Лидером принято называть человека, который играет в группе (подразделении) решающую роль в определении и реализации направлений ее деятельности, ориентированной на достижение групповых целей. Важнейшая задача лидера сводится к тому, чтобы проявлять инициативу, воспитывать и поддерживать в людях стремление к успешной работе. Конечная цель для лидера достижение с помощью коллектива поставленной перед ним цели. В современной практике лидерство признается лишь одним из качеств, необходимых руководителю для эффективной деятельности (в недавнем прошлом оно признавалось важнейшим требованием к руководителю).
Лидерство являет собой весьма сложный род деятельности, для овладения которой нужны, помимо определенных природных задатков, целеустремленность, самокритичность (умение оценить достигнутое и внести в свое поведение соответствующие коррективы), преданность идее. Лидер использует свою власть продуманно, вдохновенно и, как правило, с успехом. Для понимания функции лидерства важно разобраться в сути организации как «открытой системы», состоящей из взаимозависимых частей (подсистем), открытых воздействию физических, социальных, экономических и психологических сил.
Чтобы стать подлинным лидером, полезно быть профессионалом в определенной сфере деятельности, иметь достаточно широкий кругозор. Обычно для лидера сказанного далеко недостаточно: подлинная сущность лидерства состоит, прежде всего, в ориентации на человека. Для практической реализации своего видения будущего лидеру необходимо создать коллектив своих приверженцев, подготовить его к достижению намеченных целей, наилучшим образом использовать способы, навыки и энергию каждого члена группы. В решении этих задач исключительно важны налаживание и всяческая поддержка эффективных отношений между членами группы.
Талант лидерства — качество, встречающееся сравнительно редко, а между тем многие организации испытывают в них острую нужду. Лидеры нужны всегда и всюду, но особенно они нужны сегодня, когда формируются рыночные экономические отношения, требуются руководители лидерского склада, обладающие талантом находить новые, во многом неизведанные пути решения задач, вселять в людей уверенность в рациональности предпринимаемых им действий и мотивировать их соответствующими приемами.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Во многом справедливо утверждение, гласящее, что личность лидера — ключ к успеху. Кроме того, лидер должен иметь последователей, руководствоваться общечеловеческими ценностями и задачами, едиными символами, ритуалами группы. Лидер своим вдохновляющим примером способствует усилению сплоченности в действующих группах. В результате многие группы, находящиеся в зоне влияния лидера, начинают действовать, объединенные одной целью. Организация превращается в нечто большее, чем просто совокупность замкнутых групп, что рождает синергетический эффект.
Концепции лидерства
Проблемы лидерства интересовали людей во все времена. Были и есть лидеры, естественно, и в отечественных организациях. В попытках изучить феномен лидерства исследовались разные точки зрения и концепции лидерства. До последнего времени наибольшим признанием пользуются теория личных черт и поведенческая теория.
Согласно концепции личных черт, лидерство представляется следствием определенных, присущих человеку черт (профессиональных, социальных, психологических). Черты личности больше, чем какие либо иные ее характеристики, влияют на характер деятельности руководителя, способы и методы его работы. Существует убеждение, что всякий подлинный лидер отличается способностью к мобилизации своего деятельного потенциала, умением адаптировать цели организации к конкретной ситуации.
Первые исследования лидерства в русле концепции личных черт основывались на установлении характерных черт выдающихся лидеров. Были предприняты попытки определить индивидуальные, в том числе и умственные, характеристики различных лидеров, выдвигались самые разные предположения. Они начинались, как правило, с утверждения, что лидерами рождаются, а не становятся, и завершались далеко не одинаковым перечислением требуемых качеств.
Однако концепция личных черт не нашла своего убедительного подтверждения на практике. Оказалось невозможным четко назвать устойчивые и универсальные черты, присущие всем руководителями дерам. Оказалось, что в роли лидеров могут выступать руководители, обладающие самым разным набором личных черт, порой даже противоположным. В личности лидера может наблюдаться много парадоксального, не укладывающегося в рамки традиционных представлений. К примеру, казалось очевидным, что лидер должен быть человеком умным, однако практика свидетельствует, что к этому качеству претендентов на лидерство требования группы бывают довольно скромны.
Вслед за не оправдавшей себя теорией личных черт, в надежде найти универсальный тип лидера обратились к теории лидерского поведения. Согласно последней, признается возможность подготовки лидеров по специальным программам. Но и здесь исследователей, в общем, постигла неудача: не удалось установить непосредственной связи эффективного лидерства с конкретным стилем лидерского поведения. Обширные материалы исследования лидерского поведения также не дали оснований для выявления связи лидерства с показателями его успешности.
Поэтому существует множество воззрений, как у практиков, так и научных работников относительно требований, которым должен удовлетворять подлинный лидер коллектива. В своей совокупности требования эти многочисленны и весьма разнообразны. Сошлемся на мнения ряда известных специалистов по этой проблеме.
По мнению М. Тири, истинных лидеров отличают исключительная работоспособность, решительность в принятии распоряжений в условиях неопределенности, умение владеть собой и скрывать от окружающих свою неуверенность, способность ранжировать проблемы по степени их важности, талант подбирать нужных людей и избавляться от «балласта», выдающиеся способности в части ведения переговоров.
Ордуэй Тид также убежден, что преуспевающие лидеры обладают определенными и четко идентифицируемыми чертами.
- физическую и эмоциональную выносливость, поскольку у лидера напряженная работа;
- понимание назначения организации и направлений ее деятельности, умение воодушевлять других;
- энтузиазм или даже «одержимость, трансформирующаяся в господство и влияние»;
- дружелюбие и привязанность к ведомым, что облегчает оказание на них эффективного влияния;
- порядочность, необходимая для того, чтобы заслужить доверие.
Коссен излагает свое понимание черт, необходимых, чтобы стать лидером.
К ним он относит:
- способность творчески разрешать проблемы;
- умение доносить идеи до людей и прислушиваться к ним;
- быть твердым в достижении цели;
- иметь широкий круг интересов и быть общительным;
- конструктивное и честное отношение к подчиненным;
- уверенность в себе;
- энтузиазм;
- самодисциплина;
- уравновешенность.
Д. Фуллер представляет качества лидера в следующих выражениях: «Делая свою работу, он должен быть тверд, честен и активен, он должен, наконец, поддерживать свой авторитет и не жаждать всеобщей любви. Он должен быть лидером, отдающим распоряжения и указывающим общее направление, а не отцом родным, балующим и утешающим своих подопечных».
Существует общепринятое определение, в котором понятие лидера включает: уверенность в себе, веру в себя (если не я, то кто?); четкие и ясные цели, мощное желание достичь их; умение управлять другими, объединять людей и формировать команды; способность изменять свое сознание, разрушать стереотипы мышления, прогнозировать будущее. Главное здесь — это возможность оказывать влияние на людей, внушать другим, что они талантливы и могут создавать новую реальность, которой до них не было.
Генри Минтцберг называет восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
- Искусство быть равным — способность установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
- Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
- Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
- Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
- Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны.
- Исскусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
- Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
- Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние оказывает лидер на организацию.
Международная организация труда рекомендует выделять следующие наиболее характерные особенности лидерства:
- связь непосредственной деятельности индивида с конечными результатами организации и навыки работы с людьми;
- целевая ориентация лидерского поведения на выявление ролей участников и доведение «видения» желаемого результата до каждого;
- упор на стимулы для вовлечения работников в общее дело при создании атмосферы кооперирования и инициативы.
В понимании Б. Карлофа и С. Соденбер га «хороший лидер характеризуется четырьмя качествами: здравым смыслом; фантазией; способностью к анализу; эффективностью». Известно также утверждение, согласно которому «лидерство сводится к двум основополагающим и взаимосвязанным вопросам: умелому руководству и энергичности... Задача лидера заключается в том, чтобы выступать с инициативой, внушать и поддерживать стремление к максимально эффективной работе как основе и важнейшему условию деятельности организации».
Лидерство, полагает М. Огава,— это способность устанавливать для подчиненных общие задачи и цели, сплачивать людей для их достижения, давать им уверенность в непременном достижении целей, и кроме того, это способность увязывать усилия людей с положительными результатами. По его мнению, соответствовать своему предназначению лидеру помогут следующие десять условий.
Верить в себя и выработать собственную философию. В любом деле, если вложить в него душу, обязательно станешь понимать, «чего делать нельзя» и «какие мысли надо оставить». Однако накопленные таким образом и собранные воедино идеи это еще не философия управления. Настоящий лидер воспитывает и совершенствует себя, постоянно анализируя философию управления и доводя ее до совершенства.
Любить работу и получить от нее удовольствие. Если ты действительно любишь руководить, то даже в сложной ситуации в тебе будет бурлить боевой дух, ты найдешь решение проблемы, и это доставит тебе наслаждение.
Выработать характер и чувство собственного достоинства. Если человек, являющийся лидером, не достиг определенного уровня культуры и образования, подчиненные будут его презирать.
Сутью Вашего характера должна быть любовь к людям. Если на предприятии у лидера по отношению к подчиненным, или же в армии у офицера по отношению к солдатам, или у преподавателя по отношению к ученикам, у мэра по отношению к горожанам, у президента по отношению к гражданам страны не будет любви и сострадания, то, как бы внешне все ни выглядело благополучно, неизбежен внутренний распад.
Быть строгим по отношению к работе. Нужно воспитать в себе и глубокую любовь к людям, и безграничную строгость по отношению к работе, к делу. Но ни в коем случае не наоборот.
Быть жизнерадостным и иметь чувство юмора. Лидер должен быть светлой личностью, т. е. не просто производить хорошее внешнее впечатление на окружающих, но и постоянно замечать успехи подчиненных и внушать им надежду.
Иметь мечту. Мечта — исток жизнерадостности. Высокие мечты человека как ничто другое увеличивают силу его очарования.
Развивать чувство здравого смысла и дальновидность. Человек, стремящийся стать лидером, обязан иметь собственное суждение обо всем, что касается его фирмы: об имеющих к ней отношение товарах и технологиях, торговых проблемах и уровне управления. Он должен проявлять интерес ко всему, что выходит за рамки его специальности.
Не останавливаться в своем развитии. Обязанности лидера меняются с изменением его должностного положения и обстоятельств. Лидер, запаздывающий с пониманием этой истины, теряет квалификацию и утрачивает моральное право на лидерство.
Заботиться о собственном, здоровье. Умение контролировать состояние своего здоровья — одна из важнейших составляющих квалификации лидера.
Приведенные и многие другие определения лидерских качеств, конечно же, справедливы, но они не дают возможности для универсализации подхода к решению проблемы.
Наконец специалисты пришли к выводу, что наиболее перспективны поиски универсального типа (стиля) лидерства с позиции ситуационного подхода. Исследователи, убедившиеся в отсутствии единственного лучшего типа лидерского поведения, пришли к идее, что оно различно в разных ситуациях.
Ситуационное лидерство
Концепция ситуационного лидерства гласит, что на каждую ситуацию лидер должен реагировать предсказуемым образом. Руководитель, в одних ситуациях вполне способный быть лидером коллектива, в других ситуациях может не проявить своих лидерских качеств. Вовсе не случайно выделяются, в частности, лидер универсал, лидер исполнитель, лидер организатор, лидер эрудит, лидер эмоционального притяжения и др. Значит, ситуации играют существенную роль в формировании и становлении лидера, который, однако, должен обладать и соответствующими чертами характера.
Желательно, чтобы лидер имел достаточно четкое представление о вероятных в процессе его деятельности ситуациях, что поможет приспособиться ему самому, а также подготовить сотрудников к выполнению возникающих задач. Подготовка должна быть всесторонней: деловой (собственно функциональной), под которой подразумевается профессионализм, знания, умения, навыки, а также исполнительность, выражающаяся во внутренней готовности к адекватному восприятию и решению ситуативных проблем.
Для ситуационного лидера необходимы качества определенного порядка, представляющие собой сочетание различных навыков, приобретенных опытным путем. При этом искомые качества должны обладать высокой степенью адаптивности, чтобы их с равным успехом можно было использовать в различных ситуациях.
В этом контексте наиболее важны следующие качества:
- видение перспектив развития организации и способность переходить от мысли к действию;
- талант находить последователей;
- энергичность и коммуникабельность;
- способность генерировать идеи, готовность к определенному риску;
- амбициозность и уверенность в себе (в приемлемых рамках);
- эрудированность и интеллигентность;
- соблюдение правил этики.
Руководители организации и работники кадровых служб, полномочные находить сотрудников с лидерскими качествами, должны детализировать и структурировать свои требования.
Большую роль играет конкретное содержание требований к лидеру, что во многом предопределяет их удельное значение (весомость) в его деятельности.
Установлено, к примеру, что лидерское дарование предполагает наличие способностей к суждению и вербальных способностей, а коммуникативные навыки должны быть достаточно результативны, чтобы передавать последователям идеи, мотивировать их к исполнению своих обязанностей лучшим образом. Коммуникативные умения предполагают: учет во взаимоотношениях людей их особенностей (образование, пол, национальность, круг интересов, мотивы деятельности, возраст); ориентировку в условиях неопределенности и непредвиденных ситуаций; способность заинтересовать слушателей и направлять их поведение без принуждения; создавать атмосферу доверия и др.
Типология лидерства
Различают авторитарный, демократический, харизматический и другие типы лидеров (стили лидерского поведения), которые формируются под воздействием ситуации. Существуют критерии классификации лидерства:
По содержанию деятельности:
- лидер вдохновитель, предлагающий свою программу поведения;
- лидер исполнитель и организатор выполнения заданной программы;
- лидер, выступающий одновременно вдохновителем и организатором.
По стилю руководства:
- авторитарный;
- демократический;
- харизматический.
По характеру деятельности:
- универсальный (в любой ситуации проявляющий свои качества лидера);
- ситуативный (проявляющий качества лидера в определенных ситуациях).
Известны и другие типологии лидерства, но ни одну из них нельзя считать универсальной, поскольку каждая из них ориентирована на решение неких прикладных или исследовательских задач. Причем выбор типологии в каждом случае определяется особенностями и задачами организации, и зависит также от личности лидера и конкретной ситуации. Но есть, разумеется, и универсальные показатели, ориентация на которые полезна (обязательна) для любой организации. В качестве таковых можно выделить два показателя эффективности лидерского поведения: производственный, непосредственно связанный с результативно деятельности, и социально-психологический, определяющий характер воздействия стиля на групповые процессы и состояния. Исследования свидетельствуют о позитивном влиянии демократического стиля на уровень второго показателя (сплоченность членов группы, развитие дружеских межличностных отношений, готовность идти на риск и др.).
На практике лидер может применять одновременно оба типа лидерского поведения — ориентированного на производство (задачу) и ориентированного на взаимодействие (групповые интересы).
Особого внимания заслуживает харизматический тип лидера (лидерского поведения). Руководители этого типа по своим возможностям превосходят традиционных менеджеров. Харизматическое лидерство носит ярко выраженный отпечаток личности лидера: обычно его поведение независимо и кажется что «мало предсказуемо». Источниками влияния харизматического руководителя служит, как правило, разделяемое сотрудниками видение будущего; обще признаваемая система корпоративных ценностей; взаимное доверие лидера и подчиненных.
Харизматический лидер руководитель способен укрепить веру сотрудников в возможность достижения высоких результатов, убедить их в единстве их интересов и интересов группы (организации). Ему присущи выраженная преданность идее и уверенная манера держаться, умение в оригинальной и доходчивой форме убедить в правильности своего мнения последователей.
При всех обстоятельствах наилучшие предпосылки эффективного руководства создаются посредством сочетания лидерских качеств с профессиональными. Предпосылки эти выражаются в максимально целесообразной самостоятельности действий руководителя (развитая психологическая готовность к эффективному выполнению функций, обуславливающих получение качественного результата), в прорыве к своему истинно человеческом) (в контексте понимания своего предназначения и социальной ответственности), в высокой мобильности (отражающей уровень культуры мышления и многогранность знаний), в умении взаимодействовать с другими людьми (что предполагает усвоение системы общепризнанных моральных ценностей, принципов общения и поведения).
Существенны также межличностные отношения между лидерами и сотрудниками.