Большинству умов, чтобы встрепенуться и ожить, нужны новые впечатления; моему, однако, они больше нужны для того, чтобы прийти в себя и успокоиться, ибо его главнейшее и наиболее ревностное занятие — самопознание. Книги для него своего рода отдых, отвлекающий его от этого дела. Первые же явившиеся ему мысли сразу возбуждают его, он стремится самым различным образом проявить свою мощь: он старается блеснуть то остротой, то строгостью, то изяществом; он сдерживает, соизмеряет и укрепляет себя. В самом себе обретает он побуждение к деятельности. Природа дала ему, как и всем, достаточно поводов к полезным раздумьям и широкий простор для открытий и рассуждений.
Для всякого, кто умеет основательно прощупать свои возможности и в полной мере использовать их, размышление — могущественный и полноценный способ самопознания; я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром.
Чтение служит мне исключительно для того, чтобы, расширяя мой кругозор, будить мою мысль, чтобы загружать мой ум, а не память.
Технология (от греческого искусство, мастерство умение) — совокупность методов обработки, изменение состояния, свойств, формы.
Начальные знания студента и конечные знания выпускника вуза характеризуются составом информационных введений, знанием методов проведения расчетов и анализа, навыками выполнения конкретных работ, навыками общения и поведения в обществе.
Методик по определению параметров состояния знаний существует множество. Но важно обратить внимание, что в группе абитуриентов имеет место распределение способностей, подчиненное в большинстве случаев закону Гаусса. Параметры конечного состояния знаний.
Для успешной работы в мире техники необходима специальная подготовка. Общество не может допустить к этой деятельности неподготовленного специалиста. Гарантией успеха в инженерной деятельности является обучение в вузе.
Параметры состояния знаний выпускника вуза зависят прежде всего от конкретной специальности, но можно выделить некоторые общие характеристики. Выделим требования к знаниям и умениям инженерного труда: анализ ситуации, выработка модели ситуации, постановка задачи, решение задачи, оформление результата решения задачи, представление своей работы, организация внедрения предложений. Выпускник должен владеть терминологией, методологией и методами соответствующей области инженерного труда, знать основные информационные характеристики и справочные данные. Он должен уметь производить исследования, делать описания, объяснять происходящие процессы, прогнозировать изменения, делать экономические оценки и обоснования. Выпускник должен иметь четкое чувство ответственности за последствия своих профессиональных решений.
Инженер должен обладать умением:
• применять эмпирические и теоретические методы познания,
• применять приемы научного мышления в познавательной и практической деятельности,
• планировать и рационально организовывать познавательную и практическую деятельность,
• оценивать ситуацию, явление, собственную деятельность и ее результат.
Информационной базой инженерной деятельности являются все дисциплины, предусмотренные сложившимся представлением о составе образовательных дисциплин. Это взаимосвязанный комплекс социальных, экономических, гуманитарных, математических, естественнонаучных, общеинженерных, специальных дисциплин.
Элементы технологии обучения как процесса. Идеальный учебный процесс обеспечивает студенту приобретение знаний и опыта для будущей деятельности специалиста. Его реализация требует специальной технологии обучения, соответствующей материальной базы, информационного обеспечения, системы контроля знаний, квалифицированных педагогических кадров. Реальный учебный процесс стремится к результатам идеального, но в конкретных условиях только может обеспечить некоторое приближение.
Ориентация на область деятельности.
Поздняя специализация базируется на подготовке студентов по одному из традиционных инженерных направлений в течение трех-четырех лет. Разновидности метода поздней специализации связаны с формой и периодом изучения специальных дисциплин. Послевузовский метод предполагает получение специальных знаний уже на рабочем месте, в организации, куда выпускник принят на работу. Договорная вузовская специализация предполагает изучение профильных предметов в периоде 11,5 последних лет обучения, когда вуз имеет четкое представление о месте работы выпускаемых специалистов. Состав предметов в этом случае ориентирован на конкретное предприятие, и даже конкретные места работы.
Со знанием должно быть увязано умение. Важно не только знать, главное — уметь применять. В некоторых зарубежных вузах принято проводить итоговые экзамены только на базе решения прикладных задач, подчеркивая тем самым приоритет умения использовать полученные знания.
Одной из форм метода поздней специализации является российский политехнический метод подготовки инженерных кадров широкого профиля. Его зарождение связано с Санкт-Петербургским политехническим институтом, где он впервые был провозглашен основателями вуза в 1902 г.
Российский метод подготовки инженеров базируется на следующих принципах:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• значительная фундаментальная подготовка;
• подготовка инженеров широкого профиля, ориентированных на направление инженерной деятельности;
• привлечение высококвалифицированных преподавателей и предоставление им полной свободы в выборе методики преподавания;
• значительная самостоятельность студентов в ходе обучения за счет большого объема индивидуальных заданий, выполнения оригинальных курсовых работ, научно-исследовательской деятельности в ходе обучения;
• широкий набор факультативных и дополнительных дисциплин;
• высокая требовательность к уровню знаний.
Ранняя (узкая) специализация предполагает ориентацию студентов на конкретную специальность и даже специализацию, начиная с первого курса.
В учебном плане можно выделить три уровня: стратегический, тактический (обычно трех-пятилетний), оперативный (обычно годовой). Эти уровни отличаются степенью детализации и возможностью изменения. Стратегический учебный план включает группы дисциплин с предполагаемой временной структурой, но без детализации по элементам технологии обучения. Тактический план содержит до 80% детализированных дисциплин с выделением доли свободных ресурсов времени по отдельным группам дисциплин и конкретизацией видов контроля знаний. Оперативный (рабочий) учебный план содержит детальную совокупность дисциплин и методов контроля знаний. Фактически каждый очередной уровень учебного плана оказывается детализацией плана предшествующего уровня.
Метод жесткого учебного плана предполагает регламентацию последовательности и состава изучаемых предметов на весь период обучения.
Метод гибкого учебного плана (при нескольких уровнях гибкости) предполагает выделение групп дисциплин. Первая группа является обязательной и регламентируется требованиями Министерства образования, вторая регламентируется вузом, третья — допускает варьирование и выбирается факультетом или кафедрой, четвертая — допускает выбор со стороны студента. Такой план позволяет оперативно изменять состав предоставляемых знаний с учетом изменений на рынке инженерного труда, развития конкретной инженерной специальности, индивидуальных желаний обучаемого.
Блочный метод построения учебного плана широко используется в вузах Европы. Он предполагает выделение обязательной группы дисциплин, доля которых уменьшается с повышением курса. В первом семестре доля обязательных дисциплин составляет 75%, на заключительном интервале обучения — 25%. Из второй группы (рекомендуемых дисциплин) студент должен выбрать не менее одной-двух дисциплин в семестр для изучения, остальные — могут выбираться любые из числа читаемых в вузе. Абсолютная произвольность формирования своего образования регламентируется необходимостью набора за каждый год (уровень образования) определенной суммы «пойнтов», зависящих от значимости предмета и полученной итоговой оценки. Интегральная сумма «пойнтов» также регламентируется, а складывается она из годовых сумм и оценки за выпускную итоговую работу. Превышение минимально допустимой суммы «пойнтов» является необходимым условием для выдачи диплома. Этот подход ориентирует студента на самостоятельный выбор содержания своего образования и вырабатывает навыки управления своим образованием.
Предметный метод изучения дисциплин предоставляет студентам свободу в выборе последовательности изучаемых предметов. Учебной план регламентирует только набор предметов и форму аттестации знаний. Последовательность изучения предметов является рекомендательной со стороны вуза. В такой технологии обучения допускается также Варьирование общего срока обучения. Студент на конкретный семестр может выбирать интенсивность своей учебы и в результате иметь различный общий срок обучения.
Цикловой метод освоения знаний предполагает разделение всего объема на циклы, которые идут последовательно в процессе обучения в вузе.
Непрерывный метод освоения областей знаний базируется на принципах:
• образование должно быть непрерывным и каждую его область следует постоянно наращивать;
• вся система образования должна быть логически увязана и взаимообусловлена.
При непрерывном обучении весь набор предметов разделяется на предметные циклы (математический, физический, гуманитарный, экологический, экономический, специальный и т. д.). По каждому циклу формируется последовательность предметов, начиная с первого и заканчивая последним семестром.
Подготовка элитных кадров зависит от системы согласованных мероприятий, определяющими из которых являются:
• использование конкурсных отборов в процессе обучения и оценке знаний обучающихся (олимпиады, конкурсы именных стипендий, рейтинг при рекомендациях на работу или обучение в аспирантуре);
• создание национальной системы отбора талантливых студентов и выпускников вузов;
• ориентация на опережающее обучение («учим не тому, что имеем, а тому, что может потребоваться завтра»);
• наличие учебников повышенной трудности, позволяющих способным студентам осваивать повышенный уровень знаний;
• создание системы дополнительного, параллельного и факультативного обучения для способных студентов;
• наличие ярких, творческих личностей среди преподавателей;
• реальное участие студентов в научном и техническом творчестве (неформальные коллективы, работа с учителем-наставником);
• создание условий самостоятельности и независимости для научных групп;
• выделение национальных приоритетов для ключевых технологий, комплексов, вузов и организаций, определяющих научное и техническое будущее страны;
• создание рабочих мест для талантливой молодежи;
• поддержка имиджа и повышение социального статуса национального ученого и инженера;
• организация в стране нескольких национальных проектов мирового уровня.
При подготовке элиты приходится иметь дело со штучной, а не массовой подготовкой. Здесь важны атмосфера высоких достижений, ориентация на «рекордный уровень» знаний.
Учебный план
Отдельно выделяются виды практики, самостоятельная исследовательская работа студента, виды итоговой государственной аттестации знаний (экзамен, комплексный экзамен, дипломный проект, выпускная работа).
С позиции свободы выбора изучаемых дисциплин выделяют:
• федеральный минимум дисциплин,
• региональный минимум дисциплин,
• дисциплины, устанавливаемые вузом,
• дисциплины, выбираемые студентом,
• необязательные (факультативные) дисциплины.
Состав дисциплин учебного плана опирается на государственный стандарт и традиции конкретного вуза. Научные исследования, проводимые преподавателями кафедры, работы с региональными предприятиями, состояние рынка труда оказываются главными признаками для выбора новых учебных дисциплин. Обязательными дисциплинами при подготовке выпускников вузов являются гуманитарные и социально-экономические, математические и естественнонаучные.
Весь набор учебных дисциплин разделяется на несколько комплексов, имеющих логическую последовательность в изучении. Каждая следующая дисциплина внутри комплекса опирается на учебный материал предшествующих дисциплин.
Временная структура учебного плана предусматривает количество и продолжительность семестров, время каникул (2 недели зимних и 58 недель летних каникул). Законом Российской Федерации регламентируется минимально допустимое время обучения в вузе, необходимое для получения государственных документов.
По каждой дисциплине учебного плана указывают количество часов по видам занятий (лекции, упражнения, лабораторные, самостоятельная дополнительная работа), вид контроля знаний (зачет, экзамен), специальную индивидуальную работу (курсовая работа, курсовой проект).
Предельно допустимыми числовыми параметрами учебного плана являются: число часов учебной нагрузки студента в неделю (зависит от формы обучения и курса обучения), общее плановое число занятий студента в неделю (включая самостоятельную работу), количество экзаменов, зачетов и индивидуальных работ в семестр. Имеющиеся стандарты на подготовку студентов устанавливают предельное число часов занятости студента 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Из них на аудиторную работу выделяется 2430 часов в неделю. Повышается доля самостоятельной работы студента на старших курсах. Наибольшая доля имеет место для подготовки магистров, где в неделю выделяется на аудиторную работу не более 20 часов.
В вузах США, например, недельная нагрузка студента существенно меньше, что отражает иную технологию обучения студентов. Если учебные занятия проводятся преподавателем как основным источником информации и знаний, то необходима значительная аудиторная нагрузка. При ориентации на самостоятельное изучение литературы и компьютерных баз информации собственно занятие превращается скорее в обобщенную консультацию, которую проводит преподаватель для студентов. Подобная технология обучения рассматривает преподавателя как координатора процесса освоения знаний студентами. Каждый студент должен сохранить свою индивидуальность, получить конкретную сумму знаний и сформировать способность к их наращиванию и формированию в систему.
Важным параметром при выборе недельной учебной нагрузки студента является степень использования преподавателем учебной техники. Современные средства показа материала, предварительная подготовка раздаваемого конспекта позволяют существенно повысить интенсивность лекции и сократить общее число часов лекционного курса.
Общее количество аттестационных испытаний за семестр обычно составляет 810, в составе которых 45 экзаменов. С целью уменьшения разовой психологической нагрузки на студента очень часто прибегают к системе нескольких этапов контроля: два-три промежуточных и обобщенный итоговый экзамен.
Первый уровень учебного плана составляет 2 года и определяет неполное высшее образование, второй составляет дополнительно 2 года (квалификация бакалавра), третий — 1 год (квалификация специалиста) или 2 года (квалификация магистра).
Обязательный минимум программы подготовки бака тавра составляет 8000 часов, подготовки магистра 4500 часов. При освоении программы вуз вправе изменять объем учебного материала для циклов дисциплин в пределах 10%.
Лекция
Лекция — это исторически сложившаяся форма обучения, Живая речь значительно отличается от опубликованной. «Вышли лекции Захарьина. Я купил и прочел. Увы! Есть либретто, но нет оперы, нет той музыки, какую я слышал, когда был студентом». (А. П. Чехов).
Вводная лекция знакомит слушателей с основами и задачами дисциплины. Здесь уместными оказываются история развития предмета, выделение приоритета отдельных учёных, поверхностное изложение структуры всего будущего материала.
Обязательными элементами вводной лекции являются уточнение правил взаимоотношений студентов и лектора, регламента лекций, условий итогового контроля знаний, рекомендуемой учебной литературы.
Тематическая лекция посвящена разбору конкретной темы. Должна отличаться логическим единством и завершенностью материала. В отдельных случаях допускается перенос части материала на следующую лекцию. Содержание тематической лекции должно меняться с учетом развития науки и техники, поэтому недопустимо использование старых конспектов и устаревших данных прошлых лет.
Обзорная лекция — поверхностное изложение большого объема материала, посвященного разделу дисциплины. Отличается новизной материала, большим объемом используемой литературы, изложением различных точек зрения и подходов.
Заключительная лекция завершает обучение по курсу. В ней допустимо краткое повторение отдельных частей материала, изложение незатронутых областей знаний, перспективы развития научных достижений.
Недостатками лекционной формы обучения оказывается: пассивная форма передачи материала, трудность индивидуального контакта с обучаемым, невозможность контроля степени усвоения материала (отсутствие обратной связи), ориентация на средний уровень знаний и средний уровень возможностей усвоения материала, быстрая утомляемость обучаемых, повышенные требования к ораторскому искусству преподавателя, повышенные потери вспомогательного времени.
Требования к лекции:
• ясность изложения материала,
• логическое построение изложения,
• связь материала с другими видами занятий,
• актуальность материала,
• увязка теории с практикой,
• стимулирование потребности обращения к литературе.
Требованиями к лектору могут быть отличное знание предмета, умение логически излагать материал, повышенные затраты труда при подготовке материала, умение реагировать на неожиданные вопросы.
В значительной степени качество лекции зависит от многих вспомогательных моментов — подготовки методического материала (таблицы, схемы, слайды), наличия и использования демонстрационной аппаратуры.
В воспоминаниях блестящего оратора А. Ф. Кони отмечаются следующие рекомендации лектору:
1. Следует одеться просто и прилично. Психологическое действие на собравшихся начинается с момента появления лектора перед публикой.
2. Перед каждым выступлением следует мысленно пробежать план речи. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.
3. Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной. Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше овладеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду.
4. Говорить следует громко, ясно, отчетливо, не монотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного взрослым, скучного — молодежи.
5. Следует вообще менять тон речи — повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи.
6. Речь не должна произноситься одним махом, она должна быть речью, живым словом.
7. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или слова.
Оценка знаний
Правила аттестации знаний студентов представляют серьезную методическую проблему, которая решается по-разному в разных странах, в разных вузах и даже на различных кафедрах. На первый взгляд очевидная проблема оказывается очень непростой для решения. При выборе способа аттестации необходимо ответить на главные вопросы: «Что оценивается?» и «Кто будет в последующем опираться на проставленную оценку?».
В идеале аттестационная оценка студента должна быть показателем степени пригодности его знаний и способностей для последующей трудовой деятельности, уровня усвоения учебного материала, объема полученных практических навыков. Это его рейтинг среди других специалистов, на основании которого он эффективно может быть использован обществом на соответствующем уровне деятельности. В принятых сегодня анкетах поступающих на работу в престижные предприятия обязательно указывается средний балл за срок обучения, а ряд фирм требуют оценок по профилирующим курсам. В этом случае преподаватель несет ответственность перед самим студентом и будущим его «работодателем» за объективность и достоверность оценки.
Аттестация знаний не является целью учебного процесса, но она необходима для достижения лучшего результата.
Используемая преподавателем система аттестации иллюстрирует отношение преподавателя к значимости своего предмета и порождает соответствующее отношение студентов к изучаемой дисциплине. Если преподаватель считает свою дисциплину не обязательной для хорошего изучения, то и у студента будет такое же отношение. Социологические исследования в вузах показывают, что преподаватели недооценивают наблюдательность студентов и степень анализа действий преподавателя.
Следует особо отметить, что очень часто детальный контроль за учебной текущей работой студента вводят преподаватели, к занятиям которых студенты не проявляют интереса. Причины здесь могут быть очень разные. Это устаревший материал, плохая подготовка к занятиям, трудная для восприятия форма изложения материала и др. Здесь важно обеспечить контроль со стороны заведующего кафедрой и декана за значимостью (весовой оценкой) и составом элементов контролируемой учебной работы, ролью дисциплины в общей системе преподаваемых знаний.
Третий вариант аттестации менее трудоемок при учете для преподавателя, чем второй, но он также требует контроля за работой студента на каждом занятии. Интересно, что для содействия организации учебного занятия в некоторых вузах имеется опыт привлечения лучших студентов старшего курса (ассистенты преподавателя). Они получают небольшую оплату (не более 0,25 ставки) и помогают профессору готовить раздаточный материал, ведут учет посещаемости, делают анализ ошибок в домашних заданиях и т. д.
Второй и третий варианты аттестации не только дают оценку знаний, но и ориентируют студента в значимости элементов учебной деятельности, помогают ему выбрать распределение своих действий при выполнении учебной работы.
Существующие методические документы по высшей школе позволяют преподавателю самому выбирать систему аттестации знаний студента.
Однако необходимо соблюдать ряд условий:
• правила аттестации должны быть объявлены студентам на первом занятии по курсу;
• правила аттестации должны быть согласованы с заведующим кафедрой и деканом факультета, если они не являются общепринятыми для факультета;
• правила аттестации должны быть простыми и понятными;
• правила аттестации не могут изменяться в период изучения дисциплины.
Важным аспектом является выбор материала, выносимого на экзамен. Наиболее распространенным оказывается экзамен, на котором студент воспроизводит материал, изложенный преподавателем на занятии. Другой подход предполагает решение на экзамене практических задач с целью иллюстрации студентом умения пользоваться имеющимися знаниями. В этом случае на экзамен не выносится теоретический материал.
Любая система аттестации не должна быть чрезмерно жесткой. Здесь не должно быть «сведения счетов», необъективности со стороны преподавателя, но халатное отношение к обучению со стороны студента должно иметь однозначную оценку аттестации. Например, если студент по объективной причине пропускает одно-два занятия, то; у него должна быть возможность согласовать с преподавателем и самостоятельно «отработать» необходимый объем учебного материала. Следует всегда помнить, что преподаватель и студент совместно работают в интересах студента, престижа вуза, развития общества.
Компьютерные технологии обучения
Революция Internet изменила представления обо всех отраслях и сферах человеческой деятельности. Число его пользователей стремительно растет. Если в 1983 г. насчитывалось 562 хоста, то в 1995 г. уже около 5 млн. Действительное число пользователей компьютерной сети никто не знает. «Сегодня это расхожая энциклопедия для школьников» (Билл Клинтон, президент США).
Формируется новый тип образования. Стало обычным делом предоставление преподавателям и студентам электронных адресов в компьютерной сети. В ряде вузов США введено обязательное требование при поступлении — «наличие собственного персонального компьютера». Работа в сети становится элементом учебной деятельности вуза.
Дистанционное образование Дистанционное образование (от английского слова distant, что означает «на расстоянии») предполагает расстояние между преподавателем и студентом. Можно выделить три типа технологии дистанционного образования: портфельная, сетевая, телевизионная. Дистанционная технология обучения позволяет использовать опыт лучших преподавателей, но она отличается повышенной стоимостью на реализацию и требует высокой степени самоорганизованности. Ряд специальностей высшего образования не могут быть реализованы по системе дистанционного образования, так как требуют получения практических навыков в специальных лабораториях.