Показатели качества труда — это степень соответствия продукта требованиям, стандартам и ожиданиям. Для вуза такими показателями являются:
• уровень оценки знания учащихся в процессе обучения;
• квалификационные оценки государственных экзаменов и защит выпускных работ в государственных экзаменационных комиссиях;
• соответствие возможностей, навыков и умений выпускников требованиям получаемых рабочих мест;
• соответствие используемых технологий обучения сложившемуся их уровню в лучших вузах;
• соответствие показателей создаваемых образцов техники, технологии, способов организации труда, элементов обеспечения труда требованиям лучших стандартов.
Показатели качества условий труда характеризуются:
• степенью соответствия принятых условий учебы и труда требованиям санитарии, экологии и безопасности;
• обеспеченностью современным учебным оборудованием;
• доступностью использования компьютерной техники и ее современных возможностей;
• доступностью и качеством учебной и научной литературы;
• прогрессивность способов подготовки учебного материала.
Показатели эффективности деятельности вуза показывают соотношение достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов:
• количество выпускников на одного преподавателя;
• количество выпускников на одного работающего;
• сумма общих расходов на подготовку одного выпускника (студента, аспиранта, докторанта, слушателя);
• количество отдельных видов материальных и финансовых ресурсов, затрачиваемых на подготовку одного выпускника.
Для современного вуза большое значение играет его гибкость как оперативность реагирования на изменяющиеся потребности общества. Особенностью крупного вуза является значительная инерционность, поэтому компенсировать ее можно только созданием специальных механизмов оперативного выявления «сигналов» окружающей среды, анализа их и реагирования на них изменениями в своей деятельности.
Оценить оперативность вуза можно следующими показателями:
Рейтинг — это числовой показатель, характеризующий предпочтение одного оцениваемого объекта перед другим. Чаще всего рейтинг является условным интегральным показателем, базирующимся на совокупности отдельных признаков. Методическую характеристику рейтинга определяют состав выбранных признаков и правило вычисления интегрального показателя.
Три принципиально разных подхода при расчете рейтинга:
1. Оценка достигнутых показателей по результатам работы.
2. Оценка показателей, характеризующих фактическое состояние организации.
3. Оценка показателей, характеризующих потенциальные возможности организации.
В методике расчета рейтинга вузов, принятой Министерством общего и профессионального образования, учитываются элементы всех трех подходов. Часть показателей взяты из первой группы, часть — из второй, часть — из третьей.
Для вуза в состав отдельных признаков включены:
По составу профессорско-преподавательского персонала:
1 — доктора наук, не имеющие ученого звания (номера показателей используются далее в расчетах),
2 — преподаватели, имеющие звание профессора,
3 — доктора наук и профессора в возрасте до 50 лет,
4 — лица, имеющие ученую степень кандидата наук,
5 — кандидаты наук в возрасте до 30 лет,
6 — члены Российской академии наук,
7 — члены Российской академии медицинских наук, российской академии образования, Российской академии художеств, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук,
8 — члены других академий России,
9 — члены зарубежных академий,
Численность профессорско-преподавательского персонала, работающего по совместительству:
10 — доктора наук, не имеющие ученого звания профессора,
11 — лица, имеющие звание профессора,
12 — члены Российской академии наук,
13 — члены Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, члены Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук,
14 — члены других академий России, состав обучающихся в вузе:
15 — студенты дневной формы обучения,
16 — студенты вечерней формы обучения,
17 — студенты заочной формы обучения,
18 — аспиранты дневной формы обучения,
19 — аспиранты заочной формы обучения,
20 — обучающиеся в вузе иностранные граждане,
21 — иностранные граждане, обучающиеся в вузе на контрактной основе,
кроме того, рассматриваются следующие показатели:
22 — количество студентов и аспирантов, находящихся в зарубежных командировках,
23 — количество рассмотренных докторских диссертаций на диссертационных советах,
24 — количество рассмотренных кандидатских диссертаций на заседаниях диссертационных советов,
25 — объем госбюджетных работ, выполненный собственными силами,
26 — объем хоздоговорных работ, выполненный собственными силами,
27 — изданные за рубежом монографии, учебники и учебные пособия,
28 — монографии и учебники, изданные в издательствах, имеющих право публиковать материалы к защите докторских диссертаций,
29 — монографии и учебники, изданные в странах ближнего зарубежья,
30 — сумма бюджетных ассигнований,
31 — общая стоимость основных фондов,
32 — стоимость машин и оборудования,
35 — общее количество персональных компьютеров в вузе,
36 — общее количество персональных компьютеров класса XT и выше,
37 — общее количество терминалов в однопроцессорных системах коллективного пользования,
38 — общая стоимость библиотечного фонда,
39 — средства, перечисленные вузу физическими и юридическими лицами,
40 — средства, перечисленные вузу за подготовку специалистов,
41 — средства, полученные вузом за подготовку иностранных граждан,
1.1.3. Элитарность (6 + С7 х 7 + С5 х (12 + С7 х 13) / В
1.1.4. Общественное признание (8 + С5 х 14) / В
Материальная база вуза характеризуется следующими показателями:
1.2.1. Здания и сооружения (31 32) / В
1.2.2. Оборудование (32 + С8 х 46) / В
1.2.3. Уровень информатизации (36 + С9 х (35 36) 4 4 СЮ х 37 / В
1.2.4. Библиотека 38 / В
1.2.5. Бюджетные сметы 30 / В
Социально-культурная база вуза характеризуется еле дующими показателями:
1.3.1. Общежития 42
1.3.2. Общепит 43
1.3.3. Санатории-профилактории 44 / В
1.3.4. Спортивные сооружения 45 / В
Рейтинг активности вуза вычисляется через три группы показателей: подготовка кадров, наука и издания, международные связи.
Подготовка кадров в вузе характеризуется следующими показателями:
2.1.1. Студенты В
2.1.2. Аспиранты (18 4 СИ х 19) / В
2.1.3. Подготовка докторов наук 23 / В
2.1.4. Подготовка кандидатов наук 24 / В
2.1.5. Средства за подготовку специалистов (40 4 С : х 41) / В
Объем научных исследований в вузе и изданий характеризуется следующими показателями:
2.2.1. Объем госбюджетной науки 25 / В
2.2.2. Объем хоздоговорной науки 26 / В
2.2.3. Издания за рубежом 27 / В
2.2.4. Издания в России 28 / В
2.2.5. Коммерция (39 40) / В
Международные связи вуза характеризуются следующими показателями:
2.3.1. Авторитет научной школы (9 4 С13 х 27) / В
2.3.2. Подготовка специалистов в России (21 4 С14 х (20 21)) / В
2.3.3. Подготовка специалистов для России 29 / В
2.3.4. Экономическая оценка 41 / В
Коэффициенты значимости для оценки потенциала:
• первая группа — 0,75; 0,10; 0,10; 0,05; (общий по группе 0,30);
• вторая группа — 0,40; 0,40; 0,20;0,00; 0,00; (общий по группе 0,10);
• третья группа — 0,20; 0,20; 0,30; 0,30 (общий по группе 0,10).
Коэффициенты значимости для оценки активности:
• первая группа — 0,40; 0,25; 0,15; 0,10; 0,10; (общий по группе 0,35);
• вторая группа — 0,30; 0,40; 0,10; 0,10; 0,10; (общий по группе 0,10);
• третья группа — 0,20; 0,30; 0,35; 0,15 (общий по группе 0,05).
Рейтинговая система ассоциации инженерного образования России предусматривает шесть групп показателей:
• научная деятельность и научно-производственная инфраструктура,
• научно-педагогические кадры,
• материально-техническое и социальное обеспечение,
• учебно-методическая деятельность,
• подготавливаемые кадры,
• общественно-профессиональное признание.
Рейтинг британских университетов формируется н основании следующих показателей:
• отношение количества студентов к персоналу университета;
• объем проводимых научных исследований;
• количество докторов наук;
• затраты на библиотеку;
• обеспеченность общежитием;
• доля окончивших по отношению к поступившим;
• количество принимаемых на первый курс;
• занятость выпускников;
• доля зарубежных студентов;
• оценка преподавателей.
Первые места в этом рейтинге занимают университеты Кембриджа, Оксфорда.
Каждый показатель оценивается в баллах при задании максимально возможной оценки. Рейтинговый показатель начисляется как арифметическая сумма частных показателей.
Рейтинговая оценка немецких университетов формируется на базе показателей:
• приближенность к практике;
• уровень обучения (качество);
• коммуникации (связи);
• теоретический уровень;
• сотрудничество в исследованиях;
• исследовательские достижения;
• деятельность студентов;
• уровень административного управления.
По каждому показателю вузы выстраиваются в порядковую очередь и рейтинговая оценка вычисляется как сумма порядковых номеров по отдельным показателям.