Задачи различаются своими целями и условиями их достижения. Написание стихотворения и написание рассказа – это разные по типу задачи. Задачи одного и того же типа в зависимости от условий требуют для своего решения применения разных средств и различаются по сложности. Вычисление площади треугольника и круга – задачи одного типа. Для решения каждой из них существует соответствующая формула. Это задачи с определенным алгоритмом решения.
Если же для какой – то фигуры нет стандартной формулы вычисления ее площади, задача становится сложнее. При наличии определенных условий она может быть определена с помощью методов интегрального исчисления.
Это более обобщенный способ исчисления площадей. Человек, владеющий этим способом, обладает более высокой компетенцией в решении задач исчисления площадей. Человек, умеющий вычислять площади стандартных фигур, но не владеющий интегральным исчислением, тоже обладает некоторой компетенцией в решении задач исчисления площадей, но это компетенция низкого уровня. Компетенцией наиболее высокого уровня обладает человек, способный решать любые задачи данного типа.
Этот человек владеет обобщенными способами решения таких задач. Профессионал высокого уровня способен решать задачи такой сложности, которые не доступны тем, кто не обладает такой же компетенцией. Ученый, способный сегодня разрабатывать общую теорию предмета своей науки, в начале своей научной деятельности мог проводить только частные исследования.
Таким образом, люди могут отличаться по уровню своей компетенции в решении каждого типа задач. Поэтому когда ставится цель сформировать ту или иную компетенцию, должен определяться уровень этой компетенции: будет ли выпускник способен решать любые задачи соответствующего типа или только некоторые особые виды задач.
Приняв за основу концепцию типов ориентировочной основы действий, разработанную П.Я. Гальпериным, мы выделяем три уровня компетенции субъекта.
На первом уровне компетенции человек имеет неполную ориентировку в условиях задач данного типа и способен решать только единичные задачи этого типа. Из-за ограниченности ориентировки в условиях он может применять имеющиеся в его распоряжении методы там, где их применение неадекватно реальным условиям задачи.
Второй уровень компетенции обеспечивает решение особенных видов задач данного типа, посредством обобщенных методов с пониманием условий и границ их применимости. Уровень обобщенность применяемых методов позволяет решать определенные группы задач внутри данного типа, но не любых.
Третий уровень компетенции обеспечивает решение любых задач данного типа разными методами с полным учетом существующих условий задачи. При этом существенные условия задачи выявляются самостоятельно.
С учетом данных пояснений по предложенной ниже схеме вам необходимо разработать функциональную карту компетенции, связанной с культурой здорового и безопасного образа жизни учащегося на примере конкретного образовательного учреждения.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Как сдвинуть с места бетонную плиту размером 50 метров в высоту, 100 метров в длину и весом 202 тонны, не применяя никаких механизмов и приспособлений?