Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция». В этой работе речь пойдет преимущественно о «государственной» коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом. Так как терминологически это не совсем точно, для таких лиц будут использованы словосочетания «государственный служащий», «чиновник» или «должностное лицо».
Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник - государственная казна, если не законен - то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник.
Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств (можно напомнить об использовавшемся термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции.
Чаще бывает по-другому. Ниже приведено несколько примеров, которые можно отнести к ситуациям, обычно описываемым термином «коррупция»:
1. Когда командующий округом строит себе дачу за счет государственных средств (материалы, техника, военнослужащие), он действует не один и попадает в определенную зависимость от других лиц, вовлеченных в строительство и его обеспечение. Как правило, использовав свою власть для незаконного получения материальных благ, руководитель вынужден расплачиваться за это с «подельниками» незаконным продвижением по службе, премиями или другими способами. Эта ситуация ближе к общепринятому представлению о коррупции, потому что в ней участвует не один человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.
2. Когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.
3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.
4. Наконец, бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду - их не разоблачают.
Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции. Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).
Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.
Поскольку коррупция есть следствие общих проблем страны и общества, борьба с ней не сводится только к реализации узкой антикоррупционной программы, но должна пронизывать все программы обновления. В этих случаях антикоррупционная программа выступает также в качестве дополнительного обоснования реализации соответствующих мер в смежных программах. Кроме того, это подразумевает необходимость координации, с тем, чтобы избежать дублирования или, наоборот, сложить усилия. Ниже приведены некоторые меры, общие для антикоррупционной и других программ, как уже осуществляемых, так и тех, которые должны реализовываться в будущем.
Совершенствование механизмов и разумное определение сфер государственного присутствия в экономике должны сужать почву, на которой процветает коррупция. Тот же эффект дает наведение порядка в сфере государственных финансов.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита бюджетных средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками.
2. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.
3. Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.
4. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции. Коррупция это преступление государственный экономика
Для социальной сферы антикоррупционные меры складываются, по тому же принципу снижения зависимости граждан от процессов теневой экономики и ограничении сфер произвола чиновников:
1. Коммерциализация части социальных (в том числе - коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг.
2. Расширение практики применения современных методов осуществления социальных выплат с помощью электронных средств безналичного оборота уменьшает зависимость граждан от усмотрения чиновников и тем самым ограничивает низовую коррупцию.
3. Делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов) - одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции. Общественные организации, получающие по конкурсу и на условиях контракта право на реализацию отдельных государственных функций, более подвержены общественному контролю, менее бюрократизированы. Кроме того, они актуально направлены больше на решение основной задачи, а не на укрепление института, как это свойственно бюрократическим системам. Тем самым решаются сразу три важные задачи: ограничивается низовая коррупция, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти.
Укрепление судебной системы - одна из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы, актуальность которой вряд ли нуждается в обосновании.
Здесь понадобится:
• гарантировать достойное обеспечение судей и всей судебной системы;
• усовершенствовать систему подготовки и отбора кадров;
• укрепить арбитражные суды, ввести в их работу большую процедурную и информационную надежность;
• развить административную юстицию.
Одновременно необходимо резко снизить возможности для проникновения коррупции в судебный корпус.
К анализируемой группе преступлений относятся неисполнение приказа (ст. 332 УК), сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей воинской службы (ст. 333 УК), насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК), нарушение преступления против военной службы уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК), оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК). Большинство этих деяний являются опасными посягательствами на воинский правопорядок. Удельный вес рассматриваемых преступлении в структуре всех деяний против военной службы составляет одну десятую часть, а в структуре всех преступлений военнослужащих - около 6%. Неисполнение приказа (ст. 332 УК).
Непосредственным объектом посягательства при неисполнении приказа является порядок подчиненности, реализующий принцип единоначалия. Устав внутренней службы ВС РФ (ст. 30) определяет единоначалие одним из принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Статья 31 этого Устава и ст. 9 Дисциплинарного устава ВС РФ наделяют командира (начальника) правом отдавать приказы и обязывают подчиненного беспрекословно повиноваться, что и является основными принципами единоначалия.
Начальники различаются по служебному положению и воинскому званию (ст. 32 и 33 Устава внутренней службы). Начальники, которым военнослужащий подчинен по службе, хотя бы временно, являются прямыми начальниками.
По воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе: маршалы, генералы армии и адмиралы флота для всех офицеров и других нижестоящих по воинскому званию военнослужащих; генералы, адмиралы, полковники и капитаны первого ранга - для младших офицеров и нижестоящих; подполковники, майоры и им равные - для прапорщиков и нижестоящих, младшие офицеры - для сержантов и нижестоящих, прапорщики и мичманы - для сержантов и нижестоящих по званию военнослужащих одной с ними части, сержанты и старшины - для солдат и матросов одной с ними части.
С объективной стороны неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, может выражаться в открытом неповиновении или, при внешнем принятии приказа, в его фактическом неисполнении. Формой неисполнения приказа могут быть несовершение действий, предписанных приказом, совершение действий, запрещенных приказом, а также несвоевременное или неполное исполнение приказа, который фактически оказался неисполненным.
Преступление признается оконченным в момент открытого отказа от его выполнения либо по истечении установленного или необходимого срока, когда он должен быть выполнен.
Статья 332 впервые определяет, что приказ начальника должен быть отдан в установленном порядке. Он раскрывается в Уставе внутренней службы (ст. 31, 36, 37, 64), который предписывает начальнику при отдаче приказа (приказания) быть тактичным, выдержанным, не допускать унижения человеческого достоинства подчиненного и нарушения правил воинской вежливости.
По форме приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи. Он должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов, отдаваться в порядке и в интересах службы. Закон о воинской обязанности и военной службе запрещает отдавать приказы и распоряжения, не имеющие отношения к военной службе и направленные на нарушение закона.
Уголовно наказуемым является лишь такое неисполнение приказа, которое причинило существенный вред интересам службы. Данный критерий вводится впервые. Судебной практики по нему нет. Вред может быть физическим, имущественным или организационным.
Существенный вред следует понимать в первую очередь как вред, затрагивающий сущность воинских отношений подчиненности (подрыв воинской дисциплины, провокация к неисполнению приказов другими военнослужащими, падение авторитета начальника и т.д.). Физический вред может выражаться в причинении людям вреда здоровью, а материальный - в нанесении ущерба воинской части, боевой технике, другому имуществу.
Субъектом неисполнения приказа может быть любой военнослужащий, подчиненный постоянно или временно лицу, отдавшему приказ.
Субъективная сторона. Состав неисполнения приказа, предусмотренный ч. 1 ст. 332, предусматривает умышленную вину. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Его возникновение в момент получения приказа или по истечении какого-то времени не имеет значения для квалификации.
Квалифицирующими обстоятельствами умышленного неисполнения приказа (ч. 2) является совершение его группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, равно повлекшее тяжкие последствия.
К тяжким последствиям могут быть отнесены: причинение смерти по неосторожности, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, а также более опасные последствия для людей, дополнительно квалифицируемые по статьям главы о преступлениях против жизни и здоровья. Тяжкие последствия могут включать в себя срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности, вывод из строя боевой техники, причинение значительного материального ущерба и т.д.