Модель формирования системы целей промышленного предприятия строится на базе системы мотиваций применяемых на разных уровнях управления фирмой.
Комплекс целей фирмы зависит от выбора вида характера долгосрочности работы фирмы, и имеют временный характер. Например, краткосрочные цели устанавливаются производственной, сбытовой, конъюнктурной стратегиях фирмы, имеют долгосрочный характер целей, формируются при маркетинговой стратегии.
Цели можно классифицировать:
1. По уровню постановки и решения (порядка решения) цели различают:
- товарная цель;
- производственная цель;
- сбытовая цель.
Рассматривая цели промышленного предприятия в рамках простого воспроизводства (постоянное повторение, непрерывное возобновление общественного процесса производства), весь прибавочный продукт поступает в личное потребление.
Простое воспроизводство – организация производства, производственной системы одного продукта, как правило, на основе конъюнктурной (кратковременной) случайной стратегии.
Первый уровень иерархии целей:
• основные цели – экономические (эти цели связаны с уровнем развития общества, являющиеся основой формирования и организации предприятия.
Второй уровень иерархии целей:
• производственные цели, связанные со стратегией развития предприятия и с системой экономического порядка в обществе;
• с развитием рынка, величиной спроса и предположения товара (товаров);
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• сбытовые цели.
При естественном желании собственника множество раз повторить производственный и сбытовой процессы, т.е. создать СЭПС в условиях долговременности, возникает проблема организации расширенного воспроизводства.
При этом размеры производства увеличиваются, что предполагает систематическое использование определенной части прибавочного продукта на производственное потребление.
Это производственное потребление является результатом – реакцией на обязательное выявление и постановку большого числа новых целей, как целей внешней среды, так и целей внутренней среды.
Цели третьего уровня. Это цели связанные с долгосрочным характером деятельности предприятия. Здесь появляется потребность знать тенденции развития рынка, товара фирмы и значит, появляется маркетинговая цель. В строгой связи с этой целью появляются научно-технические цели, новые производственные цели. Для обеспечения устойчивости предприятия в долгосрочном плане появляются социальные цели. Для обеспечения целесообразности целеполагания появляется инновационная цель, которая как особый инструмент изменяет (улучшает все другие цели).
Расширенное воспроизводство – организация производства товара с модификациями, с большим масштабом производства (другого типа производства), в условиях диверсификации товарных групп.
2. По степени независимости цели от сознания человека цели классифицируют на объективные и субъективные.
Цели деятельности вытекают из потребностей и имеют иерархическую структуру с развитыми связями между целями одного уровня и целями других уровней.
Отметим общие закономерности формирования целей в экономических системах:
• «большие», общественные цели не складываются из «маленьких». Цели складываются на высшем уровне общественной системы и распадаются на цели ее подсистем;
• основным фактором формирования цели каждой экономической системы является требование вышестоящей системы. Это правило системного подхода;
• цель высшего уровня достигается посредством достижения целей, на которые она распадается;
• средства к достижению цели являются ее подцелями и, в свою очередь, становятся целями низших уровней.
Разделяя цель высшего уровня на подцели, следует выделять следующие цели:
• цели, формируемые внешними и внутренними факторами;
• цели формирования, организации, развития;
• цели текущей, ближайшей перспективы и стратегической перспективы;
• цели верхнего уровня формируются в общем виде, по мере перехода на низшие уровни цели все более детализируются и конкретизируются;
• цель системы должна быть едина, но если система является большой и сложной, цель выражается в виде развернутой структуры целей составляющих ее подсистем;
• цели подсистем (элементов) возможно могут быть противоречивы, но эта противоречивость должна устраняться системной мотивацией. Не противоречие устанавливается управленческим способом.
Необходимость обязательного базирования системы стратегического управления предприятием на системном целеполагании связано, в том числе с тем, что на российских рыночных предприятиях сложился сложный социально - этический климат. Главная причина – относительная молодость капитализма в стране, «синдром выживания». Потребности современного работника, которые лежат в основе его целей – многоаспектны, многогранны.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.
Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?