Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР.
В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств государства — участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией.
Однако каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Республики бывшего СССР активно использовали это право. Так, Решениями об участии государств — участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны государства — правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.
Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Беларуси) самостоятельно вступали в ООП, в договоры о правах человека, о разоружении и т.д.
Для решения проблем правопреемства Советом глав государств СНГ была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего СССР, в рамках которой подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР.
В числе многосторонних договоров, регламентирующих вопросы правопреемства между республиками бывшего СССР, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР, Соглашение глав государств — участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР, Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом, Декларация глав государств — участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод и др.
В качестве примера рассмотрим некоторые из них.
Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собственностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР и др.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Беларусь — 4,13%, Казахстан — 3,86%, Россия — 61,34%, Украина — 16,37% и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии была объявлена 4,77% и данным Соглашением не рассматривалась.
Были заключены двусторонние соглашения между Российской Федерацией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной — с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР до сих не действует вследствие невыполнения Украиной соответствующих процедур.
Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств — участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.
В отношении долгов так называемому "Парижскому клубу" Правительство РФ подписало Соглашение об отсрочке задолженности СССР и его правопреемников внешним официальным кредиторам.
Далее был подписан Меморандум о взаимопонимании о задолженности внешним кредиторам СССР и его правопреемников.
Правительство РФ сделало заявление, по условиям которого оно:
а) признало внешние долги бывшего СССР;
б) подтвердило свои обязательства по внешней задолженности бывшего СССР;
в) подтвердило намерение погашать в полном объеме внешнюю задолженность бывшего СССР.
Во исполнение указанных обязательств Правительством РФ были подписаны: Соглашение с Правительством Франции о консолидации долга; Соглашение с Правительством ФРГ о реструктуризации внешнего долга Российской Федерации и бывшего СССР; Соглашение с Правительством Швейцарской Конфедерации об урегулировании платежных обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР; Соглашение с Правительством США об урегулировании платежных обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР. Многие положения указанных договоров уже выполнены.