Магистральным путем дальнейшего развития советской экономики является всесторонняя интенсификация общественного производства, выступающая как исходная и самая важная форма проявления научно-технической революции. Ее главными факторами являются научно-технической прогресс, планомерное обновление производственных фондов и замена их более совершенными, улучшение структуры общественного производства и управления им, повышение уровня хозяйствования. На этой основе обеспечивается непрерывный рост производительности труда и эффективности общественного производства.
Необходимость поворота к интенсивным методам развития экономики вызывается объективными причинами, и прежде всего тем, что мы вступили в такой этап развития, который уже не позволяет работать по-старому, требует новых методов и новых решений. На XXVI съезде нашей партии была поставлена задача завершить в 80е годы поворот экономики на путь интенсификации, осуществить новые меры для дальнейшего повышения эффективности социалистического производства.
Курс на интенсификацию производства отражает изменившиеся условия воспроизводства, постепенное сужение экстенсивных источников хозяйствования, создание принципиально новых возможностей повышения эффективности, обусловленных прогрессом в науке и технике. Это основное направление в развитии социалистического общественного производства, при котором рост объемов производства и национального дохода достигается, прежде всего, путем качественного повышения уровня науки и техники, ускорения научно-технического прогресса. В связи с этим особое значение приобретает создание таких организационно-экономических условий, при которых достижения научно-технического прогресса своевременно и полностью использовались бы в народном хозяйстве. Поэтому важнейшим фактором интенсификации производства становится совершенствование всего механизма хозяйствования, и в первую очередь механизма управления социалистическим производством.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Не меньшее значение приобретает перевод на интенсивные рельсы самой системы управления как подсистемы народного хозяйства. Дело в том, что значение управления определяется не только функциями, которые оно выполняет в производственной системе и которые К. Маркс образно сравнил с функциями дирижера оркестра. Оно постоянно растет и в связи с тем, что на управление общественным производством затрачиваются значительные средства, в нем занято много трудящихся, причем они имеют, как правило, высокую квалификацию и образование. Труд работников управления оснащается высокопроизводительными орудиями и средствами труда, которые, создавая возможности решения новых социально-экономических задач, выдвигаемых интенсификацией производственных процессов, требуют в то .же время все больших трудовых и материальных затрат.
Таким образом, можно констатировать, что интенсификация общественного производства вызывает необходимость, а современная научно-техническая революция создает материальную базу для качественного преобразования систем управления производством на основе быстро развивающейся науки и принципиально новой техники управления. Современное производство, характерными чертами которого являются высокий уровень механизации и автоматизации, динамичность и тенденции к ускорению происходящих в нем процессов, требует такого же высокоорганизованного механизированного н автоматизированного управления. Это вытекает из законов единства и соотносительности объекта и субъекта управления.
Развитие систем управления в условиях возрастающей сложности и динамичности социалистического хозяйства может осуществляться двумя путями:
а) за счет экстенсивного расширения аппарата управления, т. е. увеличения численности управленческих работников и расширения неизменной по качественным параметрам технической базы управления;
б) путем интенсификации, т. е. совершенствования процессов и методов на базе новой высокопроизводительной техники и достижений науки управления; формирования оптимальных структур, обеспечивающих интенсификацию процесса управления; совершенствование методов управления, повышения квалификации, улучшения подбора, расстановки и структуры кадров, совершенствования стиля руководства.
Экстенсивный тип развития систем управления характерен преимущественно для ранних периодов развития советской экономики, когда главными задачами были обеспечение нормального функционирования вновь создаваемых социалистических систем управления, выработка принципов и методов управления в условиях почти полного отсутствия оргтехники. В этот период темп роста численности работников аппарата управления превышал темпы количественного увеличения числа работников производственного аппарата.
Развитие производительных сил нашей страны подготовило переход от экстенсивных к интенсивным методам производства и управления.
Система управления, направленная на планомерную интенсификацию, должна создавать оптимальные условия для достижения наивысшей производительности труда, ускоренного роста общественного производства и расширенного воспроизводства социалистических производственных отношений. В то же время она должна отвечать требованиям оперативности и экономичности, позволяющим не только своевременно реагировать на изменения условий под воздействием научно-технического прогресса, но и обеспечивать более высокий эффект функционирования системы управления но сравнению с затратами на нее.
Главный фактор интенсификации управления
Основой и главным фактором интенсификации управления социалистическим производством является научно-технической прогресс. Ускорение темпов научно-технического прогресса органически связано с хозяйственным механизмом, с постоянной работой по улучшению механизма и методов управления.
Методы управления в условиях интенсификации производства должны быть нацелены на хозяйское, рачительное использование трудовых, материальных и денежных ресурсов, как в процессе производства, так и в управлении им. В результате бурного развития таких наук, как теория управления, кибернетика, исследование операций, теория принятия решений и др., арсенал методов, используемых в управлении производством, существенно расширился. Экономико-математические методы, методы имитационного и машинного моделирования, программно-целевые методы н ряд других методов, применение которых стало возможным на базе современной вычислительной техники, существенно расширили возможности решения новых актуальных задач управления, а также обеспечили новый подход к традиционным задачам. Например, решение сложных задач управления с помощью экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники повышает экономический эффект примерно на 10—15%, что равноценно более интенсивному использованию ресурсов.
Одновременно сокращается длительность управленческого цикла, что также является фактором интенсификации управления производством.
Применение интенсивных методов управления базируется на комплексном развитии технической базы управления. Основные признаки этой комплексности — взаимосвязанность всех элементов технической системы и согласованность в наращивании их производственных мощностей. Отставание в развитии тех или иных составных частей комплекса технических средств неизбежно приводит к неполному использованию управленческой техники, к потере скорости, оперативности и качества управления. И напротив, пропорциональное, взаимоувязанное развитие всех частей технической системы, своевременное приобретение и установка необходимых видов оборудования в рассчитанных количествах и запланированном ассортименте обеспечивают в конечном итоге ощутимую экономию и повышение качественного уровня управления. Именно на этой основе создается возможность комплексной механизации и автоматизации управления производством, охватывающей все основные функции и процессы управления.
Внедрение автоматизированных систем управления производством связано с разработкой своеобразных технологических процессов управления, базирующихся на применении новых методов преобразования информации и современных технических средств. В нашей стране имеется опыт разработки и внедрения на ряде предприятий маршрутных технологических карт выполнения управленческих операций по особо важным работам. Работа по картам требует четкого определения обязанностей, прав и ответственности, полного и точного описания содержания труда по операциям, регламентации, дисциплины и культуры труда, изменения привычного стиля работы. При подготовке маршрутных карт проводится большая работа, позволяющая: выявить передовые методы управленческого труда, нормировать управленческую деятельность путем установления пооперационных норм времени, отделить квалифицированный труд от неквалифицированного, рационально распределить весь объем управленческой деятельности по каждой функции в логической последовательности по исполнителям и срокам, обучить новых работников и молодых специалистов, систематизировать и типизировать процессы управления, выявить информацию, необходимую на каждом уровне, упорядочить ее потоки, исключить информационное дублирование.
Таким образом, процессы управления в условиях его автоматизации впитывают в себя все то новое, что разработано наукой и техникой и что позволяет максимально сократить время, необходимое для подготовки и принятия управленческих решений, обеспечить высокий уровень согласованности и взаимодействия между управленческими подразделениями и отдельными работниками как но «горизонтали», так и но «вертикали» управления.
Разработка и внедрение АСУ на предприятии вызывают необходимость изменения организационной структуры управления. В результате централизации соответствующих управленческих работ на уровне заводоуправления, где сосредоточены квалифицированные специалисты, повышается качественный уровень управления предприятием.
Интенсификация процессов управления в условиях АСУ обеспечивает высокий экономический эффект при использовании типовых проектных решений: типовых пакетов прикладных программ и типовых модулей для широкого класса предприятий, унифицированной системы документации, единой системы классификации и кодирования информации. Имеющийся в стране опыт создания типовых АСУ (например, АСУ «Сигма», АСУ «Фрезер», АСУ-вуз и др.), а также формирования АСУ на базе стандартных блоков с учетом специфики объектов управления показывает, что этот путь позволяет снизить стоимость и время разработки и внедрения АСУ, сократить расходы по их эксплуатации, значительно расширить возможности автоматизации управленческих работ. Большое значение имеет и расширение возможностей обмена опытом эксплуатации и обсуждения проблемных вопросов автоматизации управления, как на уровне предприятий, так и на уровне отраслей, ис1юльзующих типовые проектные решения.
Автоматизация управления в условиях социализма выполняет важную социально-экономическую функцию, оказывая непосредственное влияние на структуру труда управленческих работников.
Применение средств механизации и автоматизации управленческого труда способствует снижению доли времени, затрачиваемого работниками на выполнение однообразных и утомительных операций, связанных с подготовкой и обработкой информации.
В то же время оснащение управленческих работников современной счетно-решающей, электронно-вычислительной и другой техникой требует овладения новыми знаниями, умения управлять этой техникой, настраивать, регулировать и контролировать ее работу. Применение средств оргтехники, регистрации и сбора информации, обработки и передачи, накопления, размножения и выдачи информации обогащает содержание труда определенной категории управленческих работников (специалистов, технических исполнителей), усиливает его привлекательность, так как приводит к рациональному сочетанию легкого физического труда с трудом умственным.
Одновременно происходит повышение квалификации и уровня образования управленческих кадров. Таким образом, в условиях АСУ рост производительности труда обеспечивается не только за счет совершенствования процессов и организации управления, но и за счет улучшения структуры затрат управленческого труда, повышения его содержательности и творческого характера.
Интенсификация управленческого труда, ее социально-экономическое содержание и методы измерения
В соответствии с учением К. Маркса под интенсивностью труда понимается его уплотнение «...путем конденсирования рабочего времени, когда каждая частица времени в большей мере наполняется трудом... Поры времени уменьшаются путем, так сказать, сжатия труда»
Практика социалистического общественного производства полностью подтверждает гениальное предвидение К. Маркса о том, что «действительно свободный труд... представляет собой дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение».
Поддержание общественно необходимого уровня интенсивности труда при социализме —непременное условие организации процесса общественного труда. Планомерно обеспечивая оптимальный уровень интенсификации труда, социалистическое общество тем самым добивается более эффективного использования рабочей силы.
Экономическая сущность интенсификации труда непосредственно связана с количеством труда, затрачиваемого в единицу времени, а также с его полезным результатом. Увеличение труда в единицу времени при определенных условиях равноценно росту потребительных стоимостей. «Более интенсивный рабочий день воплощается, поэтому в большем количестве продуктов, чем менее интенсивный день той же продолжительности».
В этой связи нелишне напомнить слова В. И. Ленина, который указывал, что «...повышение дисциплины трудящихся, уменья работать, спорости, интенсивности труда, лучшей его организации» является непременным условием роста производительности труда.
В то же время интенсивность труда управленческих работников не должна быть выше ее общественно нормального уровня, отражающего средние затраты труда в единицу времени для данного периода развития производительных сил.
Сочетание коренных интересов отдельной личности и общества в целом, органически свойственное коммунистической формации, предполагает установление научно обоснованного уровня общественной интенсивности труда и обязательный контроль общества за его соблюдением. Дело в том, что как превышение, так и недоиспользование общественно нормального уровня интенсивности наносит вред не только обществу, но и отдельным его членам, вызывая в одних случаях переутомление, в других неудовлетворенность организацией и результатами труда. Общественно нормальная интенсивность труда предполагает полное и наиболее эффективное использование, как рабочего времени управленческих работников, так и материально вещественных факторов их труда.
Социально-экономическое содержание интенсивности труда управленческих работников должно отражать специфику труда, его направленность, предмет и результат труда, а также роль управленческого труда в труде совокупного работника производства.
Управление производством — это целенаправленный процесс воздействия на трудовую деятельность участников производственного процесса, поэтому объектом управленческой деятельности выступает работник производства и трудовой коллектив в целом. Путем управленческого воздействия обеспечивается согласование действий членов коллектива, направленное на достижение запланированных результатов. Воздействие предполагает выработку и принятие управленческих решений, носящих разнообразный характер,— социальных, экономических, организационных, технико-технологических и т. п. Поэтому в качестве результата или «продукта» труда в управлении в самом общем виде выступает решение, обеспечивающее согласование действий, координацию совместных усилий коллектива для достижения его целей.
Выработка, принятие, реализация и контроль за исполнением решений связаны с выполнением неоднородных по содержанию работ технических исполнителей, специалистов и руководителей. Например, технические исполнители, как правило, специализированы на однородных, повторяющихся операциях, связанных с подготовкой информации, необходимой для разработки и принятия решений, с их документальным оформлением, а также с организацией их выполнения. Продукт их труда может быть более или менее четко выделен, подсчитан, оценен. Это массив обработанных данных, заполненных документов, отпечатанных материалов и т. п.
Специалисты занимаются непосредственно подготовкой технических, экономических и прочих данных, необходимых для управленческих решений, которые и являются результатом их труда. Его трудно измерить, так как нередко требуется разработка нескольких вариантов решений, отвечающих целям системы, но требующих разных затрат ресурсов или времени на их достижение. Трудоемкость разработки вариантов и их количество обычно не регламентируются и находятся в прямой зависимости от важности и сложности решаемой управленческой задачи.
Наконец, руководители предприятий, направляющие и координирующие действия трудовых коллективов путем принятия решений и организации их выполнения, около двух третей своего рабочего времени затрачивают на работу с людьми. Результатом их труда является эффективная организация взаимодействия всех частей производственной системы. Он опосредуется через итоги производственно-хозяйственной деятельности и социально-экономические условия труда работников предприятия.
В соответствии с этим увеличение полезного результата при интенсификации, т. е. уплотнении рабочего времени технических исполнителей, специалистов и руководителей, выражается разными параметрами. Поэтому подход к определению интенсивности труда работников управления должен быть, с одной стороны, дифференцированным, с другой — интегрированным, поскольку их труд связан единым процессом выработки управляющего воздействия.
Необходимость измерения интенсивности труда управленческих работников очевидна. Она позволяет установить реально существующие тенденции в динамике интенсивности труда работников различных отраслей, сфер, категорий; определить общественно нормальную интенсивность труда для каждой сферы, отрасли и категории и выявить влияние таких факторов, как научно-технической прогресс в управлении, изменение продолжительности рабочего дня и др.; сравнить труд работников разных категорий по его уплотненности и тяжести, что необходимо для научно обоснованного установления льгот и компенсаций за неустранимые отклонения от нормальных условий труда.
Методы измерения интенсивности труда управленческих работников не разработаны до уровня их практического применения так, наиболее часто выдвигается предложение об измерении интенсивности труда путем сопоставления количества израсходованной жизненной силы и времени ее расходования. Его практическое использование затруднено тем, что не решены важнейшие методологические и теоретические проблемы измерения затрат энергоресурсов при выполнении конкретных видов управленческого труда и оценке полезного результата труда работников разных категорий.
С учетом современного состояния разработки вопроса и специфики управленческого труда более полезными могут быть методы, базирующиеся на косвенных показателях, отражающих интенсивность труда.
В качестве таких показателей могут быть использованы те, которые характеризуют условия использования потенциала управленческих работников как элемента производительных сил. Это, прежде всего показатели, отражающие научную организацию тру да управленческих работников, которая, собственно говоря, и призвана обеспечивать общественно нормальную величину интенсивности труда в данных социально-экономических условиях.
Научной надо считать такую организацию труда, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную потребность.
Именно эти цели преследуют такие направления НОТ, как раз деление и кооперация труда, подбор и расстановка кадров, разработка систем, методов и процессов управления, организация рабочих мест и нормирование труда инженерно-управленческих работников. Кроме этого, использование потенциала работников системы управления предопределяется целым рядом параметров, отражающих условия их деятельности, К ним в первую очередь относятся: квалификационный состав кадров управления, фондо-вооруженность труда, материальное и моральное стимулирование, жилищно-бытовые, культурно-просветительные условия, общение в трудовом коллективе.
Сознательное и планомерное изменение параметров по этим двум направлениям может обеспечить максимальное приближение интенсивности труда к ее общественно нормальному уровню, так как улучшение условий труда и научная его организация в конечном итоге отражаются на работоспособности и повышении полезного результата работы управленческих кадров. Этот подход к определению интенсивности труда позволит не только установить ее уровень (по отношению к общественно нормальному), но и выявить причины и факторы, вызывающие переутомление, отклонения от установленных норм, препятствующие повышению производительности и эффективности системы управления в целом.
Таким образом, проблемы, связанные с установлением социально-экономической сущности интенсивности труда управленческих работников, определением границ ее повышения, методов измерения и путей обеспечения общественно нормального уровня, имеют не только теоретическое значение, но и существенно влияют на практику организации труда в управлении, его результативность и эффективность.
Наука и искусство управления
Принципы научного управления социалистическим хозяйством стали разрабатываться и действовать с первых дней Советской власти. В ходе социалистического строительства накапливался огромный исторический опыт управления, формировались и совершенствовались методы, приемы и структура социалистического управления, осуществлялся переход к более эффективным научным методам, закладывался фундамент теории управления народным хозяйством.
Важной предпосылкой развития научного управления является создание и постоянное совершенствование теории управления социалистическим производством. Базируясь на фундаментальных положениях марксизма ленинизма, наука управления изучает отношения управления и выявляет объективные законы их формирования и развития, под влиянием которых складываются эти отношения. Научное управление сегодня основано на глубоком знании экономических и других законов, особенностей их действия и использования в конкретных условиях. Оно должно опираться на приемы и методы научного анализа, экономико-математического моделирования и статистических исследований.
Управление сегодня основано на применении современных технических средств, которые дают возможность своевременного получения, переработки и эффективного использования всей необходимой информации. Следовательно, научный подход есть важнейшее необходимое условие осуществления эффективного управления. Однако является ли это условие одновременно и достаточным? Достаточно ли овладения только теорией управления для того, чтобы стать командиром производства, хорошим руководителем?
Давно стало очевидным, что не всякий хороший специалист (инженер, экономист, финансист и др.) может стать управленцем, руководителем. «Всякая работа управления,—писал В. И. Ленин,— требует особых свойств. Можно быть самым сильнейшим революционером и агитатором и совершенную непригодным администратором... чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование».
Управление является особой областью человеческой деятельности, в которой наряду с научным подходом не последнюю роль играют элементы искусства. Ключевым моментом в понимании природы и специфики управления производством как социального управления, в котором научный подход тесно взаимодействует с Искусством, является мысль Ф. Энгельса: «Все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову; но какой вид принимает оно в этой голове, в очень большой мере зависит от обстоятельств».
Отсюда следует, что не все аспекты отношения в процессе управления могут быть выражены через закономерности и могут быть охвачены принципами, не все "поддаются формализации. Поэтому процесс управления является не только областью науки, но и областью искусства.
Научный анализ отношений между объективными условиями и субъективными факторами помогает теории управления правильно оценить, что может и чего не может делать субъект управления. При таком понимании теория управления становится мощным рычагом превращения стихийного развития в сознательное. И здесь необходим диалектический подход к оценке соотношения объективного и субъективного, стихийного и сознательного в процессе управления.
Субъективное начало при этом проявляется в личной инициативе, творчестве при практической реализации требований законов и принципов управления применительно к конкретным ситуациям, складывающимся в том или ином звене или на уровне управления. Вместе с тем внедрение АСУ и использование экономико-математических методов обеспечивают все большую объективность в управлении. Следовательно, категория «объективное» в управлении отражает действие законов, а категория «субъективное», «сознательное» — их использование. Нельзя сводить управление либо только к науке, либо только к искусству, опыту. Нужно добиваться наилучшего сочетания того и другого вопреки мнению, что управление — это только искусство, овладеть которым могут лишь те люди, которые обладают соответствующими способностями, опытом, практически приобретенными навыками руководящей, организационной работы.
Проявление в управлении искусства осуществляется через две основные сферы:
Во-первых, в силу психической и психологической специфики человека зачастую разные люди по-иному воспринимают и оценивают одну и ту же ситуацию в управлении (эмпирический уровень). Эти и ряд других причин приводят к тому, что и на теоретическом уровне, когда формируются законы и категории, когда обосновывается их содержание, нередки расхождения (и порой существенные) в научных взглядах на тот или иной закон, категорию.
Во-вторых, вследствие недостаточного развития науки и вследствие самой специфики социально-экономического управления невозможно однозначное, «рецептурное» отражение процессов управления через категорию и законы. Вот почему чрезвычайно важную роль играет искусство практического воплощения требований законов (их выявляет теория) в практике управления. Это обстоятельство играет ключевую роль по той причине, что общетеоретические положения надо применять в конкретных условиях ситуации, а они в управлении практически неповторимы и очень разнообразны. Преломляясь в сознании работников управления, имеющих разный опыт, интеллект, разный темперамент, одни и те же ситуации могут порождать различные управленческие решения. По этому поводу В. И. Ленин писал: «Сочинить такой рецепт или такие общие правила, которые годились бы на все случаи, есть нелепость. Надо иметь собственную голову на плечах, чтобы в каждом отдельном случае уметь разобраться». Естественно, что в таких условиях опыт, искусство (но на основе науки) для эффективного руководства огромное значение.
За шестидесятилетний период развития советской экономики нашими хозяйственниками были накоплены блестящие образцы решения сложнейших проблем управления. Образцы носят эмпирический характер и не являются универсальными рецептами в управлении, а служат ориентиром и рекомендациями в решении тех или иных проблем, для тех или иных типичных условий. Образцы управления не только иллюстрируют теорию, но и позволяют решать определенные проблемы, служат основой в принятии стандартных решений в определенных ситуациях.
В зависимости от уровня управления выделяются образцы управления на уровнях предприятий и производственных объединений (комбинатов), Всесоюзных промышленных объединений, отрасли или территориального комплекса, народного хозяйства. В зависимости от содержания функций управления выделяются образцы управления в сфере планирования, организации, координации, активизации и контроля, а также в сфере конкретной деятельности по производству и его обслуживанию, по снабжению, по сбыту и т. д. Таким образом, в зависимости от уровня и звена управления с учетом решаемых проблем накапливаются образцы управления. Систематизация этих образцов, их критическая оценка, сращивание конкретных событий с теорией значительно обогащают искусство и повышают эффективность управления. Но заучивание всевозможных ситуаций и путей их разрешения на основе прошлого опыта не освобождает руководителей от самостоятельного подхода и принятия решений, так как ситуации не могут быть полностью идентичными. Необходимы знания и искусство их использования в данной конкретной ситуации, умение непрерывно переходить от теоретических знаний к конкретным решениям, действиям.
В силу социального характера отношения управления производством являются не только предметом изучения науки, но и основой развития управленческого искусства. Если методом овладения наукой управления является понятийно логический метод (мышление в понятиях), то методом овладения искусством управления является метод образцов и ситуаций («образное мышление»).
Абсолютизация науки приводит к фатализму, отрицанию возможности сознательного воздействия на явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности, абсолютизация же искусства приводит к волюнтаризму, субъективизму, волевым методам решения управленческих проблем. Поэтому управление следует рассматривать как сплав науки и искусства.
В зависимости от уровня звена и характера управления, от функционального содержания деятельности руководителей, специалистов и органов управления проявляется и своеобразие их искусства.
Искусство руководителя заключается в способности выбрать наилучший вариант для достижения поставленной цели, в активизации и умелом использовании имеющихся сил, возможностей и средств. Руководитель должен обладать такими методами мышления, которые позволяли бы ему на основе установленных факторов проанализировать ситуацию, поставить «диагноз» этой ситуации, сформулировать содержание проблемы в самом сжатом и понятном виде. Умение выражать свои мысли, формулировать решения и приказы — это тоже искусство.
Ситуации, по которым руководителю приходится принимать решения, могут быть самыми различными и требовать самых разносторонних знаний. Иметь же глубокие и всесторонние знания по всем аспектам руководства и принимаемых решений физически невозможно. Поэтому руководитель должен обладать определенным необходимым объемом знаний по ряду областей деятельности для того, чтобы, анализируя мнения разных специалистов при сложившейся ситуации, искусно принять единственно правильное оптимальное решение.
Момент принятия решения — важное условие проявления искусства управления. При этом искусство руководства чаще всего сказывается в оперативном управлении, когда руководителю приходится принимать решение в ограниченные сроки.
Искусство выражается и в понимании руководителем того, что в данный момент зависит от него, а что надо считать «объективными обстоятельствами», на которые не стоит тратить ни сил, ни времени и которые для руководителя данного ранга выступают внешними.
Важнейшая черта управления в социалистическом обществе — социальная ориентация на человека, на задачи всестороннего развития этого человека. Поскольку любое решение непосредственно связано с интересами и потребностями человека, коллектива людей, каждый руководитель и управляющий орган призваны «сфокусировать» решение на человека, на коллектив и приложить все усилия, чтобы решение было осознано и внутренне принято людьми.
Иногда возникает ситуация, когда отдельными людьми и даже их коллективами правильное решение может быть не принято в силу их некомпетентности или непонимания сложившейся ситуации. К тому же эмоциональность людей приводит иной раз к преобладанию чувства над здравым смыслом. В этом случае руководитель должен действовать как умелый психолог и организатор, убедительно разъяснять и творчески реализовать принятое решение. Умение поставить себя на место другого человека, понять причинные и субъективные мотивы его поведения — это тоже искусство.
Отношения людей в коллективе, как известно, нельзя всецело уложить в рамки формальных связей. Неформальные отношения строятся, прежде всего, на личных качествах и способностях людей, сопереживании, подражании, содействии или противодействии друг другу, оказании непосредственной помощи и поддержки, нередко выходящих за рамки служебных отношений. В этих отношениях в наибольшей степени проявляются их интересы, темперамент, вкусы.
Исключительно большую роль играют неформальные связи в научно-исследовательских и творческих организациях, где огромное значение приобретают интеллект, талант, мастерство и где сами по себе административные формы воздействия имеют ограниченные возможности. Поэтому в этих организациях, в сфере особо творческого труда, руководителем должен быть авторитетный ученый, в совершенстве владеющий как наукой, так и искусством управления.
Руководитель такого коллектива должен уметь понять сложившийся в нем психологический климат и систему неформальных отношений. И здесь чрезвычайно важно найти оптимальную меру сочетания формального и неформального. В этом состоит особое искусство руководителя.
Человеческие отношения испытывают постоянные изменения, часть которых может привести к конфликтным ситуациям. Вот почему особенно важное значение имеет умение руководителя предотвратить возникновение конфликта, а если он возник — своевременно преодолеть его.
Существенным средством для формирования и развития коллектива является использование руководителем системы моральных и материальных стимулов. Посредством материальных стимулов достигается оптимальное соотношение экономического вклада каждого работника с трудом коллектива, определенным образом отражается его работа и таким способом одновременно мобилизуются для достижения этого оптимума другие члены коллектива. Если же материальное поощрение будет обезличенным, то оно может привести к развитию в коллективе негативных целей, т. е. целей, связанных с достижением материального поощрения любой ценой. Поэтому материальное поощрение должно связываться с общественной значимостью выполненного труда.
Большие требования должны быть предъявлены к моральному стимулированию. Моральные стимулы прямо связаны с самоутверждением и авторитетом личности. В этом случае очень важно, чтобы руководитель не оставил незамеченной инициативу работника, его вклад в общий результат. Долг руководителя состоит в том, чтобы факт поощрения поступка стал известен коллективу.
Умелое использование материальных и моральных стимулов требует определенного искусства руководства.
В поле зрения руководителя должен находиться каждый член коллектива, но особенного внимания требуют молодые специалисты, многодетные матери, люди, страдающие недугом, пенсионеры ИТ. п. В этом случае руководитель обязательно должен обладать такими чертами характера, как тактичность, человечность, коммуникабельность, доброжелательность, выдержка, наряду с тем, что он должен быть одновременно и политиком, и социологом, и воспитателем. Руководитель должен уметь поощрять и наказывать, быть строгим и требовательным и одновременно вежливым и приветливым, уметь говорить самому и выслушивать собеседника, ценить время своих подчиненных, как свое собственное, обладать чувством юмора. Все эти черты и качества не всегда даются руководителю как человеку природой. Некоторые из них он должен воспитать в себе сам, и это самовоспитание тоже является элементом искусства.
В настоящее время велико значение роста активности трудящихся в управлении, что позволяет улучшить качество управления, качество всей нашей работы. Участие трудящихся в управлении повышает степень понимания каждым своей роли в производстве, его ответственности за порученное дело, за дело коллектива.
Известно, что одной из важнейших управленческих функций является организация трудовой деятельности людей: их расстановка по видам работы, организация их взаимодействия на каждом участке производства. Характер выполнения любой работы предопределен существующими нормами и технологическими требованиями. Однако имеются возможности для дополнительного повышения эффективности за счет более полного использования индивидуальных особенностей каждого работника. Эти индивидуальные особенности проявляются через круг личностных интересов и способностей. Интерес к работе выступает в качестве одного из сильнейших мотивов, предопределяющих отношение к ней, а значит, и результат ее выполнения. Следовательно, знание интересов членов коллектива и распределение заданий по интересам, несомненно, способствуют и повышению качества выполняемой работы. Умелый учет способностей и индивидуальных характеристик человека и с учетом этого рациональное распределение заданий — тоже искусство руководителя.
Руководитель также должен осознавать, что для роста творческой активности работника важное значение имеют расширение круга выполняемых им функций, преодоление профессиональной узости и ограниченности, функциональная гармония личности с помощью перемены трудовых функций и совмещения профессий, что обусловлено изменением характера и условий производства, усилением специализации, возрастанием степени автоматизации трудовых процессов. Укрепляется и развивается влияние трудящихся на формальных руководителей, более четкими и обоснованными становятся их взаимные требования. Не всякому руководителю это нравится, а потому кое-кто из них предпочитает, решат вопросы в узком кругу профессионалов, что недопустимо.
Необходимы умелое привлечение трудящихся к решению производственных, культурных, социальных вопросов, искусное использование всех имеющихся для этого возможностей. Участие трудящихся в управлении — заслон против бюрократии, застоя, мощное средство совершенствования и роста эффективности управления, проявление подлинно социалистического искусства управления производством.
Таким образом, искусство управления заключается в том, что дает возможность руководителям непосредственно переходить от теоретических знаний к действию, к конкретным решениям. Вот почему важно научиться улавливать связь между теорией и реальной действительностью. В этом и проявляется искусство управления производством.