Управление финансами

документы

1. Путинские выплаты с 2020 года
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году
11. Выплаты на детей от 3 до 7 лет с 2020 года
12. Компенсация за летний отдых ребенка в 2020 году


Управление финансами
О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Юристу » Направления коррупции

Направления коррупции

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Коррупция

Вернуться назад на Коррупция



Коррупция порождена обществом и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Предполагать, что можно окончательно искоренить этот вид преступности, неправильно. Однако разовые мероприятия, как показывает практика, также неэффективны. Поэтому следует вырабатывать и реализовывать комплексную программу мер противодействия коррупции в государственном аппарате.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Антикоррупционная политика заключается в разработке и реализации разносторонних и последовательных мер, проводимых органами государственной власти и институтами гражданского общества по устранению или минимизации причин и условий, порождающих и усиливающих коррупцию в разных сферах.

Следует также учитывать, что коррупция — это не только криминальная проблема, как полагают многие. Она представляет собой экономическое, политическое, социально-культурное явление. Поэтому противодействовать коррупции можно только комплексом мер, выходящих далеко за пределы деятельности правоохранительных органов. В этой связи автор согласен с теми специалистами, которые считают, что применение всех технологий борьбы с коррупцией должно носить комплексный характер, т. е. должно включать в себя комплекс мер: политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических и др.

Эффективность борьбы с коррупцией в России будет невелика до тех пор, пока все мероприятия по борьбе с коррупцией будут проводится в порядке самолечения. Как известно, бюрократическая система внутри не способна проводить мероприятия по самолечению. Ведь очень многие чиновники поражены коррупцией, но они же призываются для борьбы с коррупцией. Более того, они же заседают в комиссиях по борьбе с коррупцией, а иногда даже их возглавляют (например, возглавлявшего в один период Совет по противодействию коррупции бывшего премьер-министра М. Касьянова неоднократно в открытой печати называли не иначе как «Миша два процента», намекая на его коррупционные проделки). Правда, иногда эти чиновники «сдают» на растерзание общественности какого-нибудь «оборотня» в погонах и без них.

Основными антикоррупционными мерами являются:

1) разработка и реализация антикоррупционной программы, предусматривающей ревизию всего массива законодательства для внесения в него норм, призванных противодействовать коррупции, введение постоянной практики экспертизы законов и подзаконных актов на коррупциогенность;
2) отбор на государственную гражданскую службу и продвижение на ней лучших кадров на основе справедливых конкурсов и сложных экзаменов. Как справедливо отмечает В. Костиков, «люди чести во властных структурах нужны по всей России». А такие остались в основном только среди простого народа;
3) создание механизма защиты честного чиновника;
4) обеспечение ротации государственных служащих, в чьи функции входят прямые контакты с населением и представителями бизнеса;
5) разработка и принятие Административного кодекса как свода процедур чиновничьей деятельности, в какой бы сфере она не проходила;
6) существенное сужение числа видов деятельности, основанных на разрешительном, а не на уведомительном принципе (прежде всего в малом бизнесе);
7) введение административных судов, позволяющих обжаловать административные решения, нарушающие как частные, так и публичные интересы, либо факты непринятия необходимых решений государственными и муниципальными служащими;
8) ограничение условий, благоприятствующих проникновению криминальных элементов в органы государственной власти и местного самоуправления и их влиянию на принятие решений;
9) обеспечение доступного и справедливого правосудия;
10) повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;
11) законодательное обеспечений информационной прозрачности процесса принятия важнейших решений органов государственной власти и местного самоуправления, особенно в части наиболее коррупционных;
12) установление механизмов, гарантирующих прозрачность динамики имущественного положения лиц в период прохождения ими государственной службы;
13) придание Счетной палате статуса основного органа государственного контроля за расходованием бюджетных средств с расширением ее властных полномочий;
14) формирование новой модели разделения государственной власти, при которой Президенту России принадлежит исполнительная власть, а российский парламент не только создает законы, но и вправе контролировать исполнительную власть в части их исполнения. При этом Президент России должен быть лишен права распускать парламент, который несет функцию представителя интересов и воли российского народа;
15) создание постоянно действующего независимого федерального органа по предупреждению и ограничению коррупции;
16) организация «горячих линий», по которым желающие могли сообщать о фактах вымогательства и иного незаконного поведения государственных служащих;
17) активное участие институтов гражданского общества в разработке и реализации антикоррупционной политики, в том числе создании общественного наблюдательного совета при общефедеральном органе по предупреждению и ограничению коррупции;
18) формирование антикоррупционного поведения у российских граждан с помощью средств массовой информации, учебной и художественной литературы и др.

Вышеизложенный перечень основных мер антикоррупционной политики не является исчерпывающим. Причем бороться необходимо не столько с коррупционерами, сколько с причинами, порождающими коррупцию.

Конечно, для борьбы с коррупцией необходимы соответствующие ресурсы — правовые, финансовые, кадровые, информационные и др. Но самое главное — необходима политическая воля руководства страны и правящей партии. При этом необходимо понимать, что многих чиновников может остановить от принятия взятки лишь страх. Страх конфискации имущества, нажитого преступным путем, и пожизненная потеря возможности в будущем работать на государственной службе и заниматься бизнесом.

Эту проблему не способна решить власть в отрыве от общества. Она касается каждого, кто считает себя гражданином, кто понял опасность для себя и своих близких дальнейшего усиления коррупции, для своего дела, для общества и страны. Опыт США, Италии, Китая свидетельствует, что именно граждане помогают отслеживать коррупционные нити и тех чиновников, которые делают из своей должности кормушку. Если удастся организовать такой же гражданский контроль и в России, коррупция утратит масштаб национальной опасности.

В борьбе с коррупцией государственных служащих нельзя игнорировать рациональные элементы мирового опыта противодействии коррупции и тратить силы и время на изобретение очередного велосипеда.

В последние годы борьба с коррупцией стала приобретать более системный характер. Об этом свидетельствует принятие Указа Президента Российской Федерации № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Национального плана противодействия коррупции, Федерального закона «О противодействии коррупции».

При этом необходимо отметить, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» является, скорее всего, документом, декларирующим политическую волю, нежели эффективным инструментом прямого действия.

Не будет преувеличением сказать, что у российского народа накопилась усталость от бездействия или неэффективной деятельности органов государственной власти в части противодействия коррупции, тоска по решительным действиям, по твердой руке. Становится все очевиднее, что если общественность России не выступит против пассивного поведения государственного аппарата в отношении коррупции в своей среде, коррупцию свести к минимуму не удастся.

Относительно перспектив борьбы с коррупцией в России в общественном мнении пока доминирует пессимизм. Так, согласно социологическим опросам большинство народа считает, что коррупцию невозможно победить. Академик РАН Д. Львов подчеркивал, что существующая в России политическая и экономическая система «не только порождает бедных и усиливает социальную дифференциацию, но и не позволяет решать задачу модернизации, развития, восстановления экономики. Эта система — главный источник коррупции, воровства и прочих преступлении».

А бывший министр внутренних дел России А. Куликов считает, что при нынешней Конституции, при нынешней системе власти эффективно бороться с коррупцией невозможно.

Даже известный специалист по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, бывший руководитель Комитета Государственной Думы по безопасности А. Гуров оптимизма не излучает. Он с горечью отмечает: «...боюсь, что борьба с коррупцией в нынешней ситуации бесполезное занятие, бутафория, кукольный спектакль для бедных детей в холодном сельском клубе, с помпой транслируемый почему-то по всем телеканалам...».

К сожалению, сегодня складывается ситуация, когда задачи, ставящиеся руководством своим подчиненным на местах, должны выполняться чиновниками, которые сами погрязли в коррупционных действиях, и в силу этих обстоятельств до реальной борьбы с коррупцией дело не доходит. В итоге можно констатировать, что государство в одиночку снизить уровень коррупции не сможет.

В этих условиях особую актуальность приобретает более активное сотрудничество с институтами гражданского общества, повышение информационной открытости деятельности государственных органов для общества, а также повышение результативности общественного контроля за деятельностью государственных органов.

темы

документ Альтернативное экономическое правосудие
документ Преступления в сфере экономической деятельности
документ Экономические преступления
документ Виктимологическая характеристика и предупреждение коррупции
документ Противодействие коррупции



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Изменения для нотариусов в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году
Недвижимость
Брокеру


©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.