Что представляет собой право? Это один из наиболее дискуссионных вопросов современной юридической науки, одной из предпосылок чего, несомненно, является многозначность данного понятия. Как справедливо отмечается в литературе, право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола.
Кроме того, дискуссионный характер вопроса обусловливается и многими другими факторами как объективного, так и субъективного ряда, в том числе и позициями тех или иных исследователей, дающих свою оценку данному феномену.
Среди множества подходов к характеристике этого явления особого внимания заслуживают такие, как позитивно-нормативное понимание права, естественно-правовой и социологический подходы к нему.
Истоки позитивно-нормативного понимания права содержатся в идеях, высказанных в трудах И.Канта, Р.Иеринга, Г.Кельзена и других мыслителей новейшего времени. Согласно представлениям этого течения политико-правовой мысли, под правом понимаются юридические нормы. Притом, как считают его сторонники, они не связаны непосредственно с экономикой, социальной структурой общества, политикой. Соответственно, правовые нормы возникают благодаря формальным установлениям государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме».
Эта норма определяет иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды (Г.Кельзен). И если представители либерального течения исходили при этом из общечеловеческих этических принципов, то Г.Кельзен и его сторонники утверждали, что никакого права, кроме опирающегося на государство, не существует, а обязательность правовых норм проистекает из авторитета государства.
Современное нормативное понимание права предполагает учет в ходе его характеристики следующих важных свойств этого феномена:
1. Право – такой регулятор общественных отношений, возникновение которого, действие и охрана от нарушений неразрывно связаны с государством. Оно состоит из множества норм, которые установлены государством, или санкционированы им, т.е. одобрены, подтверждены силой государственно-властного авторитета, что бывает нередко, когда, по мнению компетентного органа государства, то или иное неюридическое правило могло бы принести немалую пользу обществу, государству, если бы оно было облечено в правовую форму. Соответствующее качество и придается социальному алгоритму поведения в результате его санкционирования. Государственный орган объявляет, что данное правило на будущее является юридическим, и за его нарушение виновные подлежат не только общественной, но и юридической ответственности. Конечно, в основе создания правовых установлений, безусловно, лежат более глубокие причины, нежели желание, интерес государственного должностного лица, чиновника, но отвлечься от громадной, конституирующей роли государства в этом процессе невозможно. Из рассматриваемого признака также следует, что действующие нормы права обеспечиваются, гарантируются государством и его аппаратом.
2. Право – такой социальный регулятор общественных отношений, которому присуща формальная определенность. Это означает, что внутренне присущий праву элемент – из чего, собственно, оно и состоит – юридические нормы выражены в строго установленных формах – в законах и иных официальных актах. Конечно, таким свойством – быть выраженным в письменном виде, в тех или иных документах – обладают и некоторые другие социальные регуляторы общественных отношений (например, уставы политических партий), но степень выраженности этого качества – формальной определенности - у права несравненно выше в сопоставлении с другими социальными регуляторами. И, действительно, как будет показано далее, юридические нормы имеют четкую, строгую структуру, состоят из обязательных для нормативного правового установления элементов, что иным социальным нормам в целом несвойственно. Указанная черта дает возможность обеспечить устойчивость, единообразный подход к регулированию общественных отношений, возможность защиты прав одних и привлечения к ответственности других участников правоотношений, нарушивших закрепленный в норме права алгоритм поведения. Соответствующий, присущий праву признак играет и информативную роль, давая возможность ознакомления любому интересующемуся лицу с соответствующим правовым установлением.
3. Праву присущ такой признак, как системность. Право – это не конгломерат ничем не объединенных правовых установлений, а их система, сформировавшаяся на основе объективно существующих общественных отношений, требующих для своего нормального функционирования правовой регламентации. Признак системности означает, что нормам, из которых состоит право, присущи единство, согласованность, а также подразделение их на относительно самостоятельные структурные части согласно, прежде всего, предмету и методу правового регулирования общественных отношений.
4. Один из важнейших признаков права – нормативность. Этот признак означает, что право выступает в качестве общеобязательного государственного регулятора общественных отношений. Оно устанавливает меры, масштабы поведения неопределенного круга лиц в типичных жизненных ситуациях; притом для такого воздействия характерна протяженность во времени и неисчерпаемость исполнения: это означает, что действующие правовые нормы впредь до их отмены или изменения в установленном порядке применяются всякий раз, когда налицо жизненная ситуация, предусмотренная этими нормами.
5. Признаком права является его волевой характер. Право выражает государственную волю, в которой содержатся фрагменты как интересов социальных сил, стоящих у власти, так и интересов всего общества. Причем соотношение, удельный вес каждой из составляющих государственной воли различен в зависимости от этапа развития, на котором находится общество.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Всё изложенное дает возможность следующим образом определить понятие права: это - феномен, представляющий собой выраженную различными способами с помощью государства обязательную для всех членов общества волю различных его социальных слоев (составляющие этой воли обусловлены уровнем развития общества), гарантированную специфическими для государственно-организованного общества мерами.
Концепциям естественного права свойственно разнообразие. Характерным, однако, для всех них является то, что право в них рассматривается как воплощение справедливости и разума.
Идея естественного права возникла в древности. Этим понятием оперировали Сократ, Аристотель и другие великие представители интеллектуальной составляющей человечества древности. Использовали его в своих сочинениях римские юристы: Ульпиан, Цицерон и многие их современники. Не чурались этой идеи отдельные представители эпохи средневековья.
В Новое время много внимания ее развитию уделяли Г.Гроций, Д.Локк, Ш.Л.Монтескье, А.Н.Радищев и другие известные мыслители этого этапа развития человеческого общества.
Естественно-правовая концепция исходит из того, что существуют две системы права: естественное и позитивное.
Естественное право проистекает из природы человека или из божественной воли. Оно определяется человеческим разумом, всеобщими нравственными принципами, справедливо, вечно и неизменно. Благодаря таким свойствам права, в обществе воцаряются равноправие и справедливость, оно освобождается от произвола и беззакония. Данная теория исходит из того, что в качестве естественных законов выступают прирожденные неотчуждаемые права человека: семья, частная собственность, свобода, равенство, достоинство, безопасность, и др. Именно их должен в первую очередь охранять любой политический союз, и в первую очередь, государство.
Сыграв значительную роль в борьбе с феодализмом, эта теория не потеряла своего значения, а во второй половине ХХ века выступила в качестве теоретического фундамента борьбы за права человека во всем мире.
Согласно воззрениям представителей социологической школы права (Е.Эрлих в Германии, С.А.Муромцев в России и др.), право представляет собой совокупность правовых отношений, сложившийся в жизни социальный порядок, а точнее говоря, фактическую деятельность государственных органов, должностных лиц, чиновников. Правовые отношения здесь рассматриваются в качестве основных элементов права. Иными словами, сторонники социологического направления в праве акцентируют внимание в первую очередь на процессе его реализации, имеют в виду «право в действии». По их мнению, наряду с нормами права, существует так называемое «живое право», т.е. реальный, сложившийся в жизни порядок отношений.
Данный подход на протяжении длительного времени вызывает интерес у многих ученых-юристов, но вряд ли, как и многие другие, может считаться совершенным, поскольку при таком понимании права возникает немало проблем, в том числе и касающихся затруднительности решения вопроса о том, как отличить правовые отношения от иных. Кроме того, и это еще более существенно, при такой трактовке права авторитет закона принижается, а сфера судейского усмотрения расширяется, что не способствует установлению и функционированию цивилизованного правопорядка.
Споры о том, что есть право, продолжаются и в настоящее время. На страницах многих работ отечественных ученых юристов ведутся дискуссии об «узком» и «широком» понимании права; определенный интерес привлекает так называемый либертарно-юридический подход к праву, у истоков которого стоял академик В.С.Нерсесянц.
Внимание ряда ученых-юристов акцентировано на интегративном правопонимании.
Оценивая имеющую место плюралистичность правопонимания, надо согласиться с тем утверждением, что следует лишь приветствовать разные подходы к пониманию права. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом же плане, благодаря спорам о праве, более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т.д.