель вправе требовать исполнения должностных функций (в рамках статьи 21 ТК РФ) и взыскивать ответственность за нарушения обязательств.
Узкие трудовые обязанности складываются, исходя из специфики предприятия и конкретной профессии. В ТД обязательно указывается название должности согласно штатному расписанию, профессии и предметно расписывается перечень трудовых обязательств.
Главное, чтобы требования в должностной инструкции находились в рамках компетенции (трудовых функций) занимаемой должности. Т. е. психолог не должен рассчитывать среднюю прибыль компании в месяц, так как это не входит в ракурс его квалификации.
Если для конкретных должностей предусмотрены льготы, социальные гарантии или ограничения, то наименование профессии в ТД должно соответствовать требованиям, указанным в регламентах (постановление 787 Правительства РФ).
Нет чёткого описания формирования структуры конкретных обязанностей согласно трудовой функции. Поэтому при составлении регламентирующих документов допустимо вносить работы, исходя из специфики деятельности организации.
Для того чтобы трудовая функция работника стала обязательной для исполнения (у конкретного работодателя), её нужно закреплять. Должны устанавливаться чёткие формулировки правил, норм, регламентов для ориентации сотрудника, понимания границ.
Необходимые условия:
1. Составление трудового договора и должностной инструкции, в которых должны стоять подписи обеих сторон – работодателя и работника.
2. Ознакомление специалиста с нормами и правилами регламентов обязан провести работодатель, заверив этот факт датой и подписью сотрудника.
3. Определение ответственности за нарушения исполнения трудовых функций.
Правильное составление должностного документа, который регламентирует обязанности работника, регулируется профстандартами Минтруда РФ. Инструкция специалиста должна быть краткой и доступной для понимания. Есть перечень требований к составлению документа.
Структура по профстандарту:
1. Общие положения.
2. Трудовые функции и обязанности работника.
3. Права исполнителя.
4. Ответственность.
5. Заключение.
Это стандартная структура. Сюда можно внести дополнительные главы и сведения.
К общему разделу относятся:
• вид и цель профдеятельности;
• наименование должности по стандарту; квалификация;
• установленные условия для допуска к работе по специальности (вид образования, уровень знаний, навыки, профстаж);
• правила и нормы выполнения обязанностей; непосредственный руководитель (кому подчиняется сотрудник).
Это стандартный набор сведений, которые прописываются в общих положениях.
Трудовые функции – это перечень первоочередных и дополнительных обязанностей (по распоряжению руководства), сроки предоставления результатов о выполненной работе. При разработке пункта используются формулировки профстандарта, специальных справочников.
Права исполнителя – в этом пункте должны содержаться права, относящиеся к профессиональной деятельности. Структура раздела составляется индивидуально в зависимости от особенностей и специфики предприятия, задач развития.
Например: «Психолог имеет право запрашивать информацию у руководителей отделов, у линейных сотрудников в рамках своей деятельности». Не нужно в пункте «права исполнителей» прописывать информацию о праве на ежегодный оплачиваемый отпуск или больничный (это прописывается в трудовом договоре).
В разделе «Ответственность» указывается перечень нарушений (в общих формулировках), за которые предусмотрены санкции. Следует указать сведения о штрафах, видах дисциплинарного взыскания. Обычно при составлении данного пункта информация предоставляется из стандартных правовых документов.
Заключительные положения – раздел важный, здесь указывается правовые нюансы, которые индивидуальны для разных предприятий.
Обязательно прописать:
1. Основание для составления документа (номер акта, наименование профстандарта).
2. Каким образом вносятся поправки в документ (сроки, условия).
3. Место хранения акта.
4. Условия ознакомления с документом (срок, даты, кто подписывает, в каком месте и др.).
Профстандарт регламентирует чёткие требования к профессиональным навыкам сотрудника в рамках узкого спектра, относящегося к должности. Разница с должностной инструкцией в том, что во втором случае работодатель свободен в расширении списка обязанностей, если условия согласуются с законодательством РФ.
Трудовой договор на совмещение должностей
Совмещение должностей не требует заключения нового договора. Оно предусматривает, что вместо составления трудового договора здесь заключается соглашение сторон, которое не имеет самостоятельной юридической силы.
Уже имеющийся договор является основным документом, а вновь составленное соглашение выступает приложением к основному трудовому договору, который ранее составлялся сторонами.
Начинается документ с наименования и реквизитов договора, к которому он прилагается. Обязательно указывается:
1. дата и место заключения;
2. стороны соглашения.
Здесь формулируется, что с определённого момента работник исполняет дополнительные обязанности при условии:
• с дополнительной оплатой;
• без превышения нормативов рабочего времени.
В документе можно использовать формулировку: «расширение зоны (сферы) обслуживания», если соглашение предусматривает дополнительное обслуживание числа:
1. клиентов компаний;
2. пациентов на участках или в палатах;
3. учеников или воспитанников;
4. читателей, пассажиров, покупателей и т.п.
Соглашение может заключаться на постоянной или временной основе, с указанием сроков совмещения, если подработка появилась на ограниченный срок или с указанием причины совмещения, которая выступит причиной прекращения дополнительной деятельности.
Например, если коллега:
• ушла в декретный отпуск;
• уехал в командировку или на стажировку;
• надолго оформил больничный и т.п.
В этом случае сведения о сроках будут выражаться датой возникновения и прекращения трудовых отношений.
Если освободилась постоянная вакансия, на которую оформляется лицо по совмещению должностей, то соглашение оформляется без указания сроков. В этом случае оно будет действовать до момента расторжения в двустороннем или одностороннем порядке условий соглашения.
Сроки действия документа или его бессрочный (постоянный) характер указывают во вводной части документа.
Если эти сведения не внесены, то соглашение правоспособно:
1. до прекращения ТД;
2. до сокращения основной ставки;
3. до увольнения совместителя с основной должности.
В теле документа в свободной форме вносят существенные положения:
• перечень функциональных обязанностей по дополнительной должности;
• характер труда;
• сумма доплаты за совмещение должностей.
Обязательно вносятся реквизиты и персональные данных сторон:
1. Наименование компании.
2. Форма собственности.
3. Её реквизиты.
4. В чьём лице представлена компания.
5. Ф.И.О работника и работодателя.
6. Должности руководителя и работника.
7. Подразделение и должность, подлежащая совмещению.
При составлении приказа целесообразно использовать аналогичную формулировку.
При совмещении должностей сотрудник должен владеть необходимыми компетенциями, при необходимости – соответствующим образованием.
Доплата начисляется ежемесячно, прибавляется к основному заработку, который выдаётся дважды в месяц. Начисляется из оклада, назначенного трудовым договором, в соразмерном процентном соотношении. Может устанавливаться в фиксированной сумме.
Трудовой отпуск не предусмотрен. Отпускные дни предоставляются на тех же основаниях, что и без совмещения, в соразмерном для основной должности объёме. Однако увеличение ежемесячных выплат влияет на размер отпускного пособия, которое начисляется из среднего заработка.
Продолжительность рабочего времени соответствует трудовому договору по основной должности. Однако работодатель вправе требовать надлежащего исполнения как основных, так и дополнительных обязательств, что допускает увеличение рабочего времени.
При освободившейся вакансии, на которую официально принимается уже работающий сотрудник, оформление соответствует стандартным нормам, с учётом нюансов, предусмотренных для оформления совместителей. Обязательно заключается трудовой договор на новую должность, который приобретает самостоятельную юридическую силу, в отличие от соглашения.
Этот документ может оформляться срочно или бессрочно. На постоянной основе могут приниматься сотрудники, если предшественник совместителя уволился. В этом случае договор не имеет срока действия.
Срочный ТД заключается в случаях:
• когда вакансия освободилась временно;
• если работа сезонная;
• если работа временная;
• по желанию совместителя.
Работодатели предпочитают принимать совместителей на временных условиях. Если для этого нет соответствующих причин – трудоустраивающийся может внести в заявление просьбу о принятии в соответствующую должность сроком на 1 год. По истечении года договор можно перезаключить.
Совместитель может устраиваться в должность не более, чем на полставки, что по нормам КЗОТ составляет 4 часа или меньше. Допускается режим работы, когда в определённый день, свободный от основных обязанностей, внутренний совместитель может работать до 12 часов.
Но в целом, недельная подработка не должна превышать для полставочника 20 рабочих часов. Соответственно, на четверть ставки нагрузка ещё уменьшается вполовину и не может превышать 10 часов в неделю.
Внутренний совместитель, работающий по договору обязательно должен отрабатывать дополнительное время, установленное в договоре, в свободное от основной работы время.
Отдельным положением вносятся сведения о днях отдыха – выходных днях, которые могут устанавливаться:
1. по пятидневной рабочей неделе;
2. по шестидневной рабочей неделе;
3. совпадать или не совпадать с выходными по основной работе;
4. иметь фиксированный или скользящий график.
За проработанный период назначаются дни отпуска, соразмерно установленной ставке. Например, если основная работа в должности предусматривает 2 отпускных дня в месяц, то половина ставки составит 1 день за каждый проработанный месяц, а четверть ставки – 1 день за 2 месяца.
Эти дни предоставляются вместе с основным отпуском только по усмотрению работодателя, или по желанию сотрудника – в любое время, согласованное с работодателем. По преимуществу работодатель представляет отпускную компенсацию в виде доплаты к основному отпуску.
Заработок начисляется отдельно, но выдаётся или переводится на банковскую карту вместе с основной заработной платой – два раза в месяц.
Для расчёта берётся оклад или базовая ставка, предусмотренная для совмещаемой должности.
Если она предполагает наличие доплат за характерные условия труда, или начисление премиальных выплат, то их обязательно следует:
• указать в трудовом договоре;
• начислять и выдавать в полном объёме.
Если начисляемые выплаты превышают 1 МРОТ, с них производятся налоговые удержания в стандартном объёме – 13% с суммы заработка.
При внутреннем совмещении весь пакет документации, требующийся для трудоустройства, должен находиться в личном деле сотрудника, у работодателя. В таком случае дополнительной документации можно не предоставлять.
Исключение составляют ситуации, когда новая должность предусматривает наличие дополнительных компетенций, что потребует предоставление подтверждающих документов, например:
1. диплома;
2. сертификатов и свидетельств;
3. документов о наличии разряда по специальности.
Также, если новая должность требует наличия медицинской книжки или дополнительного профосмотра, эти документы требуется представить.
Совместитель увольняется на общих основаниях, путём расторжения трудового договора о внутреннем совместительстве, в связи с нижеследующим:
• по собственному желанию;
• при сокращении численности работников или штата;
• по дисциплинарному взысканию;
• по инициативе работодателя – при приёме постоянного сотрудника.
Когда внутренний совместитель освобождается с основной должности, дополнительный ТД продолжает действовать.
Работник может:
• оставить совмещение как основной вид работы, с занесением в трудовую;
• перейти в другую организацию, оформившись внешним совместителем.
Сроки отработки и уведомления стандартные:
1. При увольнении по собственному желанию работник обязан уведомить работодателя письменно за две недели до ухода.
2. В связи с выходом на пенсию без отработки можно уволиться только по двум договорам одновременно. Если одна работа оставляется – на неё льгота утрачивается.
3. При сокращении лицо уведомляется за 2 месяца.
4. При увольнении за прогулы лицо уведомляется за 3 дня.
При сокращении льготное пособие совместителю предоставляется не более, чем в размере двух окладов, третий месяц не оплачивается.
Внутреннее совместительство оформляется вторым договором, но отличается от внешнего совместительства тем, что подработка берётся у того же работодателя. От совмещения должностей отличается оформлением самостоятельного ТД. Рабочие дни и дни отдыха, условия оплаты труда должны соответствовать нормам законодательства, установленным для занимаемой по совмещению должности.
Запись в трудовую на должность директора
В трудовом законодательстве не указаны конкретные требования, касающиеся порядка заполнения трудовых книжек наемных руководителей организаций. Назначение гендиректора на должность осуществляется на основании правового акта (решения учредителей, решения собрания участников и др.) или приказа по личному составу. По поводу указания в трудовой распорядительного документа в отношении руководителя мнения расходятся, т.к. п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда РФ № 69) говорит о возможности указания приказа или иного решения работодателя о приеме. Одни специалисты считают, что в трудовой надо указывать либо приказ, либо решение учредительного органа о назначении на должность. Другие же полагают, что следует указывать оба документа.
Несмотря на руководящее положение, директор организации является таким же работником, как и все остальные. Трудовые отношения с ним оформляются в общем порядке, и запись в трудовой книжке производится на общем для всех сотрудников основании. При заполнении документа следует руководствоваться Приложением № 1 к Постановлению Минтруда России № 69 и Постановлением Правительства РФ № 225.
При оформлении трудовой книжки генерального директора (образец будет представлен далее) необходимо придерживаться общих правил:
• все записи делать черными, фиолетовыми или синими чернилами;
• допускается использование перьевых, гелевых и шариковых ручек;
• текст каждой записи должен соответствовать документу (приказу, решению), на основании которого она была сделана;
• сокращения не допускаются;
• даты следует указывать в формате дд.мм.гггг;
• исправления и зачеркивания запрещены, если необходимо внести изменения в отношении какой-либо записи – в столбце №3 прописывают «Запись №… недействительна»; после этого указывают правильные сведения;
• записи в трудовую книжку вносятся на русском языке, а также могут дополнительно вестись на языке республики в составе РФ, если там применяется наряду с русским свой государственный язык;
• записи в трудовой книжке следует заверять подписью руководителя или лица, ответственного за ведение кадровой документации и печатью (при наличии).
Прием директора (образец записи в трудовой книжке приведен ниже) оформляется следующим образом:
• В 1-й графе указывают порядковый номер записи.
• Во 2-й графе указывают дату (число, месяц и год), с которой руководитель приступил к выполнению должностных обязанностей.
• В 3-й графе сначала прописывают наименование юридического лица (можно поставить штамп). Затем указывают сведения о приеме на работу. Запись, к примеру, может выглядеть так: «Избран на должность генерального директора» или «Принят на должность генерального директора».
• В 4-й графе прописывают реквизиты документа-основания. К примеру: «Приказ № 365-ок» или «Решение общего собрания участников ООО № 14».
Если нанятый сотрудник является внешним совместителем, эту информацию можно указать в трудовой книжке по его желанию. Запись будет выглядеть так: «Принят по совместительству на должность директора Общества с ограниченной ответственностью.
Указание документа-основания имеет свои особенности:
• в графе № 3 указывается «Назначен…» когда документом-основанием является приказ;
• в графе № 3 указывают «Избран…» когда основанием выступает решение об избрании или протокол общего собрания участников, совета директоров и т.п.
Трудовую книжку заполняет специалист, назначенный приказом руководителя (обычно, кадровик). Если в организации нет таких сотрудников, внести запись о приеме может сам руководитель или учредитель.
Изменение должности без изменения трудовой функции
Действующее законодательство оставляет фирме-нанимателю право называть должность специалиста по своему усмотрению, если выбранное наименование не влияет на необходимость предоставления сотруднику преференций и льгот. Чтобы не ошибиться, следует руководствоваться положениями Справочника, утвержденного приказом Минтруда №37.
На практике фирмы активно пользуются свободой в названии должностей. Например, кадровик в разных компаниях может называться hr-менеджером, специалистом по подбору и адаптации персонала, инспектором по кадрам и т.д.
Трудовая функция работника закрепляется в контракте, подписываемом специалистом, и штатном расписании компании. Ее изменение влечет необходимость оформления кадровых документов (приказ, допсоглашение к трудовому договору), пропорционального повышения уровня заработной платы.
Изменением трудовой функции признается следующее:
• расширение перечня функций, выполняемых специалистом;
• сужение круга решаемых задач;
• изменение отдельных обязанностей, возложенных на работника, на новые.
Любые модификации в выполняемом функционале осуществляются с письменного согласия наемного специалиста. Фирма обязана предупредить его о планируемых изменениях не позднее, чем за два месяца до их вступления в силу.
Название должности – это краткое словесное описание трудовой функции. Это позиции находятся в прямой взаимосвязи: если организация принимает в свои ряды инспектора по кадрам, на него возложат совокупность задач, предусмотренных «штаткой» для конкретной позиции. Самовольно поменять наименование вакансии на другое, например «hr-специалист», нельзя.
Как поступить предприятию, если оно не желает корректировать трудовую функцию специалиста, а хочет назвать его позицию в «штатке» более солидно или благозвучно? Закон оставляет работодателю такое право, но обязывает получить от наемного сотрудника согласие и подписать с ним допсоглашение.
С точки зрения ТК РФ, переименование должности – это изменение существенных условий трудового договора. Оно может осуществляться двумя путями:
• по соглашению сторон – действуют положения ст. 72 Трудового кодекса РФ;
• по инициативе фирмы-нанимателя – ситуация регулируется правилами, изложенными в ст. 74 ТК РФ.
Если инициатором изменения выступает работодатель, он обязан направить сотруднику письменное уведомление не позднее, чем за два месяца до планируемых изменений. Действующее законодательство не предлагает унифицированной формы документа. Оговаривается лишь, что в нем обязательно указывается будущее название позиции специалиста в компании, причины вносимых коррективов (например, реорганизация отдела, внесение изменений в штатное расписание, использование новых технологий производства и т.д.).
Бумага передается работнику под роспись или направляется письмом с уведомлением о вручении.
Специалист, получивший уведомление, обычно соглашается с новыми условиями. Чтобы подтвердить свой акцепт, он пишет на документе «Не возражаю» и проставляет собственноручную подпись.
Другой вариант развития ситуации – отказ работника. Надо отметить, что такой исход крайне маловероятен: переименования должностей обычно проводятся в интересах персонала. Если сотрудник все же не согласен с изменениями, компания обязана письменно предложить ему позиции-альтернативы (включая нижеоплачиваемые). Если ни один из вариантов не устроит специалиста, трудовой договор будет прекращен по п. 1 ч. 7 ст. 77 ТК РФ.
Если согласие сторон достигнуто, через два месяца после получения уведомления подписывается допсоглашение к трудовому контракту. В нем указывается:
• № и дата документа;
• наименование компании;
• ФИО и текущая должность специалиста;
• № и дата контракта, куда вносятся коррективы;
• № изменяемого пункта и его новая редакция;
• указание, что остальные положения договора остаются неизменными.
Допсоглашение обязательно подписывается обеими сторонами. Оно готовится в двух экземплярах: один хранится в кадровом отделе предприятия, второй выдается «на руки» работнику.
Когда допсоглашение оформлено, кадровики компании издают приказ в свободной форме, где прописывается новая должность специалиста. Документ обязательно визируется сотрудником. Заключительный этап – внесение коррективов в документы работника: личную карточку и трудовую книжку.
Переименование должности в трудовой книжке
На основании требований, установленных в Инструкции по заполнению трудовых книжек, переименование должности должно производиться следующим образом:
• допускается составление записи о переименовании должности только в том случае, если меняется только ее название, а штатное положение единицы сохраняется в плане перечня должностных обязанностей, а также в части уровня заработной платы. Если перечень должностных обязанностей изменяется, либо меняется уровень вознаграждения в рамках оплаты труда, то речи о переименовании должности быть не может – будет происходить перевод на другую должность в рамках одного подразделения или в другое подразделение (даже если оно только изменило свое наименование);
• внесение в трудовую книжку данных о том, что произошло переименование должности сотрудника, возможно только в том случае, если сотрудник предварительно был уведомлен о таком изменении (форма уведомления не имеет роли, но предпочтительнее будет извещение в письменной форме, чтобы работник поставил свою подпись на листе ознакомления);
• фиксация внесенного изменения возможна только в том случае, если речь идет об издании соответствующего приказа или иного правового акта, подтверждающего переименование одной или нескольких должностей.
Если все перечисленные правила полностью соблюдены, то реализованные действия по переименованию должности будут считаться юридически законными и не могут быть оспорены работником.
Для того чтобы переименование должности полностью отвечало предъявляемым требованиям, с точки зрения действующего трудового законодательства, внесение изменений в трудовую книжку должно осуществляться следующим образом:
• на первом этапе происходит уведомление сотрудника о том, что его должность или существующее подразделение переименованы. Как уже говорилось выше, уведомление может быть осуществлено как в устной, так и в письменной форме, однако, предпочтительной является форма с использованием письменного уведомления и с наличием листка ознакомления;
• после того как работник был уведомлен о грядущих кадровых изменениях, руководством издается приказ о переименовании должности. При этом в таком приказе может указываться несколько должностей, которые подлежат переименованию, например, в рамках изменения наименования структурного подразделения, в котором такие должности находятся. В тексте указа, кроме сведений о переименовании должностей и/или структурных подразделений, должна содержаться информация, описывающая причины такого изменения, например, если речь идет о продиктованной экономическими обстоятельствами причине;
• на основании изданного указа происходит корректировка штатного расписания путем внесения в него изменений о переименовании должностей или структурных подразделений, существующих в организации или на предприятии;
• после того как были внесены изменения в штатное расписание, начинается процедура изменения должностных инструкций. Так как изменение перечня обязанностей при классическом переименовании должности не допускается, речь идет только о том, чтобы были внесены изменения в наименование должностей в рамках данного документа. Другие изменения будут считаться незаконными;
• следующим этапом переименования должности работника становится заключение с ним дополнительного соглашения к трудовому договору, которое отразит переименование должности. В тексте такого дополнительного соглашения должно содержаться указание на то, что остальные положения трудового договора не подлежат изменению;
• внесение изменений в трудовую книжку в части переименования должности или того структурного подразделения, в котором трудится работник, а также в иные кадровые документы, например, в личное дело.
В трудовую книжку для полного отражения сведений о переименовании должности вносится следующая информация:
• порядковый номер составляемой записи;
• дата, в которую эта запись делается. Она не может быть раньше, чем дата издания приказа о переименовании должности;
• сама запись о переименовании должности. В ней должна содержаться информация о старом названии должности и о том, каким образом оно изменилось;
• сведения о правовом документе, на основании которого происходит изменение (наименование и дата приказа руководителя организации).
Только в том случае, если все указанные действия и перечисленные выше правила выполнены в полном объеме, можно говорить о том, что переименование должности соответствует требованиям действующего законодательства.
Две должности в трудовом договоре
Сотрудник компании, который уже состоит в штате и выполняет определенный объем работы, решает принять на себя дополнительную нагрузку, выходящую за рамки его текущего служебного функционала. Как он может это сделать?
По сути, в этом случае вступают в силу самостоятельные трудовые отношения между фирмой и специалистом, которые могут быть закреплены в 2 формах:
Между двумя указанными формами есть принципиальная разница, которую компания должна понимать. А именно: внутреннее совместительство означает выполнение работы, не связанной с основной, в то время, которое не занято основной деятельностью специалиста (ст. 60.1, 282 ТК РФ). Другими словами, вторая работа (по внутреннему совместительству) выполняется полностью за рамками основной занимаемой сотрудником должности.
Внутреннее совмещение должностей предполагает, что специалист продолжает трудиться в рамках своих основных трудовых обязанностей и плюс к этому в течение общеустановленного рабочего дня успевает выполнять еще иные функции, соответствующие другой должности. То есть работой по совмещению другой должности специалист занимается параллельно с основной работой, в то же самое время (ст. 60.2, 151 ТК РФ).
Если сотрудник хочет и может работать сразу на 2 должностях в компании одновременно, то для него предпочтительнее вариант оформления дополнительных отношений с работодателем в виде совмещения должностей. Но для этого важно, чтобы специфика работы позволяла выполнять ее без освобождения от основной деятельности и на основном рабочем месте. Поэтому если вторая должность требует, например, перемещения с основного места работы (в другой цех), то такую дополнительную нагрузку на сотрудника следует оформлять как внутреннее совместительство, а не как работу по совмещению должностей.
Совмещение должностей компания может оформить дополнительным соглашением к действующему трудовому договору сотрудника, в котором, в частности, будет прописано, какую должность он намерен совмещать, а также срок, в течение которого совмещение должностей будет иметь место (ст. 72 ТК РФ).
Кроме того, за работу по совмещению должностей работник должен, в силу ст. 60.2 ТК РФ, получать доплату, размер (или методику расчета) которой также следует зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
Основаниями для составления такого соглашения при совмещении должностей являются следующие документы (в зависимости от того, кто инициатор совмещения):
• подписанное сотрудником предложение фирмы о совмещении должностей;
• заявление работника с просьбой разрешить совмещение должностей.
При этом фирме важно помнить, что в трудовой книжке специалиста, который совмещает несколько должностей, нет необходимости отражать факт совмещения, поскольку законодательством такая обязанность не предусмотрена.
Кроме того, часто у компаний возникает вопрос: следует ли фиксировать время, потраченное специалистом на совмещаемую должность, в табеле учета рабочего времени? В соответствии с нормами трудового законодательства работа по совмещению в табеле отдельно не выделяется. Ведь совмещаемую работу сотрудник выполняет параллельно, в то же самое время, в которое он занят и основной работой. Поэтому в табеле учета рабочего времени нужно зафиксировать только часы, потраченные на основную работу.
После подписания дополнительного соглашения фирме следует издать соответствующий приказ.
Конкретной унифицированной формы такого приказа российское трудовое законодательство не содержит.
Вместе с тем в нём следует указать, какие должности будет совмещать сотрудник, в течение какого срока и за какую доплату. При этом в качестве основания для совмещения в приказе нужно прописать реквизиты составленного дополнительного соглашения с сотрудником.
Как было указано выше, если в фирме организуется совмещение должностей, то заранее определяется срок, в течение которого такое совмещение будет действовать. Поэтому встает вопрос: что будет по истечении этого срока?
Совмещение прекращает свое действие, т. е. сотрудник далее обязан выполнять только свои основные обязанности. При этом необходимости составлять какой-либо специальный документ, закрывающий совмещение, законодатель не предусматривает.
Поэтому здесь всё остается на усмотрение компании: можно издать специальный приказ, прекращающий совмещаемые полномочия сотрудника, а можно этого и не делать — совмещение всё равно будет считаться оконченным (если фирмой не был выпущен другой приказ, продляющий совмещаемые полномочия работника).
Кроме того, ТК РФ устанавливает, что в любой момент как одна, так и вторая сторона может прекратить совмещение в одностороннем порядке (ст. 60.2 ТК РФ). Для этого следует просто направить соответствующее уведомление (если инициатор отмены — компания) или заявление (если инициатором является сотрудник) второй стороне не позднее чем за 3 рабочих дня.
Если инициатором прекращения совмещения выступает фирма, то ей имеет смысл под расписку ознакомить работника с соответствующим уведомлением, чтобы позднее не выяснилось, что он, поскольку ничего не знал об отмене, так дальше и работал какое-то время, совмещая 2 должности, за что требует соответствующего вознаграждения.
Внутренний совместитель в отличие от специалиста, совмещающего должности, в силу ТК РФ работает в основной компании на второй, добавочной, работе, но в то время, которое не занято основной деятельностью (ст. 282, 60.1 ТК РФ).
ТК РФ закрепляет ряд ограничений, касающихся того, сколько рабочего времени сотрудник может тратить на работу по совместительству. Так, если специалист в рамках одной и той же организации в разное время трудится на двух разных должностях, то максимально дополнительную трудовую нагрузку ТК РФ разрешает выполнять не более 4 часов в день.
Если же выпадает день, когда от основной работы сотрудник освобождается по каким-либо причинам, он может заниматься работой по совместительству в течение всего рабочего дня.
За месяц в совокупности по совместительству сотрудник вправе отработать не более половины от месячной нормы времени, установленного для категории работников, к которой он принадлежит (ст. 284 ТК РФ). Вместе с тем иногда сотрудник вправе не ориентироваться на указанный лимит.
Не менее важный вопрос как для внутренних совместителей, так и для их работодателей: как же оплачивать такой труд?
Ст. 285 ТК РФ говорит, что оплата должна быть установлена одним из 3 способов:
• пропорционально времени, занятому работой;
• по сдельной схеме;
• на иных условиях, предусмотренных в трудовом договоре.
Помимо указанного компаниям следует иметь в виду, что если у них в штате кто-либо дополнительно к своей основной работе трудится еще и на условиях совместительства, то им также причитается отпуск в размере не менее 28 дней (ст. 114, 115 ТК РФ). Он совмещается с отпуском на основной должности во времени, однако отпускные начисляются отдельно по основной должности и отдельно по совмещаемой работе, поскольку у сотрудника с фирмой действуют 2 самостоятельных трудовых договора (ст. 286, 287 ТК РФ).
Немаловажный вопрос, который волнует, в частности, женщин-совместителей, касается предоставления им пособия по беременности и родам.
Как было указано выше, при работе на условиях внутреннего совместительства составляется отдельный трудовой договор. При этом к нему предъявляются все требования, которые предъявляются к аналогичным договорам с обычными штатными работниками (не совместителями).
Трудовых договоров у внутреннего совместителя должно быть именно два: по основной работе и по совместительству.
В частности, в трудовом договоре должна содержаться информация о:
• компании;
• должности, которую специалист берется выполнять вдобавок к своей основной работе;
• системе оплаты труда;
• режиме труда и отдыха и пр. (ст. 57 ТК РФ).
В силу общего правила такой договор должен быть составлен в письменной форме, в 2 экземплярах (один для компании и один для работника).
В трудовом договоре обязательно следует отразить информацию о том, что должность сотрудник занимает на условиях внутреннего совместительства.
Согласно нормам ТК РФ для того, чтобы трудовой договор с внутренним совместителем считался заключенным, такой специалист в числе прочих документов должен предоставить в компанию заявление о приеме на работу на условиях внутреннего совместительства, в котором, в частности, следует указать, какую работу намерен дополнительно взять работник, а также в какие часы он будет ее выполнять.
Подготовленное заявление необходимо в письменной форме представить в отдел кадров компании.
По общему правилу после того, как трудовой договор заключен, фирма должна издать приказ, закрепляющий прием специалиста на работу (ст. 68 ТК РФ). Сказанное справедливо и в отношении внутренних совместителей. Это значит, что приказов о приеме такого работника будет два: на основное место и по совместительству.
В таком приказе важно отразить сам факт внутреннего совместительства, а кроме того, указать основные условия работы специалиста, ее характер и механизм оплаты труда.
Трудовой договор на муниципальную должность
Заключение трудового договора с муниципальным служащим происходит на основании положений Трудового Кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Данная особенность регулирования позволяет осуществлять составление самого трудового договора в индивидуальном порядке применительно к конкретному сотруднику.
Положения относительно содержания договора, которые содержатся в статье 57 Трудового Кодекса Российской Федерации, должны быть обязательно отражены в тексте подписываемого трудового контракта.
К числу основных положений, которые необходимо включить в содержание такого документа, относятся:
• указание должности, на которую будет приниматься муниципальный служащий, а также информация о том, какими трудовыми функциями он будет наделяться в соответствии с его должностной инструкцией;
• отражение информации о месте работы, а также о характере работы такого сотрудника, в том числе если работа носит разъездной характер;
• размер заработной платы, а также иных вариантов выплат материального вознаграждения за выполнение своих трудовых функций, в том числе касаемо премирования сотрудника за качественную работу;
• сведения о наличии или отсутствии испытательного срока при приеме на муниципальную службу в конкретной должности;
• данные о начале действия самого трудового договора и о сроках, на который он заключается (в случае со срочным трудовым договором он не может действовать дольше пяти лет с даты подписания, но может быть пролонгирован при наличии соответствующих условий).
Кроме того, дополнительно потребуется предоставление информации о режиме рабочего времени, даже если он соответствует режиму, установленному в организации.
В качестве нанимателя муниципального служащего выступает муниципалитет в лице председателя муниципального образования или руководителя администрации.
Муниципальная служба является одним из вариантов, которые предлагаются современному населению для трудоустройства. Специфика работы в данном случае заключается в том, что вся деятельность будет направлена на отстаивание и защиту интересов конкретного муниципального образования и ее жителей в различных сферах жизни. Для подтверждения найма на такую службу используется механизм заключения трудовых договоров (кроме составления специальной записи в трудовой книжке), которые имеют ряд своих особенностей.
В отличие от стандартного трудового договора, который заключается практически со всеми нанимаемыми сотрудниками, трудовой договор с муниципальным служащим имеет ряд существенных отличий, в том числе относительно вопросов регулирования с точки зрения нормативной основы.
К числу нормативных актов, на основании которых строится трудовой договор с работником, принимаемым на должности муниципальной службы, кроме Трудового Кодекса и Конституции Российской Федерации (основного гаранта соблюдения прав и свобод граждан), относятся:
• Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», который получил номер 25-ФЗ. В полномочия данного закона входит всестороннее регулирование вопросов, связанных с осуществлением муниципальной службы, в том числе относительно порядка приема на работу в рамках заключения трудового договора (контракта) с таким принимаемым сотрудником;
• нормативные акты и приравненные к ним правовые документы, которые принимаются на уровне субъектов федерации и призваны осуществлять регулирование вопросов, связанных с реализацией основных принципов муниципальной службы;
• внутренние нормативные акты конкретного муниципального образования, в котором сотрудник принимается на работу, в том числе устав такого муниципалитета.
Трудовой Кодекс также осуществляет регулирование данного вопроса, но используется только в той части, которая регламентирует порядок и основное содержание трудового договора, а также участие тех или иных сторон, которые осуществляют подписание такого договора.
Трудоустройство на муниципальную службу для граждан Российской Федерации отличается от стандартного механизма приема на работу. Это обусловлено той причиной, что данный вид службы относится к разновидности гражданской службы, достаточно активно используемой в Российской Федерации для замещения должностей при управлении государством и реализации основных принципов применяемой политики.
Для того чтобы поступить на муниципальную службу, соискателю необходимо:
• подать заявление и первичный пакет документов для проведения проверки личности (такая проверка необходима для того, чтобы определить, возможно ли предоставить конкретному человеку ту должность, на которую он выступает соискателем, или нет);
• предоставить перечень необходимых документов для проведения основной проверки на возможность предоставления конкретной должности;
• в случае положительного ответа – подписать трудовой договор.
К числу документов, которые потенциальный муниципальный служащий должен предоставить при подаче заявки на замещение вакантной должности муниципальной службы, относятся:
• паспорт гражданина Российской Федерации (иные документы, которые удостоверяют личность потенциального муниципального служащего, в данном случае не принимаются);
• трудовая книжка, заполненная в соответствии с установленными требованиями к данному документу. В случае если данное место работы является первым у соискателя должности, то трудовая книжка не предоставляется;
• документы, подтверждающие наличие определенного уровня образования, а также дополнительных квалификационных составляющих, в том числе документы о прохождении переподготовки;
• СНИЛС;
• свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
• в случае если речь идет о военнообязанном соискателе, то потребуется предоставление военного билета;
• справка по стандартно утвержденной медицинской форме, подтверждающая состояние здоровья соискателя;
• справка о доходах человека за предыдущий год (который предшествует году трудоустройства) и прошедший период текущего года. Оформление такой справки возможно как по форме 2-НДФЛ, так и в свободной форме либо по форме самой организации. Однако в ней должны быть отражены все данные об имеющихся доходах у конкретного соискателя;
• документы, подтверждающие наличие или отсутствие у соискателя какого-либо имущества в собственности, а в случае превышения его стоимости уровня дохода за отчетный период – документы, подтверждающие основание возникновения имущественного права на такую собственность.
Данные документы необходимы для того, чтобы провести проверку личности соискателя. В том случае, если результаты проверки не будут удовлетворительными, то соискателю могут отказать в приеме на муниципальную службу либо предложить иную должность, где такие результаты будут не нужны.
Должность в трудовом праве
Должность – это должность в каких-либо органах государственной власти или предприятиях, с установленной заработной платой и списком обязанностей за надлежащее исполнение данных обязанностей. Обязанности и права лица, которое находится на государственной должности, обуславливаются компетенцией государственного органа и кругом полномочий самого лица.
Фонд заработной платы должностных лиц формируют за счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
За соответственное исполнение должностных обязанностей государственной должности лицо имеет ответственность в согласии с действующим законодательством.
Рассмотрим, более детально, что значит государственная должность.
Федеральные законы устанавливают, что госслужащим является гражданин РФ, выполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение. Поэтому статус госслужащего определяется хотя бы двумя условиями: перемещение государственной должности, которая учреждена государством или госорганом, и получение разряда квалификации (специального ранга, звания, классного чина).
Должность с организационной точки зрения являет собой структурную определенную единицу, которая находится в системе государственной службы. Должность в этом смысле является независимой от непосредственно госслужащего, то есть конкретного лица, которое ее занимает. Должность также определяет круг задач, которые передают группе служащих или одному государственному служащему, которые занимают в государственных органах однотипные должности.
Нужно разграничивать понятия «замещение госдолжности» и «учреждение госдолжности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (должностным лицом, государственным органом) в структуре непосредственно государственного органа. Должности гражданской государственной федеральной службы учреждаются указом Президента РФ или федеральным законом; должности гражданской государственной службы субъектов РФ учреждают законы или другие нормативные правовые акты субъектов РФ, учитывая положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения выполнения полномочий государственного лица или органа, которое замещает государственную должность. Государственные учрежденные должности (или должности государственной службы) перечисляют в Реестре государственных должностей или в Реестре должностей гражданской государственной службы Российской Федерации. Замещение государственной должности — это метод поступления гражданина на государственную службу (конкурс, избрание, назначение).
В действующем российском законодательстве о государственной службе государственная должность определяют, как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и в других государственных органах, которые образуются соответственно с Конституцией России, с установленными кругом обязанностей по обеспечению и исполнению полномочий этого госоргана, денежным содержанием и ответственностью за выполнение данных обязанностей.
Таким образом, законодательно закрепляют такие составляющие данного понятия:
• должность — это структурная единица государственных органов;
• ее учреждают в порядке, который установлен законодательством;
• устанавливается круг обязанностей, который соответствует полномочиям госоргана;
• включает денежное содержание и ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, которые установлены.
Закон определяет модель и систему государственной службы по должностному организационному критерию, устанавливая перечень и типы должностей госслужбы и характеризуя их. Из системы данных должностей исключают государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и прочих лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.
Федеральный закон определяет государственную службу в качестве профессиональной служебной деятельности граждан РФ по обеспечению выполнения полномочий:
• Российской Федерации;
• федеральных органов государственной власти, других государственных федеральных органов (государственных федеральных органов);
• субъектов РФ;
• органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);
• лиц, которые замещают должности, которые устанавливаются Конституцией России, федеральными законами для того, чтобы непосредственно исполнять полномочия федеральных государственных органов (лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации). К ним относят, к примеру, Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, депутатов, министров, судей и так далее;
• лиц, которые замещают должности, которые устанавливаются уставами, конституциями, законами субъектов РФ для непосредственного выполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лиц, которые замещают государственные должности субъектов РФ).
Деятельность лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации, и лиц, которые замещают государственные должности субъектов РФ, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не контролируется. Их правовой статус устанавливают специальные федеральные законы и другие нормативно-правовые акты.