На первом уровне человек мотивируется объектами, с которыми он может взаимодействовать: вещи (аксессуары, машины, яхты), места (дома, другие страны), время (отдых, даты, время для себя) и люди (быть с кем-то рядом).
90% мотивации, которую люди знают и сознательно используют, базируется здесь. Но с объектом этой мотивации легко ошибиться. И если он не резонирует с высшими уровнями личности человека, внимание человека захвачено будет, но движущей энергии мотивация ему не придаст.
Следующий уровень, это действия над объектами, опыт, который мы можем получить и события, которые мы хотим пережить.
Опыт, это более близкая реальность для нашего мозга, нежели сами объекты, так как на самом деле мы хотим именно его, а не объект. Нам не нужна Феррари, нам нужен опыт скорости в поездке на ней и восхищенные взгляды. Равно как нам не нужен и человек, мы нуждаемся в опыте взаимодействия с ним. Дом нам нужен чтобы жить в нем, а дорогие аксессуары, чтобы испытывать удовольствие от их использования или демонстрации.
Этот уровень мотивации на порядок мощнее предыдущего, так как сильнее резонирует с нашей личностью и дает нам больше энергии. Возьмем, к примеру НЛП. Само по себе оно просто интересно, как новое знание (первый уровень). Но представьте себе, что вы освоили его, и теперь на совещании говорите то, что нужно, вовлекая всех в свою позицию, соблазняете своим предложением ключевого клиента и его секретаршу, убеждаете шефа поступить по-вашему, а когда ваши соперники начинают на вас нападать — меткой фразой ставите их на место.
Каково? Согласитесь, что чувствовать силу и уверенность мотивирует намного сильнее, чем просто что-то узнать? Такой же эффект будет и с любой другой вещью.
Еще большую мотивацию вызывает в нас то, что открывает нам возможности. Деньги, например, когда их рассматривают как множественные возможности, начинают обладать намного большим притяжением, нежели когда это вещи или опыт, которые мы можем на них купить. Но не стоит думать, что все возможности дают нам только деньги. Их открывают нам любые инструменты, навыки и умения — все зависит от того, "ключи" к каким категориям опыта вы хотите иметь: общение с людьми, власть, любовь, материальные ресурсы?
Но тут важно понять, что сами по себе возможности не стоят ничего. Именно опыт, множественные вариации опыта в любое время, в любом месте и с любыми людьми является нашей целью. А возможности, это ключ к нему.
Вернемся к тому же НЛП — одно дело пережить опыт влияния и силы разово, в какой-то ситуации в силу удачных обстоятельств. И, согласитесь, совершенно другое дело иметь возможность повторить это с кем вы хотите, где хотите и когда это вам нужно?
Чувствуете разницу? Она примерно такая же, как и между фразой «у меня это было» и состоянием «я это имею».
Следующим уровнем мотивации являются ценности. Они описывают саму суть нашей личности, и их очень сложно осознать.
Как правило, люди декларируют социально-одобряемые ценности, чтобы выглядеть хорошими. Но это не то, что способно наполнить их энергией действия, как подлинный глубинный мотив. Самому вычислить свои ценности крайне сложно.
Зная же чужие ценности, вы, безусловно, получаете мощнейший рычаг влияния. Но, главное, в ваших руках появляется «ключ», способный вдохновить человека и наполнить силой. Сделать его мега-результативным и подарить ему новое качество жизни. И, что важнее всего, помочь ему быть в резонансе со своим смыслом жизни.
Умение откалибровать (вычислить, наблюдая за речью человека и его поведением) чужие ценности, это целое искусство. Но, к счастью, НЛП описало это в виде понятной пошаговой методики. А если быть более точным — прозрачной системы.
Роль. Этот уровень мотивации можно назвать экзистенциальным. Роль не обязательно должна быть связана с ценностями или «миссией» человека (и это удобно). Но роль, это всегда связана с контекстом.
Сила этой мотивации в том, что она уже выходит за рамки обычного влияния мотивации, и становится для человека безусловной причиной выполнения функции роли.
Если вы профессионал, то вы сами (а не кто-то другой) заботитесь о своей квалификации, что бы давать лучший результат из возможных. Если вы хороший руководитель, то ваша задача находить и внедрять инструменты, с которыми ваша команда будет наиболее продуктивна. Ну а если вы лидер, то вы тот, кто дает людям направление, создавая для них смысл и вдохновляя их им.